16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/395-396/7671438.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (395-396) август 2020 года

Российское энергомашиностроение: испытание очередным кризисом

Вот уже 20 лет проблематика развития отечественного энергомашиностроения остается одной из главных тем на страницах «ЭПР». За это время мы написали около 200 публикаций. Лейтмотивом многих была готовность представителей данного сектора к новым вызовам и стремление, устранив имеющиеся пробелы, обеспечить нужды потребителей. К такому выводу пришла журналист Елена ВОСКАНЯН, проанализировав материалы, публиковавшиеся в нашей газете за 20 лет.

№ 9 (13) сентябрь 2001 года

Будущее энергетики зависит от машиностроителей

«К 1990 году в России был создан значительный научно-технический и производственный потенциал по разработке и выпуску основных видов энергооборудования, обеспечивающий развитие отечественной энергетики в полном объеме и экспортные поставки до 30 % от объема товарного выпуска.

Сегодня к отрасли энергомашиностроения можно отнести 28 предприятий и 12 научно-исследовательских организаций, в которых занято свыше 100 тыс. человек.

Стратегия развития энергетического машиностроения, разработанная ЦНИИТмаш, АООТ «НПО ЦКТИ» и ВНИИАМ, ВЭИ им. Ленина, основана на том, что в рыночной экономике принятие основных решений является прерогативой субъектов рынка, а участие государства в хозяйственной жизни должно ограничиваться созданием благоприятных условий для развития рыночных механизмов и привлечения в отрасль инвестиций, а также регулированием естественных монополий и воздействием на структуру предложения и спроса рынка машиностроительной продукции».

Е. В.: Значимость энергомашиностроительной отрасли неоспорима. В России, как и в других развитых странах, наличие собственного эффективного энергомашиностроения – один из основных элементов обеспечения национальной безопасности, ее электроэнергетической независимости.



№ 21 (137) ноябрь 2009 года

Евгений Кислицын: «В кризис заказчики стали требовательнее»

«По данным Росстата, в январе-июле выпуск газовых турбин в России упал лишь на 6 процентов, паровых турбин – примерно на треть. По сравнению с автопромом, где за это же время продажи сократились на 51 процент, это немного.

Кроме того, в некоторых сегментах отечественного энергомашиностроения наблюдается устойчивый рост. Так, выпуск гидротурбин в январе-августе увеличился на 31 процент, генераторов – на 42 процента.

По словам генерального директора ЗАО «Уральский турбинный завод» Евгения Кислицына, требования мирового энергетического рынка в последние годы изменились – предпочтения отдаются ТЭС с высокой гибкостью, эффективностью и долгими межремонтными интервалами, а также временем жизни более 200 тысяч часов. Одновременно с этим необходимость сокращения инвестиционных затрат заставляет производителей постоянно улучшать конструкции и используемые материалы».

Е. В.: В тот год планы генерирующих компаний по замене и модернизации оборудования подверглись сильной корректировке. Многие проекты были заморожены на несколько лет либо заменены на другие. Энергомашиностроительные предприятия оказались заложниками инвестиционных программ, на которые у собственников генерирующих компаний не хватало средств. Вопрос в том, какова вероятность повторения этого сценария в текущих условиях?



№ 20 (160)  октябрь 2010 года

Машиностроение в эпоху модернизации: ответить на вызовы отрасли

«Российские энергостройки ближайших лет создадут мощный драйвер для внедрения инноваций в отечественном энергомашиностроении. Так считает Ян Рязанцев, директор департамента инвестиций и экспертизы, член правления ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). В числе стимулов к продвижению инноваций, по его мнению, – развитие конкуренции на рынке электроэнергии, а также государственная политика, направленная на поддержку научно-исследовательских и проектных организаций.

Эксперт подчеркнул: не так давно отечественное энергомашиностроение не очень реагировало на спрос энергетиков. Казалось, российские предприятия уже не смогут конкурировать с западными компаниями. Сейчас происходит заметное оживление в энергомашиностроении. Необходимо использовать возможность строительства новых гидроагрегатов взамен выбывших из строя. Часть свернутых из‑за кризиса инвестпрограмм энергокомпаний, скорее всего, будет восстановлена».

Е. В.: 10 лет назад одним из самых интересных трендов в энергомашиностроении с точки зрения венчурного рынка было повышение эффективности того или иного оборудования, будь то насос (ресурс, энергоэффективность), кабель (сопротивление, ледонарастание) или энергоблок (КПД, ресурс, операционные затраты). Основным драйвером этого процесса стало использование новых интеллектуальных систем и материалов с заданными свойствами.



№ 08 (172)  май 2011 года

Спасти российское машиностроение

«В Санкт-Петербурге под руководством Владимира Путина прошло совещание «О мерах по развитию энергетического машиностроения». Премьер предрек этой отрасли российской промышленности светлое будущее. По его мнению, она обладает серьезным потенциалом и, безусловно, хорошими перспективами; в ближайшие годы Россия может и должна стать одним из крупнейших мировых производителей оборудования и технологий для ТЭКа – турбин, сетевого оборудования, компрессоров, буровых установок и платформ.

Что касается стратегии развития энергомашиностроения до 2020 года, то Владимир Путин потребовал уделить особое внимание нескольким аспектам: сформировать инновационную цепочку в отрасли, создать технологические заделы и подготовить базу для производства новой продукции, причем ресурсы следует распределить самым оптимальным образом».

Е. В.: Еще когда импортозамещение не было одним из ключевых вопросов повестки правительства, Путин делал акцент на том, что государство должно поддерживать отечественных производителей на высокорискованном этапе научных и конструкторских разработок. Основными заказчиками для отечественного энергомашиностроения должны были стать российские генерирующие и сетевые компании. С течением времени приоритеты государства не изменились.



№ 10 (224)  май 2018 года

Российские машиностроители принимают вызов

«Одна из важнейших задач государственного значения, на решение которых направлена заявленная правительством программа «ДПМ-модернизация», – создать дополнительный импульс для развития российского энергомашиностроения, повысить локализацию выпускаемого оборудования.

«Конкретные предложения в этой области находятся на этапе проработки с учетом мнений отечественных машиностроителей и Министерства промышленности и торговли», – подтвердил «ЭПР» источник в Департаменте развития электроэнергетики Минэнерго России, пояснив, что улучшение технико-экономических показателей оборудования станет одним из базовых критериев при отборе проектов модернизации».

Е. В.: Российские заводы заявили о готовности к решению задач, которые может поставить перед ними модернизация тепловой энергетики. Предварительные консультации по модернизации ряда объектов, прошедшие с участием представителей энергомашиностроительных компаний, показали, что ничего невыполнимого в этой задаче нет.


Что мы имеем сегодня: вторая половина 2020 года, очередной кризис, вызванный на этот раз пандемией COVID-19, остающийся актуальным вектор государства на импортозамещение и потребность отрасли в новых разработках. Пока неизвестно, все ли предприятия смогут выстоять в этот сложный период, но одно ясно точно: многие из них, пережившие предыдущие кризисы, оперативно приняли антикризисные меры.

Энергетическое машиностроение,

Российское энергомашиностроение: испытание очередным кризисомКод PHP" data-description="Вот уже 20 лет проблематика развития отечественного энергомашиностроения остается одной из главных тем на страницах «ЭПР». За это время мы написали около 200 публикаций. Лейтмотивом многих была готовность представителей данного сектора к новым вызовам и стремление, устранив имеющиеся пробелы, обеспечить нужды потребителей. К такому выводу пришла журналист Елена ВОСКАНЯН, проанализировав материалы, публиковавшиеся в нашей газете за 20 ле" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/395-396/7671438.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/cc4/cc4ec69d5292a2e5332356249647fdc7.jpg" >

Похожие Свежие Популярные