16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/393-394/4182630.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (393-394) июль 2020 года

Ревизия состоится

Финансы Елена ВОСКАНЯН 1587

Министерства оценят, реально ли избавиться от части надбавок или переложить некоторые из них на бюджет

О ликвидации нерыночных механизмов на энергорынке речь ведется уже несколько лет. Многие считают их пережитком советского планового хозяйствования и предлагают убрать. Однако полностью говорить о ликвидации нерыночных инструментов в этой отрасли невозможно.

Разговор на эту тему зашел не случайно. Весной Правительство РФ заявило о проведении ревизии всех нерыночных механизмов на энергорынке. В том числе надбавок для новой генерации и компенсаций проблемным регионам. По поручению вице-премьера Юрия Борисова, Мин­экономики, Минфин и ФАС должны оценить: реально ли избавиться от части надбавок или переложить некоторые из них на бюджет.

В фокусе внимания такие регионы, как Северный Кавказ, Тыва, Карелия и Бурятия, которые ушли с оптового энергорынка обратно на тариф, как было до реформы РАО ЕЭС.

– Когда говорят о нерыночных механизмах в энергетике, фактически речь идет о сохранении перекрестного субсидирования, при котором цена на электроэнергию для одних потребителей устанавливается выше. А для других – ниже предельных издержек, – комментирует руководитель Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Владимир Климанов. – Подобное субсидирование может практиковаться и в межтерриториальном перекрестном формате, который в результате реформы РАО ЕЭС должен был практически полностью исчезнуть.

Однако фактически он сохранился для Чукотского автономного округа, не связанного с Единой энергосистемой страны, а также для других регионов Дальнего Востока, Калининградской области, Республики Крым с Севастополем.

Более значимую роль, по словам эксперта, «перекрестка» играет в отношениях энергокомпаний с различными группами потребителей. Прежде всего – населением и предприятиями разных секторов экономики.

Высокие тарифы для населения не снижают нагрузку для бюджета, а нередко, наоборот, ее создают. Стоимость электроэнергии является одной из составляющих общих расходов на жилищно-коммунальные услуги. В случае превышения определенной доли в денежных доходах населения они должны субсидироваться за счет бюджета. Кроме того, расходы на электроэнергию несут и государственные, и муниципальные учреждения.

– Большинство регионов, которые перешли обратно на тарифное регулирование, относятся к категории высокодотационных. В республиках Северного Кавказа, Республике Тыва доля межбюджетных трансфертов в структуре доходов региональных бюджетов составляет свыше 60 %. А в Республике Ингушетия – более 80 %, – уточняет Владимир Климанов. – Не отличаются высокой бюджетной обеспеченностью и Карелия с Бурятией.

Поэтому, если там возрастут расходы региональных бюджетов, придется идти на увеличение финансовой помощи этим регионам из федерального бюджета. Это полностью противоречит всем целям и действиям федерального центра по сокращению финансовой зависимости регионов. Здесь и возникает дилемма, на кого должны быть переложены издержки, связанные с ростом тарифов.

Доцент факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС, к.э.н., партнер О2 Консалтинг Татьяна Сафонова рассматривает инициативу Правительства с другой стороны:

– Вопрос о том, кто должен оплачивать модернизацию электроэнергетики, до сих пор решался путем включения стоимости модернизации оборудования и капитальных ремонтов в тарифы на электроэнергию. Причем в связи со старением оборудования доля нерыночных надбавок к цене электроэнергии постоянно увеличивалась, – говорит она. – По оценкам экспертов, в 2011 году она составляла 14 %, а к 2021-му увеличится до 81 % в структуре платежа за мощность, достигнув 667 млрд рублей.

Фактически модернизация оборудования оплачивается непосредственно потребителями энергии. Промышленные потребители давно поднимают вопрос о частичной компенсации этих затрат за счет бюджета или генерирующих предприятий.

– Правительство в очередной раз задумалось о возможности частично компенсировать стоимость ремонтных работ непосредственно из бюджета, поручив провести ревизию устанавливаемых надбавок.

Это решение полезно в любом случае, так как позволяет оценить реальную потребность в модернизации оборудования и степень ее покрытия за счет действующих механизмов фондирования, – считает Татьяна Сафонова. – Однако возможностей у бюджета в этой ситуации для увеличения каких‑либо затрат все меньше.

Очевидно, в ситуации жесткой экономии, с необходимостью которой мы столкнемся в ближайшее время, все дотации из федерального бюджета будут исключительно точечными для поддержки социально значимых предприятий и отраслей экономики. Дотационные регионы в данном случае с большей вероятностью могут рассчитывать на финансовую поддержку из федерального бюджета.


Электроэнергетика

Похожие Свежие Популярные