16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/39/2660.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (39) ноябрь 2003 года

Проблемы подготовки специалистов для промышленности и энергетики

Новые технологии Н. Г. Кириллов, к.т.н., федеральный эксперт научно-технической сферы (Военно-космическая академия им

В российских высших технических вузах с 1992 года существует многоуровневая подготовка студентов. Это значит, что, кроме традиционной подготовки инженеров, в вузах также осуществляют подготовку бакалавров и магистров. Естественно, возникает вопрос: чем же не устраивала функционировавшая более 70-ти лет образовательная система инженерных вузов? Наивно полагать, что переход к подготовке бакалавров и магистров простая дань моде или слепое копирование западных образовательных стандартов. Проблема лежит глубже. Она связана с нарастающими противоречиями между качеством подготовки специалистов и требованиями, предъявляемыми реалиями современного мира.

Наиболее ощутимо это сказалось в промышленности и энергетике.

В свое время наша страна занимала одно из лидирующих мест в мире по количеству специалистов с дипломом инженера на душу населения. Более того, к 1990 году в 4646 наших научных организациях работало более 12% всех ученых мира. Однако переход к рыночной системе экономики наглядно показал, что, несмотря на достигнутые успехи в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, во многих отраслях промышленности Россия оказалась не готова к жесткой конкурентной борьбе с ведущими зарубежными странами. Это прежде всего относится к машиностроению, автомобилестроению, холодильному оборудованию, автоматике и средствам измерения, компьютерным технологиям и т.д., то есть к отраслям, которые в значительной мере определяют национальную экономическую безопасность.

В последние годы резко обострились проблемы и в энергетике. Исследования показывают, что в нашей стране доля стоимости энергии в себестоимости произведенного продукта составляет 40-60%, что выше мирового уровня в 5-10 раз. Удельный расход воды и тепла на одного жителя превышает общеевропейские нормы в 2-3 раза. Эти факты говорят о том, что за последние 10-15 лет в энергетике и промышленности России практически не используются новейшие достижения мирового научно-технического прогресса.

К сожалению, и к началу ХХI века мы не используем новые отечественные технологии, разработанные на уровне мировых стандартов. В то же время многие развитые страны мира, такие, как Япония, Южная Корея, страны Западной Европы, не имея, в отличие от России, больших сырьевых источников, сделали огромный экономический прорыв именно за счет широкого внедрения новых технологий.

Очевидно, успешное решение существующих экономических проблем в значительной мере будет определяться интенсивностью притока новых прогрессивных научно-технических идей и наличием высококвалифицированных инженерных кадров.

В настоящее время в России сложилась парадоксальная ситуация, при которой, с одной стороны, наблюдается явная перегруженность выпускниками инженерных кадров, а, с другой стороны, отечественная промышленность нуждается в тех же самых выпускниках технических вузов, способных заниматься инновационной деятельностью.

Корни этих противоречий необходимо искать в системе существующего высшего технического образования. В настоящее время очевидно наличие таких негативных явлений в подготовке инженерных кадров, как нормативность мышления, неспособность решать сложные технические задачи, принимать самостоятельные решения.

Существующая система обучения в большинстве технических вузов продолжает ориентироваться на формирование специалиста, чья деятельность в значительной мере будет связана только с размножением ранее найденных решений.

Процесс творчества заключается в умении не только решать уже готовые, четко сформулированные задачи, но и самостоятельно усматривать, выявлять и ставить новые задачи, вычленяя их из сложных обстоятельств реальной действительности.

В технических вузах приобрести данные умения можно лишь через техническое творчество: рационализаторство и изобретательство.

Предлагается весь учебный процесс разбить на два этапа, исключив подготовку дипломированных специалистов с пятилетним периодом обучения, т.е. «инженеров», что не противоречит федеральному закону «Об образовании»:

* первый этап: формирование бакалавра - 4 года;

* второй этап: формирование магистра - 6 лет.

Первый этап включает в себя подготовку студента по общеинженерным, специальным инженерным, гуманитарным дисциплинам и направлен на глубокое знание специфики и технологии эксплуатации определенных технических систем и оборудования, умение управлять обслуживающим персоналом, а также формирование личностных качеств: решительности, коммуникабельности и т.д. Другими словами, подготовка на данном этапе должна вобрать в себя лучшие традиции отечественного инженерного образования, строящейся на сочетании серьезного теоретического курса фундаментальных, прикладных дисциплин и производственной практики.

Второй этап обучения является по свой сути этапом формирования специалиста - «магистра» на основе получения новых знаний, навыков и специализации по ранее выбранной профессии, т.е. является логическим продолжением первого этапа. Основная задача этого этапа - вовлечение студентов в процессе их обучения в творческую деятельность, привитие им практических навыков совершенствования техники, приобщение к научно-исследовательской и экспериментаторской работе, к изобретательскому делу, расширение научно-технического кругозора и самостоятельности при реализации своих творческих замыслов. Но вот как раз здесь и возникают проблемы, т.к. развитие творческой инициативы студентов традиционной программой обучения не предусмотрено. В настоящее время отсутствует научно разработанная концепция решения данной проблемы в рамках процесса обучения в вузе. В программе обучения многих технических вузов нет даже дисциплин, рассматривающих основы технического творчества и проведения научных исследований, поиска информации по новейшим образцам, тенденциям развития техники и т.д.

Если говорить о техническом вузе как системе, в которой формируется личность творчески мыслящего специалиста, то это вопрос о формах, методах, средствах и условиях обучения. Формы и методы приобщения студентов к техническому творчеству, направленные на развитие их творческих способностей в процессе обучения в вузе, должны носить целенаправленный и системный характер.

Поэтому на втором этапе подготовки должен быть сделан акцент на изменение существующей концепции организации учебно-познавательной деятельности: переход от жесткого авторитарного управления, где студент выступает «объектом» обучающих воздействий, к системе организации поддержки, стимулирования познавательной деятельности, создания условий для творчества, к обучению творчеству. Имеется в виду не попытка сделать из студентов профессиональных изобретателей и ученых, а систематическое обучение их методическим и психологическим основам высокопродуктивного творчества, направленного на новаторский подход к решению сложных технических задач.

Для решения поставленной задачи, во-первых, необходимо ввести в учебную программу новые дисциплины, ранее системно не преподававшиеся в технических вузах, во-вторых, на основе введенных дисциплин изменить содержание, структуру и методики преподавания основных форм обучения: лекций; практических занятий; лабораторных, курсовых и дипломных работ.

Необходимость введения новых дисциплин диктуется современными требованиями развития научно-технического прогресса. Условно эти дисциплины можно разделить на два больших блока. К первому блоку относятся дисциплины, направленные на формирование у студентов специальных «поисковых» знаний, умений и навыков по генерированию новых технических идей, то есть созданию самой интеллектуальной собственности (изобретений, новых технологий, ноу-хау и т.д.). Прежде всего это: «Патентные исследования», «Научно-техническое патентное прогнозирование», «Патентно-информационное обеспечение конкурентной борьбы», «Методы активизации творческого мышления», «Основы планирования и проведения научных исследований»; «Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ», «Функционально-стоимостный анализ - ФСА», «Инженерная аналитика», «Специальные разделы высшей математики». При этом данные дисциплины должны стать наряду с профилирующими базой для формирования будущего специалиста (магистра), поскольку он обязан не только в совершенстве владеть техникой, поддерживать ее в готовности к немедленному применению и умело эксплуатировать, но и обладать способностью модернизировать ее, создавать новые образцы, совершенствовать способы использования техники.

Ко второму блоку относятся дисциплины, связанные с основами реализации, внедрения и экономическо-правовой защиты интеллектуальной собственности: «Основы маркетинга», «Основы менеджмента инновационных проектов», «Основы оценки интеллектуальной собственности», «Стратегия патентования интеллектуальной собственности» и др. Эти дисциплины породила принципиально новая ситуация в инновационной сфере, возникшая в России в связи с рыночными реформами. Необходимость их введения обусловлена тем, что научно-техническая разработка в чистом виде еще не является инновационным продуктом. Необходимо теоретически обосновать ее практическую пользу (чаще всего в виде возможной прибыли), а также юридически закрепить с целью грамотного использования на товарном рынке.

Вторым, не менее важным отличием нового подхода в формировании специалиста - магистра, является применение новых методов обучения, изменение содержания традиционных форм учебной деятельности: лекций, практических занятий, лабораторных занятий, курсового и дипломного проектирования.

Автором предлагаются к внедрению следующие прогрессивные методики обучения: проблемная лекция, лекция на основе опорных конспектов, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, практические занятия в виде «круглого стола», практические занятия в виде «мозгового штурма» и т.д.

Безусловно, активное включение России в мировую экономическую жизнь требует также возрастания роли подготовки выпускников технических вузов в областях экономической, управленческой, аудиторской деятельности, а также иноязычной лингвистической подготовки. Все это подтверждает необходимость всемерного развития процессов межвузовского обмена опытом во всех аспектах деятельности высших технических вузов, оценки качества подготовки специалистов и качества образовательных программ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (39) ноябрь 2003 года:

  • Энергетическое взаимодействие: осотрудничестве стран СНГ в области ТЭК

    Исключительную важность энергетики в поддержании стабильности и обеспечении экономического роста стран СНГ доказывать не надо. Достаточно сказать, что доля энергетических товаров в общем экспорте из России в государства Содружества превышает 50%. ...

  • Эквадор: Эквадорские индейцы могут разорить Texaco

    Эквадорские индейцы хотят разорить крупнейшую нефтяную компанию. Представители небольшой народности секойя, живущие в амазонской сельве, подали в суд на американский конгломерат Texaco, сообщает телекомпания НТВ. В исковом заявлении аборигенов стоит астрономическое число - $1 млрд. Именно в такую сумму индейцы оценивают вред, который фирма нанесла их джунглям. Texaco разрабатывала нефтяные месторождения в Эквадоре с середины 70-х. П...

  • Хищения на линиях электропередач

    Хищения цветных металлов стали настоящим бедствием для российской электроэнергетики: на энергетических предприятиях России ежегодно крадут тысячи километров проводов. В результате повреждения энергооборудования нарушается работа предприятий, возникают аварийные ситуации, тысячи населенных пунктов остаются без света, а сами злоумышленники подвергают свою жизнь серьезной опасности. Часто при попытках кражи цветных металлов гибнут дети и п...

  • калейдоскоп

    Сегодня в рубрике «Калейдоскоп» мы намерены рассказать о новой продукции, которая будет представлена на втором международном форуме «Насосы. Компрессоры. Арматура», который пройдет в Москве, в выставочно-культурном центре «Сокольники» с 24 по 27 ноября. Напоминаем, что наша газета является официальным информационным спонсором форума. ...

  • Англия: Английская Midlands находит покупателя в лице немецкой E.ON на свои активы

    Немецкая энергокомпания-гигант E.ON AG заявила о том, что ее филиал в Великобритании Powergen согласился приобрести своего конкурента на острове компанию Midlands Electricity за 1,64 млрд. евро, что удвоит влияние Powergen в регионе. Помимо выплат собственникам (51 млн. евро) и держателям евробондов (95,8% от номинальной стоимости облигаций, что составит 894 млн. евро) и пр., Powergen возьмет на себя также долговые обязательства конку...