16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/39/2623.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (39) ноябрь 2003 года

Энергетическое взаимодействие: осотрудничестве стран СНГ в области ТЭК

Энергетика По материалам сайта www.wep.ru Олег Гордеев

Исключительную важность энергетики в поддержании стабильности и обеспечении экономического роста стран СНГ доказывать не надо. Достаточно сказать, что доля энергетических товаров в общем экспорте из России в государства Содружества превышает 50%.

В этом контексте развитие сотрудничества со странами бывшего СССР в топливно-энергетическом комплексе является одним из приоритетных направлений деятельности Минэнерго России, причем акцент делается на разработку долгосрочных соглашений по наиболее значимым для российского ТЭКа вопросам. В настоящее время подписано 10 многосторонних и 47 двусторонних соглашений и протоколов. В частности, с правительствами Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана и Туркменистана - о сотрудничестве в газовой отрасли, с правительством Республики Казахстан - о транзите нефти. Подготовлены к подписанию соглашения о транзите нефти через территорию Украины и о сотрудничестве в газовой отрасли с Арменией.

В целях дальнейшего углубления интеграционных процессов энергетического взаимодействия стран СНГ целесообразно дополнительно разработать межправительственные соглашения о транзите азербайджанской нефти через территорию Российской Федерации и о транзите нефти по территории Республики Беларусь. Таким образом будет сформирована база долгосрочных правительственных соглашений между Россией и основными производителями нефти и газа, а также теми странами СНГ, через территории которых осуществляется транзит энергоресурсов на внешние рынки.



О некоторых результатах сотрудничества

Топливно-энергетические ресурсы являются главной статьей российского экспорта в СНГ. Основные торговые партнеры России в этой сфере - Белоруссия, Украина, Казахстан. В страны СНГ в 2002 г. поставлено более 33 млн т нефти, 48 млрд м3 газа, 2 млн т нефтепродуктов, около 5 млн т угля, 8 млрд кВт-ч электроэнергии.

По сравнению с 2001 г. поставки российской нефти возросли почти на 40%, в том числе в Украину - на 76%, в Белоруссию - на 17%. В структуре экспорта российских энергоресурсов в государства Содружества в настоящее время 50% приходится на долю природного газа, в перспективе ожидается снижение его доли и увеличение доли нефти.

Важным направлением сотрудничества является транзит российских углеводородных ресурсов через территории стран СНГ в дальнее зарубежье и транзит казахстанской, азербайджанской и туркменской нефти и среднеазиатского газа по территории России. На европейский рынок через Украину и Белоруссию поставляется почти 100% экспортных объемов природного газа, до 60% нефти и нефтепродуктов.

Вывоз нефти за пределы России в 2002 г. составил (по балансовому отчету) 184,5 млн т и газа - 134,2 млрд м3. По территории страны была обеспечена транспортировка на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье 19,57 млн т азербайджанской, казахстанской и туркменской нефти и 36,7 млрд м3 среднеазиатского газа.

Чрезвычайно значимым практическим результатом сотрудничества межгосударственных и национальных органов электроэнергетики стран Содружества явилось восстановление параллельной работы энергосистем 11 стран СНГ (кроме Армении). В качестве последних примеров развития взаимодействия в этой сфере можно упомянуть осуществляемый с апреля 2002 г. РАО «ЕЭС России» (на паритетной основе с Украиной) экспорт электроэнергии в Республику Молдова; в августе 2003 г. начаты поставки электроэнергии в Россию из Таджикистана; на повестке дня - вопрос о поставках электроэнергии из Киргизии. Вывод таджикской и киргизской электроэнергии (транзитом через территорию Узбекистана и Казахстана) на рынки сбыта России и Казахстана создаст благоприятные условия для инвестиционной активности государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), определившего своей целью создание общего энергетического рынка (см. «В интересах экономической целесообразности»).

Заметным событием в области сотрудничества со странами СНГ в ТЭК стало проведение в Москве в октябре 2002 г. по инициативе Минэнерго России первой встречи министров энергетики этих стран. Цель встречи - консолидация усилий стран СНГ в интересах открытия новых возможностей партнерского сотрудничества, расширения торговли и инвестиций в энергетической сфере. По итогам встречи принято совместное заявление министров энергетики, где отмечена важность проведения скоординированной политики в топливно-энергетических комплексах государств Содружества, налаживания более тесного взаимодействия между странами - производителями энергоресурсов, странами, осуществляющими их транзит, и странами-потребителями. Намечены меры по координации сотрудничества - в частности, принято решение о создании Топливно-энергетического совета (ТЭС) стран СНГ, а также признано целесообразным проведение таких встреч на регулярной основе. Проекты документов по формированию ТЭС были подготовлены в этом году украинской стороной, которая осуществляет сейчас их согласование с министерствами энергетики стран СНГ. После окончания этой работы планируется вторая встреча министров.

В настоящее время Минэнерго России в инициативном порядке приступило к проработке вопросов создания единого энергетического пространства, общего энергетического рынка стран-участниц Единого экономического пространства (ЕЭП), соглашение о формировании которого (вместе с соответствующей концепцией) было подписано 19 сентября текущего года президентами России, Белоруссии, Украины и Казахстана.



Свобода выбора

Совершенно понятно, что создание Единого экономического пространства в значительной степени зависит от формирования единого энергетического пространства (под которым мы понимаем беспрепятственное перемещение энергоресурсов, услуг, рабочей силы и капитала, формирование зон свободной торговли, унификацию технических регламентов и стандартов, гармонизацию энергетической политики и «энергетического» законодательства стран-участниц).

Основой для формирования единого энергетического пространства может служить созданная в 1991-2003 гг. нормативно-правовая база сотрудничества в топливно-энергетических комплексах четырех стран (подписано 10 многосторонних и 31 двустороннее соглашение).

А разработка совместных балансов ТЭР позволит рационально удовлетворять потребности населения и промышленности этих стран в энергетических ресурсах, эффективно решать вопросы загрузки производственных мощностей по переработке нефти, газа и угля, обеспечить стабильную работу энергетической системы в параллельном режиме, оптимизировать транспортировку энергоресурсов.

Следует сказать, что ежегодные совместные балансы топливно-энергетических ресурсов России и Белоруссии разрабатываются Минэнерго РФ, Минэкономразвития России и Минэкономики Республики Беларусь с 1998 г.

С весны 2003 г. министерствами энергетики России и Казахстана разрабатываются совместные прогнозные балансы ТЭР этих двух стран на долгосрочный период (до 2020 г.). Уже составлены проекты балансов нефтяного сырья и природного газа до 2015 г. Начата работа по подготовке совместных прогнозных балансов угля и электроэнергии, которую планируется завершить в 2004 г.

В соответствии с решением 9-го заседания Смешанной российско-украинской комиссии по сотрудничеству Минэнерго России сформирована рабочая группа по разработке совместных прогнозных балансов топливно-энергетических ресурсов России и Украины.

На основании совместных балансов ТЭР будет осуществлена подготовка предложений по развитию систем магистральных нефте- и газопроводов, что позволит создать единый рынок энергоресурсов.

В то же время необходимо особо подчеркнуть, что указанные соглашения в сфере ТЭК и совместные балансы являются лишь начальной стадией работы по созданию Единого экономического пространства, которое основывается на многолетней практике взаимодействия стран-участниц.

Кабельная арматура, Газопровод , ЕЭС , Минэнерго, Мощность, ТЭС , Электроэнергия , Энергия , Провод, Электроэнергетика, СРО

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.