16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/389-390/9916648.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09-10 (389-390) май 2020 года

Нормотворчество под короной

Энергетика: законы Евгений ГЕРАСИМОВ 253

Несмотря ограничения, вызванные пандемией, и на долгие нерабочие дни весны, разработка новых законодательных инициатив в некоторых случаях только ускорилась. Работа над многими из них началась задолго до пришествия коронавируса. Зато некоторые инициативы были спровоцированы пандемией. В основном они касаются переноса ранее запланированных решений.

Программы развития утвердят позже

Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ» продлены сроки утверждения схем и программ развития электроэнергетики.

Постановление предусматривает в том числе, что в 2020 году утверждение схем и программ развития электроэнергетики субъектов РФ на 5‑летний период осуществляется в срок до 1 августа 2020 года. Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 7‑летний период будет утверждаться Минэнерго России до 1 июля 2020 года.

Предусмотренные правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, продлеваются на количество нерабочих дней, установленных для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того, в связи с ограничениями, введенными в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, Правительство РФ поддержало инициативу ФАС и одобрило принятие отсрочек в сфере тарифного регулирования.

Согласно постановлению правительства, при установлении на 2021 год цен (тарифов) и их предельных уровней организациями электроэнергетики, изменяются сроки предоставления заявлений об установлении цен (тарифов), раскрытия информации путем их переноса на 45 дней позже установленных сроков.

Действующие правила регулирования тарифов предусматривают предоставление предложений об установлении тарифов и их предельных уровней в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 мая, а в ФАС до 15 мая. Такие же сроки определены и для опубликования сведений в соответствии со стандартами раскрытия информации. Согласно принятой отсрочке, информацию теперь можно будет предоставить в течение 45 дней от указанной законодательством даты (до 15 июня и 29 июня соответственно). Однако действие документа не касается сроков установления тарифов регуляторами, они остаются прежними.

От этих сроков предоставления предложений по тарифно-балансовым решениям зависят сроки принятия решения об утверждении сводного прогнозного баланса и срок направления региональными регулирующими органами предложений по предельным уровням тарифов, перенос которых также предусмотрен постановлением.


К вопросам допуска

24 апреля 2020 г. Президент подписал закон, затрагивающий вопросы допуска в эксплуатацию энергоустановок.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам допуска в эксплуатацию энергоустановок» был разработан Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и вступит в силу с 1 января 2021 года.

Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении», регламентирующие вопросы получения разрешений на допуск в эксплуатацию объектов электроэнергетики, теплоснабжения, энергопринимающих и теплопотребляющих установок.

В соответствии с законом, категории допускаемых объектов, порядок, случаи и условия получения разрешений на допуск будут установлены Правительством Российской Федерации. Соответствующее постановление Правительства России заменит приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».

Это позволит сформировать современную, отвечающую всем требованиям действующего законодательства нормативную базу для оказания соответствующей государственной услуги, перейти к ведению реестра выданных допусков в электронном виде.

Выдача разрешения на допуск в эксплуатацию осуществляется и будет осуществляться без взимания платы. Разрешение органа государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию должно быть получено до приема или подачи напряжения (тепловой энергии, теплоносителя).

Разрешения на допуск в эксплуатацию выдаются не только в ходе технологического присоединения, но и при вводе в эксплуатацию новых или реконструированных объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, а также допускаемых объектов в сфере электроэнергетики, технологическое присоединение которых не осуществляется.

Кроме того, Федеральным законом уточняется применяемое в Федеральном законе «Об электроэнергетике» понятие «энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство». К таким установкам (устройствам) отнесены в том числе не работающие в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления устройства, не включенные субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению.

Кроме того, с мая этого года в России появилось понятие «зона безопасности объекта ТЭК». Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», вводящий это понятие, был принят 24.04.2020 и вступил в силу 5 мая 2020 года.

ФЗ расширяются полномочия Правительства РФ в сфере безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). А также вводится понятие «зона безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», под которым понимается территория или акватория вокруг определяемого Правительством РФ отдельного объекта ТЭК, в границах которой реализуются меры, направленные на обеспечение особого режима защиты такого объекта от актов незаконного вмешательства.


Рекомендации к разработке

Министерство энергетики Российской Федерации сформировало рекомендации к разработке и актуализации схем теплоснабжения населенных пунктов, направленные на снижение негативного воздействия теплоэнергетической отрасли на окружающую среду, для муниципальных образований. Проекты нормативно-правовых актов в ближайшее время будут направлены для общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, а также проработки с органами власти и экспертным сообществом.

– Учитывая публичность схем теплоснабжения, в разработке и актуализации которых могут принимать участие граждане, инициатива Минэнерго позволит сделать прозрачным экологический аспект отрасли, оценить реальный вклад энергетики в загрязнение окружающей среды, а также стоимость решений по улучшению экологической обстановки. Главное, что это позволит заложить основы для формирования более совершенной системы взаимодействия граждан, органов власти и теплоснабжающих организаций, в рамках которой инвестиционные решения по развитию системы теплоснабжения будут приниматься в том числе исходя из необходимости улучшения экологической обстановки, – прокомментировал инициативу заместитель министра энергетики Юрий Маневич.


Глядя в будущее

Также Минэнерго России разработало и внесло в Правительство РФ пакет нормативных изменений, направленных на совершенствование механизмов поддержки проектов возобновляемой энергетики на розничных рынках.

Министерство предлагает комплексно подойти к вопросам отбора и реализации проектов по строительству ВИЭ-генерации на розничных рынках, включая:

  • переход на технологически нейтральные отборы, в которых конкурируют проекты по строительству ВИЭ-генерации вне зависимости от используемой технологии производства электрической энергии по критерию минимальной цены электроэнергии от ВИЭ, что позволит сократить ценовую нагрузку на потребителей региона;
  • формирование цены на электрическую энергию объектов ВИЭ-генерации исходя из цены в заявке, поданной инвестором на конкурсный отбор, но не выше утвержденного предельного уровня, а не по регулируемым тарифам. Таким образом, инвестор получает гарантированную цену на электрическую энергию на весь период окупаемости инвестиционного проекта (15 лет) и, соответственно, возможность конкурировать по критерию минимальной цены на электрическую энергию, что в совокупности с принципом проведения технологически нейтрального отбора способствует повышению конкуренции между инвесторами и дает внедрение наиболее эффективных для соответствующего региона проектов строительства ВИЭ-генерации;
  • установление единых правил проведения конкурсных отборов проектов по строительству ВИЭ-генерации для всех регионов, по итогам которых будут формироваться перечни планируемых к реализации проектов с указанием ежегодных объемов поставки электрической энергии объектами ВИЭ-генерации и цен на производимую ими электрическую энергию;
  • установление обязанности сетевых организаций заключить договоры купли-продажи электроэнергии в целях компенсации потерь с победителями отборов до начала реализации инвестиционного проекта, что позволяет облегчить привлечение заемного финансирования на реализацию проекта;
  • установление требований по минимальной доле использования невозобновляемых источников энергии для объектов ВИЭ-генерации, использующих комбинированные виды топлива. Такой подход повышает инвестиционную привлекательность проектов ВИЭ, предусматривающих использование традиционного топлива в допустимых объемах, без снижения экономических показателей таких проектов, а также позволил исключить необходимость предоставления сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на объектах ВИЭ-генерации, для продажи электрической энергии сетевыми организациями в целях компенсации потерь;
  • сокращение перечня предоставляемых для квалификации объекта ВИЭ-генерации документов, в том числе исключение необходимости предоставления проектной документации для объектов, использующих только возобновляемые источники энергии, а также на сокращение сроков проведения квалификации объекта ВИЭ-генерации.

Как полагают в Минэнерго, эти новации способны дать стимулы для широкого внедрения на розничных рынках электрической энергии объектов ВИЭ мощностью менее 25 МВт, что повысит надежность электроснабжения за счет диверсификации источников энергии, даст толчок к развитию инновационной активности и внедрению новых видов генерации, приспособленных к местным реалиям, а также будет способствовать достижению целей Парижского соглашения и Целей устойчивого развития, определенных Генеральной Ассамблеей ООН.


Законы, Минэнерго

Похожие Свежие Популярные