16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/383-384/1395515.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (383-384) февраль 2020 года

Комплексное импортозамещение компрессорного оборудования

Производство для энергетики Евгений Ибрагимов, генеральный директор АО «НИИтурбокомпрессор им. В. Б. Шнеппа», Станислав Мельников, заместитель главного инженера по ТО и ремонту АО «Юго-Западная ТЭЦ», Юрий Скрынник, главный управляющий директор Бизнес-единицы «ГМС Компрессоры» АО «Группа ГМС», Анатолий Чугин, генеральный директор АО «Юго-Западная ТЭЦ» 1516

Юго-Западная ТЭЦ проектировалась как самая современная и высокотехнологичная электростанция с использованием передовых мировых технологий.

В проектных решениях предполагалось применение оборудования крупнейших мировых производителей, зарекомендовавших себя отменным качеством и высоким уровнем автоматизации производимого оборудования.

Эта задача в полной мере была реализована в процессе строительства 1‑й очереди Юго-Западной ТЭЦ (2006‑2011 гг): поставщиками основного технологического оборудования выступили «Ansaldo Energia S.p.A.» (Италия), «Siemens Industrial Turbomachinery s.r.o.» (Чехия), «Cameron Compression Systems» (США), и т. д.

Дожимная компрессорная станция (ДКС) Юго-Западной ТЭЦ, предназначенная для повышения давления топливного газа с целью подачи в технологические трубопроводы системы газоснабжения с рабочими параметрами для 5 газотурбинных установок энергоблоков ПГУ-200 и ПГУ-300, проектировалась в составе 4 компрессорных установок.

Проектным решением были выбраны многовальные центробежные компрессорные установки Cameron 4R3MSGP-3AG / 30 со встроенным мультипликатором производительностью 46000 нм3 / час, конечным давлением 30 кгс / см2 (абс) и мощностью привода 3000 кВт производства «Cameron Compression Systems» (США).

В объеме 1‑й очереди строительства Юго-Западной ТЭЦ данное проектное решение успешно реализовано: 2 установки Cameron 4R3MSGP-3AG / 30 были изготовлены, смонтированы и пущены в эксплуатацию.

Впервые АО «Юго-Западная ТЭЦ» в полной мере столкнулось с необходимостью решения вопроса импортозамещения в ходе строительства 2‑й очереди (2014‑2016 гг.). В период, когда поставка всего основного оборудования, необходимого для завершения строительно-монтажных работ, была почти завершена, иностранный завод – изготовитель компрессорного оборудования и его официальный дилер на территории России не смогли в полной мере обеспечить выполнение взятых на себя обязательств по изготовлению и поставке двух газодожимных компрессоров.



В данной ситуации АО «Юго-Западная ТЭЦ» в срочном порядке было вынуждено искать новых возможных исполнителей, которые в сжатые сроки смогли бы с нуля разработать комплекты конструкторской и рабочей документации на новые компрессоры и изготовить их в соответствии с параметрами и условиями, определенными техническими заданиями проектной организации и завода – изготовителя газотурбинного оборудования.

По итогам проведенных конкурсных процедур организацией, взявшей на себя обязанность выполнить работу, стало ОАО «Казань­компрессормаш», предприятие АО «Группа ГМС».

В результате предприятие из Республики Татарстан справилось с поставленной задачей и в установленные сроки изготовило, поставило и запустило в эксплуатацию необходимое оборудование, показав тем самым пример качественного импортозамещения иностранного оборудования отечественным аналогом.



В апреле 2019 года перед АО «Юго-Западная ТЭЦ» в очередной раз встал вопрос поиска решения по импортозамещению иностранной продукции: возникла необходимость срочного ремонта двух вышедших из строя газодожимных компрессоров производства «Cameron Compression Systems» (США).

Особо важной задачей в этот момент было выбрать исполнителя работ, который смог бы выполнить комплексный ремонт компрессоров, а также ввести их в эксплуатацию до начала отопительного сезона, то есть весь комплекс работ не должен был превысить 3,5‑4 месяцев.

Официальным поставщиком и дилером завода-изготовителя в своем предложении были обозначены крайне продолжительные сроки изготовления и поставки из США необходимых для ремонта запасных частей, которые не позволяли обеспечить своевременную готовность электростанции к работе в отопительном сезоне, что могло сказаться на отказе в выдаче объекту Паспорта готовности.

Стоить отметить, что некоторые российские изготовители готовы взяться за изготовление запасных частей, но у эксплуатирующих организаций зачастую отсутствует заводская конструкторская документация на требуемые запасные части, а компетенций изготовителя недостаточно для самостоятельной разработки документации и проведения требуемых расчетов.

АО «Юго-Западная ТЭЦ» поставило перед собой задачу найти такого исполнителя, который взялся бы за ремонт, обеспечил соблюдение требуемых сроков завершения работ, а также смог бы самостоятельно разработать конструкторскую документацию и по ней изготовить все необходимые запасные части. Важной задачей было найти исполнителя среди оте­чественных предприятий.

На такой серьезный вызов был найден отклик в лице машиностроительного холдинга АО «Группа ГМС».
Совместно было принято важное и ответственное решение поручить весь комплекс работ по ремонту и вводу оборудования в эксплуатацию ведущему в России и СНГ научно-исследовательскому и проектно-конструкторскому центру в области создания современного компрессорного оборудования АО «НИИтурбокомпрессор им. В. Б. Шнеппа».

Ввиду отсутствия конструкторской документации на данный компрессор институту потребовался полный обмер всех вышедших из строя узлов и деталей, а также 3D-сканирование рабочих колес. На основе полученных результатов специалистами института была разработана конструкторская документация, изготовлены по 3D-модели новые рабочие колеса, диффузоры, подшипники, уплотнения.

Этот подход позволил в короткие сроки в условиях института провести необходимые замеры и анализы применяемых материалов, разработать документацию и технологию, изготовить новые запасные части (включая рабочие колеса), провести проверку изготовленных запасных частей на собираемость с ответными деталями, провести балансировку высокооборотных роторов и контрольную проверку компрессора в сборе. При этом значительно были сокращены сроки ремонта, снижены финансовые затраты на приобретение импортных запасных частей, минимизированы риски получения отрицательного результата ремонтных работ за счет исполнения всего комплекса работ одной ответственной организацией, имеющей высокий уровень квалифицированных специалистов для ее выполнения.



Весь комплекс работ занял около трех месяцев и к началу отопительного сезона собранный компрессор был отгружен на Юго-Западную ТЭЦ.

Благодаря совместной слаженной работе специалистов АО «Юго-Западная ТЭЦ», АО «НИИтурбокомпрессор им. В. Б. Шнеппа», монтажной организации ООО «Санкт-Петербург ЭнергоМонтаж» компрессор в короткие сроки был смонтирован на раму, обвязан внешними трубопроводами и датчиками. После проведения 72 часовых испытаний на рабочем газе компрессор был сдан в эксплуатацию с подтверждением заявленных характеристик.

Ремонт многовального компрессора импортного производства с изготовлением рабочих колес и основных рабочих элементов впервые был выполнен в России. При выполнении работ специалистами АО «НИИтурбокомпрессор им. В. Б. Шнеппа» был использован более чем 30 летний опыт разработки и создания многовальных компрессоров, с учетом специфики и особенностей компрессоров импортного производства. Но основным залогом успешной работы было взаимное доверие и слаженная работа специалистов ТЭЦ и института, позволившие оперативно решать все сложные вопросы, возникавшие в ходе выполнения работы.

Качество выполненных АО «НИИ­турбокомпрессор им. В. Б. Шнеппа» работ показало, что у российской промышленности имеется запас прочности, позволяющий обеспечить в условиях серьезной конкуренции со стороны иностранных предприятий выполнение работ по ремонту высокотехнологичного оборудования, требующего квалифицированных и точных расчетов.

Можно отметить положительную тенденцию отечественного машиностроительного предприятия АО «Группа ГМС» по выполнению сервисных функций в отношении иностранного оборудования.

Взаимовыгодное сотрудничество АО «Юго-Западная ТЭЦ» и холдинга АО «Группа ГМС» может и должно стать важным примером для всей российской энергетики в части удавшегося импортозамещения, позволяющего избавиться от влияния иностранных санкций и навязанных дилерских обязательств.


ТЭЦ, Электростанция

Похожие Свежие Популярные