16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/379-380/6469069.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (379-380) декабрь 2019 года

Маршрут построен: к энергетике с системным эффектом

Тема номера Подготовила Ирина КРИВОШАПКА 561

Эксперты «ЭПР» рассказали об итогах года и планах на перспективу. В круглом столе приняли участие:Федор Опадчий, заместитель председателя правления АО «СО ЕЭС»; Максим Быстров, председатель НП «Совет рынка»; Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ); Дмитрий Вологжанин, директор Ассоциации «Совет производителей энергии».

Нынешний год обозначил в электроэнергетике России итоги многолетних программ, ближайшие цели и такие системные проблемы, которые тормозят развитие отрасли и требуют решительных действий во избежание непредсказуемых последствий. Конкуренция, энергорынки, устаревшие взаимодействия участников отрасли – теперь мы наблюдаем переломный этап, когда дискуссии представителей власти и отраслевого сообщества трансформируются в реальные шаги по исправлению ситуации.


– Какие значимые события, факты или темы вы можете назвать самыми яркими и значительными в энергетике в уходящем году?

Федор Опадчий:

– Уходящий год был насыщен значимыми событиями, поэтому позволю себе выделить четыре из них. Первое – в электроэнергетике начато решение давно назревшей проблемы модернизации тепловой генерации. Во исполнение поручения Президента России от 12 декабря 2017 года по итогам совещания по вопросам развития электроэнергетики, состоявшегося в ноябре того же года, была разработана масштабная программа модернизации. Системный оператор обеспечивает технологическое сопровождение этой программы, запущенной правительством в 2019 году: проводит конкурентные отборы проектов и формирует предварительные графики их реализации с учетом необходимости координации сроков вывода оборудования из работы.

По итогам первого конкурентного отбора проектов на 2022‑2024 годы, а также решения правительственной комиссии, в 20 регионах России вскоре начнется модернизация 45 объектов общей установленной мощностью 10,4 ГВт. Всего планируется провести 8 отборов, по итогам которых будет обновлено более 40 ГВт тепловой генерации. В ближайшие годы мы ожидаем системный эффект в части повышения надежности работы теплогенерирующего оборудования в составе энергосистемы, увеличения эффективности производства электроэнергии.

Второе важнейшее событие – с начала года Западный и Центральный энергорайоны энергосистемы Республики Саха (Якутия) вошли в состав Единой энергосистемы России с включением на параллельную работу с Объединенной энергосистемой (ОЭС) Востока.

Это – одно из ведущих событий в новейшей истории ЕЭС России, поскольку оно символизирует прерванный в 1990‑х годах процесс объединения энергосистемы страны, начатый еще в 1940‑х годах и длившийся несколько десятилетий, но до сих пор фактически не завершенный. Присоединение якутских энергорайонов ко второй синхронной зоне ЕЭС России позволило существенно повысить надежность электроснабжения жилых, социальных и производственных объектов наиболее развитых территорий Якутии по сравнению с условиями, когда они функционировали изолированно. Сейчас к ОЭС Востока присоединена большая часть Якутской энергосистемы, обеспечивающая электроэнергией более 80 % населения республики.

На этом наша «объединительная» работа не останавливается, и, надеюсь, уже в ближайшем будущем, отвечая на вопрос о важнейших событиях года, можно будет рассказать о следующем большом шаге на пути объединения ЕЭС России – соединении ОЭС Востока с остальной частью энергосистемы – сначала периодическом, а потом и постоянном.

Третье по счету, но не по значимости, событие – в мае этого года российские энергетики завершили почти пятилетний проект по модернизации энергосистемы Калининградской области, целью которого была ее подготовка к работе в различных возможных сценариях, включая изолированный от синхронной зоны режим. Совместными усилиями энергетики фактически преобразовали Калининградскую энергосистему в принципиально новый технологический объект, готовый к любым возможным вызовам.

С вводом в эксплуатацию Маяковской, Талаховской и Прегольской ТЭС и строительства соответствующей сетевой инфраструктуры энергосистема российского эксклава стала независимой от экспортно-импортных поставок электроэнергии, увеличила свою маневренность и надежность. Системный оператор входил в число инициаторов процесса подготовки этой энергосистемы к изолированной работе, разработал и реализовал комплекс режимных мероприятий для ввода в работу новых энергообъектов. Испытания, проведенные в конце мая, прошли успешно – энергосистема Калининградской области сдала тест на самостоятельность.

И наконец, в этом году Системный оператор приступил к реализации пилотного проекта по вовлечению розничных потребителей в управление спросом на электрическую энергию с участием агрегаторов управления спросом – специализированных организаций, координирующих способность группы потребителей изменять потребление и конвертирующих ее в товары и услуги на энергорынке.

В рамках пилотного проекта создается инфраструктура, обеспечивающая возможность участия максимально широкого круга розничных потребителей электроэнергии в ценозависимом потреблении, и определение оптимальных экономических и технологических параметров такого участия. Ценозависимое потребление широко используется во многих странах мира как один из дополнительных инструментов поддержания электрического баланса в энергосистеме и оптимизации рыночной цены на электроэнергию, который к тому же может стать альтернативой строительству некоторых объемов новой генерации либо помочь энергосистеме освободиться от неэффективных и дорогих мощностей.

Максим Быстров:

– В 2019 году состоялся первый отбор проектов модернизации на 2022‑2024 годы, а также завершается процедура отбора на 2025 год. Сформулированы важные параметры нового этапа поддержки ВИЭ после 2024 года.

Сделан важный шаг в направлении формирования общего рынка Евразийского экономического союза – президенты государств – членов ЕАЭС подписали документы, направленные на формирование общего электроэнергетического рынка.

Юрий Саакян:

– Одним из важных событий стал стартовавший в начале 2019 года завершающий этап налогового маневра в нефтяной отрасли РФ. Он предусматривает обнуление экспортной пошлины с текущего уровня в 30 % и одновременное постепенное увеличение НДПИ к 2024 году. Для сдерживания роста внутренних цен на нефтепродукты и предотвращения возникновения дефицита была введена система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. До этого были проведены малый (2014‑2017 годы) и большой (2015‑2017 годы) налоговый маневры, в результате которых пошлина на нефть упала сначала с 60 % до 55 %, а затем и до 30 %, а НДПИ был повышен.

Второе важное событие связано с отборами проектов по программе модернизации ТЭС. В январе 2019 года Правительство РФ утвердило программу модернизации объектов электрогенерации до 2031 года. В марте – апреле был проведен первый отбор проектов модернизации на 2022‑2024 годы, по результатам которого были определены 45 проектов суммарной установленной мощностью 10,4 МВт. В августе – сентябре состоялся второй отбор проектов модернизации тепловой генерации на 2025 год, который прошли 25 проектов с суммарной мощностью 4,023 ГВт.

Третьим итогом года стало подписание Хартии сотрудничества стран – производителей нефти. В начале июля текущего года в ходе Шестого заседания министров стран – участниц соглашения об ограничении нефтедобычи (ОПЕК+), в том числе и Россия, была подписана Хартия сотрудничества стран-производителей нефти.

Данный документ имеет такие важные цели, как развитие диалога между нефтедобывающими странами, сотрудничество в технологической сфере, долгосрочное использование нефти в мировой экономике, а также общее развитие нефтяного рынка.

Кроме того, в рамках заседания было продлено действие соглашения ОПЕК+ на 9 месяцев до апреля 2020 года.
Четвертым событием можно назвать принятие РФ Парижского соглашения. В сентябре 2019 года Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства РФ о принятии Парижского соглашения по климату, в результате чего Россия стала полноправным участником данного международно-правового инструмента борьбы с изменением климата. Глобальная цель соглашения – удержать увеличение средней мировой температуры намного ниже 2°C и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5°C.

Пятым итогом могу назвать завершение строительства сразу нескольких газовых трубопроводных проектов. В начале декабря была проведена торжественная церемония запуска поставок природного газа в КНР по газопроводу «Сила Сибири». В ноябре «Газпром» объявил о заполнении сырьем обеих ниток газопровода «Турецкий поток», а также о завершении пусконаладочных работ на приемном терминале в Турции. Открытие газопровода «Турецкий поток» планируется на 8 января 2020 года. В конце прошедшего октября Дания выдала разрешение на строительство газопровода «Северный поток – 2» в своих территориальных водах (это последний участок газопровода, который долгое время являлся камнем преткновения).

Дмитрий Вологжанин:

– Уходящий 2019 год наполнен важными для электроэнергетики России событиями: прежде всего, принято Постановление Правительства РФ от 25 января 2019 г. № 43 «О проведении отборов проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций» и осуществлены первые отборы проектов модернизации тепловых электростанций объемом до 15 ГВт и суммарными инвестициями более 157 млрд руб. Реализуемая программа позволит в долгосрочном периоде покрыть существующее потребление электрической энергии за счет модернизируемых мощностей, не прибегая к крупномасштабному отвлечению денежных средств на проекты по новому строительству объектов генерации. В целом мультипликативный эффект для экономики России от реализации программы модернизации составит более 1,1 трлн рублей.

Еще одно знаковое событие – принятое Правительством РФ решение по изменению расчета ставок водопользования для ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения, предусматривающее в 2020 г. заморозку ставок платы на уровне 2019 г., на период 2021‑2025 гг. ввод единой ставки платы, и с 2026 г. – рост ставки в пределах инфляции. В результате сформированы условия, позволяющие генерирующим компаниям избежать многомиллиардных «утопленных» инвестиций в реконструкцию систем технического водоснабжения ТЭС, избежать негативных экономических и экологических последствий для потребителей электроэнергии.


– Проблемы, которые нужно решить в срочном порядке, иначе...

Федор Опадчий:

– Все, что нужно решать срочно, мы своевременно решаем. А вот стратегической задачей на ближайшие несколько лет является организация параллельной синхронной работы ОЭС Востока с ЕЭС России, что стало бы логичным продолжением процесса объединения разрозненных энергосистем в составе ЕЭС России, прерванным, как я уже упоминал выше, в 1990‑х годах. Целесообразно начинать двигаться в этом направлении, обеспечив синхронизацию ОЭС Востока и ОЭС Сибири по существующим связям 220 кВ. Для этого требуется некоторая модернизация оборудования подстанций 220 кВ в тяговом транзите, соединяющем эти энергосистемы. Так мы уже получим значительный эффект в виде прекращения перебоев в электроснабжении потребителей в этих районах и решения проблемы вынужденного простоя поездов на Транссибе из‑за переноса точки раздела энергосистем. В перспективе возможно налаживание полноценного перетока мощности между Сибирью и Востоком, а значит – создание в ОЭС Востока полноценной ценовой зоны оптового рынка.

Максим Быстров:

– Проблемами отрасли, которые необходимо решать максимально оперативно, являются: перекрестное субсидирование на рынках электроэнергии, платежная дисциплина на розничных рынках, большие объемы нерыночных обременений на рынке мощности.

Юрий Саакян:

– Одна из текущих отраслевых проблем, которая требует срочных решений, связана с заключением нового договора о транзите природного газа с Украиной. Согласно расчетам ИПЕМ, даже после запуска газопровода «Северный поток-2», украинский транзит по‑прежнему будет необходим РФ для сохранения поставок на уровне 2018 года. Если объемы экспорта природного газа в европейские страны останутся на текущем уровне, через территорию Украины будет транспортироваться до 42 млрд м3 природного газа, в том числе ввиду невозможности постоянной полной загрузки других экспортных мощностей. Отказ от украинского транзита возможен только в случае значительного снижения газовых поставок из России.

Дмитрий Вологжанин:

– Назрела необходимость решения системных проблем, которые сегодня тормозят развитие энергорынков, конкуренции и повышение эффективности. Прежде всего, это перекрестное субсидирование. Ежегодные потери Российской Федерации от перекрестного субсидирования, по разным оценкам, составляют от 0,6 % до 0,8 % ВВП при общем росте ВВП порядка 2 % в год. Необходимы быстрые и решительные шаги по снижению и полной ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Также важный вопрос связан с оценкой последствий ратификации Парижского соглашения. Понимая важность достижения целей Парижского соглашения и сохранения климата на Земле, следует помнить, что сегодня Россия является лидером по снижению выбросов парниковых газов (уровень выбросов в 2017 г. составил 67 % от уровня 1990 г., согласно официальным данным Росгидромета) и выполняет все международные обязательства, принятые на себя. При этом нам необходимо внимательно в дальнейшем оценить влияние механизмов реализации Парижского соглашения на электроэнергетику и экономику страны в целом.


– Каковы, на ваш взгляд, перспективы ближайшего года и пятилетки в отрасли?

Федор Опадчий:

– В настоящее время в России при участии специалистов Системного оператора реализуется целый ряд проектов, соответствующих глобальным тенденциям цифровизации отрасли и переходу к интеллектуальной энергетике. Таких, как вовлечение розничных потребителей в механизм управления спросом, внедрение технологий дистанционного управления энергообъектами, создание активных энергетических комплексов – АЭК, которые за рубежом принято называть «микроэнергосистемами» (microgrids), системы мониторинга запасов устойчивости, централизованные системы противоаварийной автоматики третьего поколения, системы мониторинга переходных режимов на основе векторных измерений, мониторинг состояния РЗА.

В ближайшие годы мы будем и дальше развивать эти направления. И перспектива ближайшей пятилетки состоит в том, что все это будет в значительной степени влиять на работу ЕЭС России, повышая ее надежность и эффективность, в том числе позволяя расширять применение возобновляемых источников энергии.

Максим Быстров:

– В 2020 году мы рассчитываем на активный диалог и продолжение работы на результат в части развития розничных рынков электроэнергии. Также надеемся на выработку мер, которые приведут к решению проблемы перекрестного субсидирования. Безусловно, в наступающем году Совет рынка продолжит настаивать на решении (или ограничении) проблемы нерыночных обременений на рынке мощности. Кроме того, мы ждем решений относительно запуска программы модернизации в неценовых зонах оптового рынка. Я надеюсь, нам удастся договориться об эффективных механизмах нового этапа поддержки ВИЭ-генерации. В связи с планируемым запуском лицензирования энергосбытовой деятельности мы ожидаем заметные подвижки в вопросах платежной дисциплины наших основных неплательщиков – ГП Северного Кавказа.

Юрий Саакян:

– Перспективы отрасли связаны с изменениями на внутреннем электроэнергетическом рынке. В 2020 году ожидается решение по целому ряду актуальных вопросов в сфере электроэнергетики. А именно: будет ли поставлена точка в вопросе о лицензировании энергосбытовых компаний; начнется ли эксперимент по расчету тарифов на передачу электроэнергии по методу сравнения аналогов («эталонов» затрат); будут ли введены плата за резерв сетевой мощности и дифференциация тарифов ФСК ЕЭС; будет ли повышена базовая ставка за технологическое присоединение к сетям для льготных категорий потребителей?

В рамках поддержки ВИЭ летом были отобраны последние проекты строительства ветряных и солнечных электростанций до 2024 года по программе ДПМ ВИЭ, реализация которой называется в числе важных факторов ускоренного роста цен на электроэнергию и к эффективности которой у потребителей накопилось множество вопросов. Остается открытым вопрос: нужны ли дальнейшие преференциальные условия для развития ВИЭ-генерации, и если да, то для какого объема и на каких условиях – все это должно определиться в 2020 году.

В рамках формирования национальной системы регулирования эмиссии парниковых газов в 2020 году планируется принятие закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов», проект которого уже разработан Минэкономразвития России, а также разработка и принятие стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Данные документы станут базовыми в рамках формирования системы углеродного регулирования и выполнения обязательств РФ в рамках Парижского соглашения. Кроме того, важнейшим звеном климатической политики должна стать система мониторинга, отчетности и контроля за выбросами парниковых газов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, начало полноценного функционирования которой также ожидается в ближайшие годы.

Кроме того, формирование общих рынков газа, электроэнергии, нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС должно быть завершено в следующие 5 лет. Для России этот вопрос носит принципиальный характер, так как могут значительно измениться условия поставок энергоресурсов в другие государства – члены ЕАЭС. Уже в 2020 году согласно программе формирования общего рынка газа ЕАЭС должны быть реализованы все шаги по 1‑му этапу создания общего рынка, в рамках которого должны быть решены такие принципиальные вопросы, как разработка и согласование единых правил, создание системы информационного обмена, организация формирования индикативного (прогнозного) баланса газа, унификация норм и стандартов и прочие.

Дмитрий Вологжанин:

– Действующим законодательством предусмотрена разработка Стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, которая будет иметь высокую значимость для перспектив развития отраслей топливно-энергетического комплекса в целом и для электроэнергетического сектора в частности. По нашему мнению, Стратегия должна включать в себя анализ текущей ситуации, разработку целевых показателей и методов их достижения, оценку стоимости реализации мероприятий, направленных на достижение целевых показателей и в дальнейшем стать основой для формирования климатической политики России.


Маршрут построен: к энергетике  с системным эффектом

Электроэнергетика, Модернизация в энергетике

Похожие Свежие Популярные