16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/378/4657179.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (378) ноябрь 2019 года

Совместная работа. Энергокомпании и вузы развивают сотрудничество

Энергетика: образование Евгений ГЕРАСИМОВ 620

Энергокомпании заинтересованы в специалистах с разнонаправленными компетенциями и способностью применять их в новых условиях. Современное образование строится по принципу конструктора, а вузы становятся все более гибкими в своих взаимоотношениях с работодателями.

– Энергетика для России – одна из приоритетнейших отраслей. Вопросы развития ТЭКа сегодня имеют формат национальных задач и приоритетов, – отметил министр науки и высшего образования Михаил Котюков в ходе Молодежного дня Российской энергетической недели (РЭН).

Человеческий фактор по‑прежнему остается одним из ключевых в успешной работе компаний. Особенно с учетом появлений новых трендов, технологий и изменений, происходящих в экономике. Команда специалистов должна уметь воспринимать и поддерживать требования рынков и адаптировать деятельность компаний под них. Особенно актуальным это становится с учетом тренда цифровизации и развития новых направлений.
По словам статс-секретаря – заместителя министра энергетики Российской Федерации Анастасии Бондаренко, сегодня человека ставят во главу угла не только компании ТЭКа, создавая индивидуальные карьерные программы, корпоративные университеты, многочисленные формы кооперации с вузами.

Анастасия Бондаренко сравнила современное образование с конструктором «Лего» и отметила, что вузы стали более гибкими в своих взаимоотношениях с работодателями. «Образование становится конструктором «Лего», когда на фундаментальную базу мы в какой‑то момент прикрепляем различные дополнительные навыки, убираем то, что стало невостребованным, и вовлеченно следим за тем, что нам может потребоваться в дальнейшем. И в этом уникальность человека, который составил свою программу образования для обладания нужными навыками и компетенциями. Вузы тоже становятся более гибкими, больше прислушиваются к работодателю в вопросах, какие программы высшего и, что особенно важно, профессионального образования надо развивать, что такое предложить ребятам, чтобы они могли по максимуму построить свою карьеру, – отметила Анастасия Бондаренко.


Калужская область

Открытие энергетической специальности в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского (КГУ) инициировал «Россети Центр и Приволжье Калугаэнерго».

Сейчас в Калужской области нет вузов, которые готовили бы специалистов-энергетиков. Между тем потребность в высококвалифицированных инженерных кадрах в энергокомпаниях региона значительная.

Руководители «Россети Центр и Приволжье Калугаэнерго» и КГУ достигли предварительной договоренности об открытии бакалавриата по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» с 2021 года. Кроме того, планируется организация дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации по электроэнергетическим специальностям.

Все это время будет вестись масштабная подготовительная работа. Прежде всего, это подготовка преподавательских кадров. Прорабатывается вопрос привлечения для этой цели сотрудников «Калугаэнерго». Также будет вестись подготовка учебной базы.

Планируется, что занятия будут проходить не только на базе вуза, но и в учебных классах и лабораториях учебного центра «Энергетик», на учебно-тренировочных полигонах в подразделениях «Россети Центр и Приволжье Калугаэнерго». В связи с чем предполагается оснастить их современным учебным оборудованием. Такие планы были озвучены в ходе рабочей встречи исполняющего обязанности директора компании Владислава Острика с ректором КГУ Максимом Казаком в июне текущего года.

– В электросетевом комплексе России началась реализация концепции «Цифровая трансформация 2030». Поэтому и обучение специалистов отрасли должно вестись с учетом новых тенденций, – отметил Владислав Острик. – Подготовка к открытию энергетической специальности в Калужском государственном университете обязательно будет учитывать это во всех аспектах: и в содержании учебных программ, и в квалификации преподавательского состава, и в оборудовании учебных аудиторий, лабораторий и полигонов.


Дальний Восток

Дальний Восток – приоритетный макрорегион деятельности «РусГидро», где компания является крупнейшим производителем электро- и теплоэнергии. «РусГидро» постоянно привлекает ученых Дальневосточного федерального университета к проработке инновационных проектов по развитию топливно-энергетического комплекса региона.

В 2019 году был закуплен лабораторный стенд «Электрические машины 1,5 кВт» и лабораторный комплекс газовой турбины с силовой установкой. Эксперты «РусГидро» принимают участие в работе Тихоокеанской проектной школы ДВФУ.

К 120‑летию ДВФУ, «РусГидро» открыло в Инженерной школе университета информационную зону, где студенты могут совместить получение знаний об энергетике и деятельности «РусГидро».


Статс-секретарь – заместитель министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко:
«В целом в ТЭКе трудится порядка 2,5 млн человек. Из отраслевых образовательных учреждений ежегодно выпускается порядка 20 тысяч специалистов с высшим и средним техническим образованием. Но приходят ли они в отрасль – вопрос, потому что отраслевая статистика в данном разрезе не ведется, но мы планируем это делать».


– В электроэнергетике Дальнего Востока высокая потребность в инженерных кадрах, – отметил глава «РусГидро» Николай Шульгинов. – Мы ждем выпускников ДВФУ на наших предприятиях. Одновременно готовятся к открытию Инжиниринговый центр тепловой генерации и Центр компетенции по ветроэнергетике – наши совместные с ДВФУ стратегические проекты, необходимые для дальнейшего развития энергетики региона.
– На протяжении многих лет мы плотно сотрудничаем с «РусГидро», подготавливая специалистов для энергетической отрасли Дальнего Востока и запуская совместные программы по повышению квалификации, – подчеркнул на открытии информационной зоны «РусГидро» первый проректор ДВФУ Андрей Шушин.


Калининградская область

Будут вести совместную работу и «Россети Янтарь» и Калининградский государственный технический университет.
В предпоследний день РЭН, 4 октября, энергокомпания и вуз заключили соглашение о сотрудничестве. Документ предполагает совместную работу в сфере проведения прикладных научных исследований по актуальным для электроэнергетики вопросам, в том числе в области цифровых технологий. Стороны будут оказывать взаимную поддержку с целью развития энергетической отрасли, образования и науки.

Подписи на соглашении поставили генеральный директор «Россети Янтарь» Кирилл Юткин и ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон.

– Электросетевой комплекс сейчас находится в стадии цифровой трансформации. И успех данного перехода во многом зависит от высококвалифицированного персонала. Привлечение талантливых, активных ребят в энергетику, повышение профессионального уровня работников, создание кадрового резерва – важнейшие отраслевые задачи. Поэтому мы ведем активную работу с вузами, колледжами и школами. В условиях сегодняшнего рынка труда это является конкурентным преимуществом как для сетевой компании, так и для учебных учреждений, – заключил Кирилл Юткин.


Сибирь и Московский регион

Соглашение о сотрудничестве заключили «Россети Сибирь» и Мос­ковский энергетический институт (МЭИ). Предметом соглашения стало взаимодействие и координация деятельности компании «Россети Сибирь» и Центра Компетенций НТИ МЭИ для создания и развития новых технологий в рамках концепции «Цифровая трансформация 2030».

3 октября на площадке Международного форума «Российская энергетическая неделя» (РЭН) в Москве генеральный директор компании «Россети Сибирь» Павел Акилин и ректор Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (МЭИ) Николай Рогалев подписали соглашение о сотрудничестве в области развития цифровой энергетики в регионах присутствия компании «Россети Сибирь».

Результатом взаимодействия должно стать создание с последующим тиражированием на энергообъектах Сибири и Дальнего Востока технологий с гибкой функциональной архитектурой, основанной на риск-ориентированной модели эксплуатации цифровых распределительных сетей «Россети Сибирь».

– Благодаря подписанию этого соглашения мы получаем возможность развития компании через новые научные разработки, через внедрение новых практик, – подчеркнул Павел Акилин. – С началом цифровизации возникают и новые требования к персоналу. Вопрос повышения профессионализма, обучения персонала мы планируем также решать в том числе и через МЭИ.

– У нас уже есть несколько учебных программ, связанных с цифровыми технлогиями в энергетике. И в отношении конкретных научно-технических проектов есть очень много интересного, что бы мы могли сделать вместе, – отметил значимость соглашения с энергетиками Николай Рогалев.


Кубань

Удачным примером социального партнерства является и взаимодействие «Кубаньэнерго» и Сочинского Ресурсного центра по энергетике. Ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих энергетических специальностей начал работу в апреле 2013 года в рамках партнерства Сочинского профессионального техникума и ПАО «Кубаньэнерго» (ныне «Россети Кубань»). Тогда город Сочи испытывал острую нехватку квалифицированных кадров, в том числе в сфере энергетики.

С тех пор сотрудничество не теряет актуальности и постоянно развивается: энергетики вносят вклад в техническое обеспечение Ресурсного центра, проводят мастер-классы и теоретические занятия, принимают участие в экзаменах и приглашают выпускников на работу.

За истекшие шесть лет количество студентов РЦЭ возросло в двенадцать раз: с 25 человек до 300.

– В ближайшие годы мы в соответствии со стратегией развития цифрового электросетевого комплекса ПАО «Россети» реализуем ряд цифровых инновационных проектов, – рассказывает первый заместитель генерального директора – директор Сочинского филиала «Россети Кубань» Эдгар Армаганян. – Отвечать вызовам времени могут только высокотехнологичные, интеллектуальные энергообъекты. Соответственно, вырастают требования и к профессионалам отрасли. А качество подготовки специалистов, которые выходят на рынок труда, напрямую зависит от взаимодействия учебных заведений с работодателем. Только практико-ориентированный подход дает действительно хороший результат – это подтверждается опытом нашего взаимодействия.


Образование, обучение