16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/378/4604944.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 22 (378) ноябрь 2019 года

Новые решения энергосбыта будут на пользу потребителя

Тема номера Мария ПЛЮХИНА 215

Внедрение интеллектуальных решений в энергосбытовую деятельность изменило характер конкуренции на рынке. Через несколько лет потребители почувствуют трансформацию отрасли, но будут ли положительными грядущие изменения?

В России существует централизованная модель сбыта энергии с жесткими механизмами торговли: ценообразование происходит не при взаимодействии поставщиков с покупателями, а на торговой площадке Совета рынка. Таким образом, конкуренция на розничном рынке фактически происходит за сбытовую надбавку. Но скоро все изменится: развитие распределительной энергетики и микрогенерации повлечет изменение нормативно-правовых актов, потребители смогут принимать активное участие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых ими самими, перестанет быть острой проблема перекрестного субсидирования, которая исключает из конкурентной борьбы население.


Усиление контроля

По мнению директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ Павла Сниккарса, в энергетическом сообществе потребители становятся более активными, поэтому необходимо стремиться к увеличению клиентской базы, созданию возможностей работы на оптовом рынке путем внедрения дополнительных тарифных механизмов. Но быстрыми изменения не будут, потому что перекрестное субсидирование – это вопрос экономической политики государства, а не локальная проблема энергетики.

– Активность потребителя связана с возможностями строительства собственной генерации и отказом от существующих цен, – считает Павел Сниккарс. – Должны быть установлены правила входа на рынок. В первую очередь, они касаются лицензирования. Мы считаем, что для работы с населением поставщик должен обладать гарантией, подтверждающей качество услуг, квалификацию персонала и качество обслуживания. В дальнейшем это поможет при разработке новых механизмов конкуренции.

Поставщики и энергосбытовые компании должны подстраиваться под скорость обмена информацией: чем плотнее участники будут взаимодействовать в едином информационном поле, например, при заключении договора, тем проще поставщикам будет сохранять устойчивый спрос на свой продукт. В планах на будущее у Минэнерго значится продолжение работы в части интеграции, свободных двусторонних договоров или прямых договоров между потребителями и генераторами, в том числе доведения их до розничного рынка.

Кроме того, Министерство планирует введение законов об интеллектуальном учете. Установка приборов учета ляжет на гарантирующих поставщиков. Это поспособствует увеличению не только количества первичной информации, но и числа проблем в части монтажа системы учета и организации работ.

– Базы данных должны объединяться между гарантирующими поставщиками, сбытовыми и сетевыми компаниями. Мы понимаем, что базы данных – это эксклюзивная собственность компаний, но большая часть разногласий возникает именно из‑за низкого информационного обеспечения, – уверен Павел Сниккарс.

Идеальным вариантом для регулирования рынка госслужащий считает создание службы по защите прав потребителей электроэнергии. Надзорный орган не только бы снимал часть непонимания потребителей, но и анализировал поступающие жалобы: сколько за определенный период времени, например, сформировано обращений по ошибочным расчетам или порядку передачи данных. Открытая аналитика позволит Минэнерго определить, какая работа была проведена над ошибками, а какую предстоит только выполнить.


Трансформация розничного рынка

Жесткой конкуренции в розничной торговле нет – большая часть потребителей, чувствительная к ценам, вышла на опт и пользуется услугами гарантирующих поставщиков. Внедрение новых технологий в отрасль может изменить коммерческий учет: если данные будут достоверными и доступны всем заинтересованным участникам розничного рынка, то они поспособствуют увеличению количества сервисов и бизнесов. Кроме того, станет возможным развитие розничной генерации.

– Сеть помимо коммерческого учета должна быть максимально открыта с точки зрения собственной конфигурации. Инфраструктура, которая будет появляться благодаря новым технологиям, позволит сформировать новый независимый сбыт. Появится масса сервисов контрактации розничной генерации, условий поставки с оптового рынка и формирования на их основе пакета для наиболее активных и заинтересованных групп потребителей в рознице, – считает член правления, заместитель председателя правления ассоциации «НП Совет рынка» Олег Баркин.

Развитие сервисов сформирует новый технологически конкурентный розничный рынок, который будет интегрироваться со смежными рынками связи, финансов, транспорта, мусора и пр. Помимо обычной поставки электроэнергии будут создаваться дополнительные услуги, которые со временем начнут интегрироваться с возможностями оптового рынка. Сможет ли гарантирующий поставщик стать активным участником трансформированного рынка и будет выполнять инфраструктурные функции, сказать сложно, потому что существует много сдерживающих факторов. Это и небольшое количество розничной генерации, и сравнительно низкая цена, и отсутствие информации о новых технологиях.

– Перекрестное субсидирование на розничном рынке стимулирует развитие рынка. Например, отсутствие оплаты резерва позволит строить генерацию и оставаться присоединенным к сети – двойная выгода. Договор с розничным генератором создаст возможности уйти от сбытовой надбавки: резервирование баланса на поставку по прямому договору на себя автоматически берет гарантированный поставщик и оптовый рынок.

Кроме того, уже сейчас генераторы гарантирующему поставщику продаются по средневзвешенной регулируемой цене, в которой технологии окупают все надбавки. Из этого следует вывод: чтобы изначально сформировать корректный рынок, необходимо решить проблемы с перекрестным субсидированием, с некорректным регулированием сетей, контрактов и генерации, – говорит Олег Баркин.


Знание потребителя

В условиях сохраняющегося перекрестного субсидирования пока отсутствует возможность конкурировать с населением в части продажи электрической энергии, зато есть потенциал в конкуренции за сервисы, связанные с работой с клиентами. Знание потребителя со временем может стать предметом формирования новой стоимости, например в сфере ЖКХ.

– На сегодняшний день мы с гарантирующими поставщиками как расчетными центрами являемся партнерами, – поясняет председатель Совета ассоциации региональных расчетных центров Марина Файрушина. – Сейчас неважно, кто будет являться поставщиком энергии. Сейчас будет важно, кто, воспользовавшись современными возможностями, наиболее удобным, доступным и дешевым способом будет взаимодействовать с населением.
– Конкурентное преимущество гарантирующих поставщиков – знание о клиентах на уровне отделений и участков. Сделайте так, чтобы потребителям было приятно с вами общаться, и вы всегда будете в выигрыше, – убежден Павел Сниккарс.


Энергосбыт, Приборы учета, Тарифы на электроэнергию