16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/376/1978628.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (376) октябрь 2019 года

Новое топливо: экономичней, эффективней и надежней

Топливная компания «Рос­атома» «ТВЭЛ» имеет многолетнюю историю успешного сотрудничества с зарубежными партнерами.

Ее специалисты постоянно совершенствуют топливо и вместе с зарубежными заказчиками работают над повышением эффективности атомных электростанций. Например, среднегодовой коэффициент использования установленной мощности АЭС «Пакш» (Венгрия) в 2017 году побил все прежние рекорды – 91,9 % – выдающийся показатель в мировом масштабе. В прошлом году станция удостоена награды международного конкурса «Качество – инновация» за увеличение топливного цикла энергоблока ВВЭР-440.

В настоящее время Топливная компания выполняет в общей сложности 13 международных контрактов на инжиниринговые услуги по топливу для реакторов ВВЭР-440, ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200.


ВВЭР-440: эксклюзивное топливо

В активной фазе реализации находится проект по разработке и обоснованию новой модификации топлива ВВЭР-400 второго поколения для АЭС «Пакш» и АЭС «Ловииса» (Финляндия). При том что в основе нового топлива для венгерской и финской АЭС – одно и то же решение по дизайну топливной кассеты, эти два инжиниринговых проекта значительно различаются по ряду параметров, поскольку учитывают индивидуальные стратегии топливного цикла для конкретной электростанции.

Другой важный инжиниринговый проект по топливу для реакторов ВВЭР-440 стартовал в 2019 году – АО «ТВЭЛ» и компания ČEZ a.s. (Чехия) заключили соглашение о внедрении на чешской АЭС «Дукованы» новой топливной конструкции РК-3+. Это наиболее современное топливо ВВЭР-440 третьего поколения, которое позволит увеличить длительность топливной кампании. Удлиненный топливный цикл имеет целый ряд экономических преимуществ: увеличение выработки электроэнергии, сокращение расходов на содержание станции, снижение воздействия на окружающую среду за счет уменьшения объема радиоактивных отходов.


ВВЭР-1000: переход на четвертое поколение

Для реакторов ВВЭР-1000 продолжается внедрение ядерного топлива четвертого поколения. Уже есть успешный опыт его внедрения. В частности, на АЭС «Козлодуй» в Болгарии, а также АЭС «Темелин» в Чехии.

В 2019 году планируется завершить опытно-промышленную эксплуатацию топлива ТВСА-12PLUS на Калининской АЭС в России, что откроет путь для перевода всех остальных реакторов этой станции на топливо новой модификации.

Для тех реакторов ВВЭР-1000, которые сейчас работают на топливе ТВС-2М, также разработана конструкция четвертого поколения ТВС-4. Благодаря увеличенной загрузке урана в тепловыделяющем элементе (твэл) и необходимости меньшего количества тепловыделяющих сборок (ТВС) при перегрузке достигается экономический эффект, уменьшается количество урана, необходимого для выработки того же объема энергии. По расчетам специалистов ТВЭЛ, при переходе на ТВС-4 топливная составляющая себестоимости электроэнергии может снизиться на 2‑4 % в зависимости от топливного цикла.


ВВЭР-1200: новые топливные циклы

В области топлива для наиболее современных российских реакторов ВВЭР-1200 работа научного блока АО «ТВЭЛ» сконцентрирована на обосновании новых циклов и режимов эксплуатации ТВС.

В 2019 году планируется выполнить обоснование перевода одной из наиболее современных российских АЭС с блоками поколения 3+ с 12‑месячного на 18‑месячный топливный цикл. Кроме того, планируется выполнить обоснование работоспособности твэлов ВВЭР-1200 в маневренных режимах эксплуатации в гибком топливном цикле 12‑18 месяцев.


Толерантное топливо: в поиске оптимального сочетания

В исследовательском реакторе «МИР» ГНЦ НИИАР (г. Димитровград) завершается первая фаза реакторных испытаний экспериментальных ТВС с толерантным топливом для реакторов ВВЭР и PWR (реакторов западного дизайна). Проект выполняется в рамках проекта Топливной компании по созданию и выводу на рынок российского ядерного топлива нового поколения безопасности.

«Изготовлению экспериментального толерантного топлива предшествовала масштабная работа ученых и конструкторов топливного дивизиона «Росатома», – отметил вице-президент по научно-технической деятельности АО «ТВЭЛ» Александр Угрюмов. – Проводились глубокие материаловедческие исследования, отрабатывались новые технологии нанесения покрытий и контактно-стыковой сварки, успешно прошли лабораторные испытания образцов. Выбор конкретных материалов обусловлен не только исследованиями, но и многолетним опытом российской атомной отрасли, поскольку некоторые из них успешно используются в конструкциях топлива для исследовательских реакторов, а также в активных зонах энергетических и транспортных реакторов».

Следующим важным этапом для создания и коммерциализации толерантного топлива станет загрузка ТВС с опытными твэлами в один из российских реакторов ВВЭР-1000, которая намечена на 2020 год.


твэл

Атомная энергетика, Росатом, Топливо

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные