16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/369-370/1468942.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (369-370) июль 2019 года

В партнёрстве с Поднебесной

Тема номера Олег ШУМИЛИН

Китай недаром называют «локомотивом мировой экономики»: он имеет вторую по величине экономику в мире, является вторым по величине мировым инвестором и занимает первое место по объему товарооборота и валютным резервам.

Китай также является ведущим торговым партнером Российской Федерации. При этом в торговой активности между странами после 2015 г. был отмечен спад, вызванный несколькими факторами, в том числе снижением мировых цен на сырьевые и энергетические ресурсы, перестройкой экономической структуры в Китае и в России, а также медленным возрождением темпов роста мировой экономики.


Экспорт и импорт

Но уже в 2016 г. обеим сторонам удалось переломить негативную динамику товарооборота и восстановить рост. В течение последних лет Китай продолжает наращивать экспорт в Россию.

Как следует из приведенных данных, в прошлом году товарооборот России с Китаем превысил 108 млрд долл., увеличившись более чем на четверть по сравнению с 2017 г. Соответственно выросли экспорт и импорт, а также доля Китая во внешнеторговом балансе России – 15,7 % против 14,9 % год назад.

Товарооборот между Россией и Китаем (млрд долл.) по данным Федеральной таможенной службы



В 2018 г., как и год назад, Китай занял первое место как во внешнеторговом товарообороте, так и в экспортно-импортных поставках товаров. Для сравнения: Германия занимает в импорте долю в 9 %, хотя и увеличила ее за год на 23 %, Нидерланды – 7 % (на 22 %), Белоруссия – 5 % (на 26 %), Италия – 4 % (на 21 %), США – 4 % (на 16 %), Турция – 4 % (на 37 %), Республика Корея – 3 % (на 28 %), Казахстан – 3 % (30 %), Украина – 2 % (на 26 %).


В 2018 году товарооборот России с Китаем превысил 108 млрд долл. – это на четверть больше, чем год назад.


В структуре импорта России из Китая в 2017‑2018 гг. основная доля поставок пришлась на продукцию машиностроительной, легкой и химической отраслей. Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84‑90) составили 57,12 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 58,95 %). Текстиль и обувь (коды ТН ВЭД 50‑67) – 11,17 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 11,13 %). Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28‑40) – 9,91 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 8,97 %). Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72‑83) – 7,75 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 7,09 %). Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (коды ТН ВЭД 01‑24) – 3,64 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 3,68 %).


Инфраструктурные проекты

Наряду с укреплением торговых отношений Китай в 2014‑2019 гг. выступил инвестором ряда масштабных инфраструктурных проектов в России. Китайско-российские отношения сотрудничества по крупным объектам получили развитие в таких областях, как энергетика, ядерная сфера, транспортное строительство и других.

Особое внимание Китай уделяет предприятиям, деятельность которых связана с сибирским и дальневосточным регионами страны. Инвестиции Китая в различные проекты на Дальнем Востоке оцениваются в 7 % от общего объема вложений в регион. Они касаются инфраструктуры, сельского хозяйства, переработки природных ресурсов. Среди наиболее перспективных проектов с участием китайского капитала – строительство целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровске. В регионе идет строительство трансграничного железнодорожного моста, который соединит районы Северо-Востока Китая и российского Дальнего Востока, в перспективе – сооружение крупных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

В энергетике одним из примеров сотрудничества двух стран является проект Тяньваньской АЭС (на фото), который включает строительство двух блоков и работы по поставке радиоизотопных термоэлектрических генераторов. В сфере нефтедобычи можно отметить соглашение между НК «Роснефть» и China National Petrolium Corporation (CNPC, Китайской нефтегазовой национальной корпорацией) о наращивании объема транзитного потока углеводородов через Казахстан и его пролонгации до 2023 г.

Есть также опыт взаимодействия в добывающих отраслях, например, между компанией «ВостСибУголь», которая входит в угольный дивизион холдинга E+, и одной из крупнейшей компании Китая в сфере добычи угля Shenhu. В созданном этими компаниями ООО «Разрез Уголь» для совместной добычи каменного угля в Забайкалье активы распределены между российской и китайской сторонами в равных долях. Инвестиции оцениваются в 5,5 млрд юаней (800 млн долл.) и предполагают не только добычу, но и строительство инфраструктуры, в том числе 100 км подъездной дороги и ряда социальных объектов.

Между НК «Роснефть» и CNPC заключен ряд соглашений. Одно из них – о сотрудничестве в области разведки и добычи, по которому CNPC получает возможность приобрести миноритарные доли в крупных нефтегазовых проектах «Роснефти» в Восточной и Западной Сибири. С компанией Beijing Gas «Роснефть» планирует строительство более 160 заправочных станций для автомобилей, работающих на газовом топливе. Китайская Sinopec также входит в совместное предприятие «Удмурнефть».


Почти 60 % китайского импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства.



Для России КНР является ключевым экспортным рынком по поставкам углеводородов. Между «Газпромом» и CNPC заключен контракт по поставкам голубого топлива по газопроводу «Сила Сибири» в течение 30 лет, начиная с декабря 2019 г. Еще один крупный проект с участием китайских инвестиций – «Ямал СПГ», который на 20 % принадлежит CNPC и 9,9 % – китайскому Фонду Шелкового пути. Арктический танкерный флот из 12 всесезонных судов для перевозки СПГ строится на верфях Daewoo Shipbuilding Marine Engineering силами совместного предприятия Teekay LNG Partners и China LNG Shipping.

В транспортных инфраструктурных проектах китайские инвестиции, прежде всего, могут быть привлечены в создание логистической инфраструктуры между Китаем и Европой в рамках проекта «Один пояс – один путь», часть которого пройдет по российской территории. Одним из перспективных направлений развития двусторонних российско-китайских отношений в сфере транспортной инфраструктуры обещает также стать часть высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Казань», который в будущем может стать частью ВСМ «Москва – Пекин» в рамках реализации «Экономического пояса Шелкового пути».


Китайские инвесторы профинансировали 57 крупных проектов на территории России.



В русле будущего евразийского транспортного потока в Дмитровском районе Московской области сейчас создается крупнейший в Восточной Европе российско-китайский железнодорожный логистический контейнерный центр «Белый Раст». Владельцами проекта являются российский концерн «РЖД» и Объединенный оператор портов Далянь и Инкоу, расположенных в провинции Ляонин. Китайская сторона уже инвестировала в стройку около 150 млн долл. Мощности центра обеспечат перевалку 600 тысяч тонн контейнерных грузов в год.


Инвестиции в реальный сектор российской экономики

По мнению аналитиков, инвесторы из Китая предпринимают новые шаги для укрепления на российском рынке, пока западные страны продолжают действовать с оглядкой на санкции. Кроме того, учитывая ограничения европейских партнеров на поставку оборудования и ПО, у китайских партнеров появляются дополнительные возможности продвинуть свою технику на российский рынок.

Так, по данным НК «Роснефть», в 2018 г. на судостроительный завод «Звезда» с помощью китайского подрядчика China Heavy Industry Corporation Nantong доставлены уникальные краны «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн. Кроме того, в июле прошлого года с верфи в Циндао в рамках реализации контракта с China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) и Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSIC) на завод был доставлен один из крупнейших в мире транспортно-передаточный док грузоподъемностью 40 тыс. тонн. Благодаря этому на верфи будет использован метод крупноблочного судостроения, то есть будет выпускаться принципиально новая линейка судов.

Некоторые проекты в последнее время получили продолжение. Компания Haier, которая в 2016 г. в Набережных Челнах ввела в эксплуатацию завод по производству холодильников стоимостью 50 млн долл., намерена вложить еще столько же в производство стиральных машин. При этом планы инвестора в Набережных Челнах не ограничиваются двумя заводами: в перспективе на площадке 127 гектаров должен появиться индустриальный парк из 12 заводов общей стоимостью около 1 млрд долл. Компания Russia Forest Products (RFP), созданная при участии Российско-китайского инвестиционного фонда, после запуска производства сухих пиломатериалов в Хабаровском крае в 2017 г. анонсировала строительство еще нескольких заводов в Приморье и Якутии. Совместное предприятие «ДМТГ РУС», построившее в 2017 г. станкостроительный завод в Подмосковье за 1,2 млрд руб., намерена до 2020 г. дополнительно инвестировать в производство 8 млрд.

Всего, по оценкам экспертов, к концу 2018 г. китайские инвесторы профинансировали 57 крупных проектов на территории России. В целом, как было отмечено в начале июня на встрече лидеров России и Китая в рамках ПМЭФ-2019, торгово-экономические отношения между странами, объем которых в прошлом году превысил 100 млрд долл., теперь будут расширены примерно на 30 новых инвестиционных проектов на общую сумму 22 млрд долл.


Инвестиции

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.