16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/369-370/1468942.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (369-370) июль 2019 года

В партнёрстве с Поднебесной

Тема номера Олег ШУМИЛИН 2629

Китай недаром называют «локомотивом мировой экономики»: он имеет вторую по величине экономику в мире, является вторым по величине мировым инвестором и занимает первое место по объему товарооборота и валютным резервам.

Китай также является ведущим торговым партнером Российской Федерации. При этом в торговой активности между странами после 2015 г. был отмечен спад, вызванный несколькими факторами, в том числе снижением мировых цен на сырьевые и энергетические ресурсы, перестройкой экономической структуры в Китае и в России, а также медленным возрождением темпов роста мировой экономики.


Экспорт и импорт

Но уже в 2016 г. обеим сторонам удалось переломить негативную динамику товарооборота и восстановить рост. В течение последних лет Китай продолжает наращивать экспорт в Россию.

Как следует из приведенных данных, в прошлом году товарооборот России с Китаем превысил 108 млрд долл., увеличившись более чем на четверть по сравнению с 2017 г. Соответственно выросли экспорт и импорт, а также доля Китая во внешнеторговом балансе России – 15,7 % против 14,9 % год назад.

Товарооборот между Россией и Китаем (млрд долл.) по данным Федеральной таможенной службы



В 2018 г., как и год назад, Китай занял первое место как во внешнеторговом товарообороте, так и в экспортно-импортных поставках товаров. Для сравнения: Германия занимает в импорте долю в 9 %, хотя и увеличила ее за год на 23 %, Нидерланды – 7 % (на 22 %), Белоруссия – 5 % (на 26 %), Италия – 4 % (на 21 %), США – 4 % (на 16 %), Турция – 4 % (на 37 %), Республика Корея – 3 % (на 28 %), Казахстан – 3 % (30 %), Украина – 2 % (на 26 %).


В 2018 году товарооборот России с Китаем превысил 108 млрд долл. – это на четверть больше, чем год назад.


В структуре импорта России из Китая в 2017‑2018 гг. основная доля поставок пришлась на продукцию машиностроительной, легкой и химической отраслей. Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84‑90) составили 57,12 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 58,95 %). Текстиль и обувь (коды ТН ВЭД 50‑67) – 11,17 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 11,13 %). Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28‑40) – 9,91 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 8,97 %). Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72‑83) – 7,75 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 7,09 %). Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (коды ТН ВЭД 01‑24) – 3,64 % от всего объема импорта России из Китая (в 2017 году – 3,68 %).


Инфраструктурные проекты

Наряду с укреплением торговых отношений Китай в 2014‑2019 гг. выступил инвестором ряда масштабных инфраструктурных проектов в России. Китайско-российские отношения сотрудничества по крупным объектам получили развитие в таких областях, как энергетика, ядерная сфера, транспортное строительство и других.

Особое внимание Китай уделяет предприятиям, деятельность которых связана с сибирским и дальневосточным регионами страны. Инвестиции Китая в различные проекты на Дальнем Востоке оцениваются в 7 % от общего объема вложений в регион. Они касаются инфраструктуры, сельского хозяйства, переработки природных ресурсов. Среди наиболее перспективных проектов с участием китайского капитала – строительство целлюлозно-бумажного комбината в Хабаровске. В регионе идет строительство трансграничного железнодорожного моста, который соединит районы Северо-Востока Китая и российского Дальнего Востока, в перспективе – сооружение крупных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

В энергетике одним из примеров сотрудничества двух стран является проект Тяньваньской АЭС (на фото), который включает строительство двух блоков и работы по поставке радиоизотопных термоэлектрических генераторов. В сфере нефтедобычи можно отметить соглашение между НК «Роснефть» и China National Petrolium Corporation (CNPC, Китайской нефтегазовой национальной корпорацией) о наращивании объема транзитного потока углеводородов через Казахстан и его пролонгации до 2023 г.

Есть также опыт взаимодействия в добывающих отраслях, например, между компанией «ВостСибУголь», которая входит в угольный дивизион холдинга E+, и одной из крупнейшей компании Китая в сфере добычи угля Shenhu. В созданном этими компаниями ООО «Разрез Уголь» для совместной добычи каменного угля в Забайкалье активы распределены между российской и китайской сторонами в равных долях. Инвестиции оцениваются в 5,5 млрд юаней (800 млн долл.) и предполагают не только добычу, но и строительство инфраструктуры, в том числе 100 км подъездной дороги и ряда социальных объектов.

Между НК «Роснефть» и CNPC заключен ряд соглашений. Одно из них – о сотрудничестве в области разведки и добычи, по которому CNPC получает возможность приобрести миноритарные доли в крупных нефтегазовых проектах «Роснефти» в Восточной и Западной Сибири. С компанией Beijing Gas «Роснефть» планирует строительство более 160 заправочных станций для автомобилей, работающих на газовом топливе. Китайская Sinopec также входит в совместное предприятие «Удмурнефть».


Почти 60 % китайского импорта составляют машины, оборудование и транспортные средства.



Для России КНР является ключевым экспортным рынком по поставкам углеводородов. Между «Газпромом» и CNPC заключен контракт по поставкам голубого топлива по газопроводу «Сила Сибири» в течение 30 лет, начиная с декабря 2019 г. Еще один крупный проект с участием китайских инвестиций – «Ямал СПГ», который на 20 % принадлежит CNPC и 9,9 % – китайскому Фонду Шелкового пути. Арктический танкерный флот из 12 всесезонных судов для перевозки СПГ строится на верфях Daewoo Shipbuilding Marine Engineering силами совместного предприятия Teekay LNG Partners и China LNG Shipping.

В транспортных инфраструктурных проектах китайские инвестиции, прежде всего, могут быть привлечены в создание логистической инфраструктуры между Китаем и Европой в рамках проекта «Один пояс – один путь», часть которого пройдет по российской территории. Одним из перспективных направлений развития двусторонних российско-китайских отношений в сфере транспортной инфраструктуры обещает также стать часть высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Казань», который в будущем может стать частью ВСМ «Москва – Пекин» в рамках реализации «Экономического пояса Шелкового пути».


Китайские инвесторы профинансировали 57 крупных проектов на территории России.



В русле будущего евразийского транспортного потока в Дмитровском районе Московской области сейчас создается крупнейший в Восточной Европе российско-китайский железнодорожный логистический контейнерный центр «Белый Раст». Владельцами проекта являются российский концерн «РЖД» и Объединенный оператор портов Далянь и Инкоу, расположенных в провинции Ляонин. Китайская сторона уже инвестировала в стройку около 150 млн долл. Мощности центра обеспечат перевалку 600 тысяч тонн контейнерных грузов в год.


Инвестиции в реальный сектор российской экономики

По мнению аналитиков, инвесторы из Китая предпринимают новые шаги для укрепления на российском рынке, пока западные страны продолжают действовать с оглядкой на санкции. Кроме того, учитывая ограничения европейских партнеров на поставку оборудования и ПО, у китайских партнеров появляются дополнительные возможности продвинуть свою технику на российский рынок.

Так, по данным НК «Роснефть», в 2018 г. на судостроительный завод «Звезда» с помощью китайского подрядчика China Heavy Industry Corporation Nantong доставлены уникальные краны «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн. Кроме того, в июле прошлого года с верфи в Циндао в рамках реализации контракта с China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC) и Qingdao Beihai Shipbuilding Heavy Industry Co., Ltd. (BSIC) на завод был доставлен один из крупнейших в мире транспортно-передаточный док грузоподъемностью 40 тыс. тонн. Благодаря этому на верфи будет использован метод крупноблочного судостроения, то есть будет выпускаться принципиально новая линейка судов.

Некоторые проекты в последнее время получили продолжение. Компания Haier, которая в 2016 г. в Набережных Челнах ввела в эксплуатацию завод по производству холодильников стоимостью 50 млн долл., намерена вложить еще столько же в производство стиральных машин. При этом планы инвестора в Набережных Челнах не ограничиваются двумя заводами: в перспективе на площадке 127 гектаров должен появиться индустриальный парк из 12 заводов общей стоимостью около 1 млрд долл. Компания Russia Forest Products (RFP), созданная при участии Российско-китайского инвестиционного фонда, после запуска производства сухих пиломатериалов в Хабаровском крае в 2017 г. анонсировала строительство еще нескольких заводов в Приморье и Якутии. Совместное предприятие «ДМТГ РУС», построившее в 2017 г. станкостроительный завод в Подмосковье за 1,2 млрд руб., намерена до 2020 г. дополнительно инвестировать в производство 8 млрд.

Всего, по оценкам экспертов, к концу 2018 г. китайские инвесторы профинансировали 57 крупных проектов на территории России. В целом, как было отмечено в начале июня на встрече лидеров России и Китая в рамках ПМЭФ-2019, торгово-экономические отношения между странами, объем которых в прошлом году превысил 100 млрд долл., теперь будут расширены примерно на 30 новых инвестиционных проектов на общую сумму 22 млрд долл.


Инвестиции