16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/362/2819755.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (362) март 2019 года

«Зеленая» энергия разжигает страсти

1774
Художник Игорь Кийко

Протесты «желтых жилетов» во Франции указывают в том числе на ошибки в распределении субсидий в налогообложении при переходе на «зеленые» энергоносители.

К такому выводу пришли авторы онлайн-издания Nature Energy.

Сотни тысяч протестующих, тысячи задержанных, почти две тысячи осужденных, более десяти погибших, введение чрезвычайного экономического положения – таковы предварительные итоги продолжающегося стихийного движения «желтых жилетов». Движение получило название из‑за светоотражающих автомобильных жилетов, которые надевают участники протестных акций, а поводом для начала митингов послужило грозящее в 2019 г. очередное повышение налога на бензин и дизельное топливо.


Кто вы, «желтые жилеты»?

Почти полгода весь мир наблюдает за тем, как протесты из‑за налога на топливо перерастали в массовые митинги граждан, недовольных политикой правительства в целом и требующих в том числе отставки президента Франции Эммануэля Макрона. Зародившись в соцсетях в октябре прошлого года, движение быстро набрало силу, прокатилось по всей стране и вышло за пределы Франции – сторонников протестантов в желтых жилетах можно было встретить в Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Сербии, Индии, Израиле, Канаде и еще в 20 странах Европы и Азии.

В причинах возникновения и стремительного развития этого массового явления разбиралась плеяда политологов. Они называли в качестве своеобразного спускового крючка различные поводы – от первоначальных, вызванных суровыми мерами правительства Макрона против автомобилистов в 2018 г. (рост штрафов, ужесточение требований при техосмотре, усиление мер по борьбе с загрязнением, очередное повышение цен на автомобильное топливо) до социальных и общеэкономических, связанных с глобализацией и фундаментальными изменениями в жизни и в сознании среднего класса.


Движение «желтых жилетов» может заставить европейские правительства изменить подход к налогообложению на парниковые выбросы и еще более усложнит принятие этой меры.


Так, эксперт Германо-французского института в Людвигс­бурге Айлин Келлер в интервью Deutsche Welle называет выступления протестами «маленького человека», подразумевая под этим определением французов, проживающих в регионах и чувствующих себя не у дел. Поскольку их доходы выше прожиточного минимума, они считаются слишком обеспеченными для того, чтобы получать государственные пособия. Но в то же время они не обладают достаточными средствами, чтобы вести финансово благополучную жизнь.

Одна из инициаторов протестов Жаклин Мурад первой указала на негативное влияние «зеленой» политики на рядового жителя страны. В октябре прошлого года она опубликовала в Facebook видео, где раскритиковала введенный в 2013 г. экологический налог на выбросы углекислого газа, который с тех пор регулярно повышается, приводя к росту цен на топливо. Госпожа Мурад, которая зарабатывает на жизнь гипнотерапией, назвала повышение цен на бензин и дизель «травлей автоводителей».


«Желтые» против «зеленых»

По мнению экспертов Nature Energy, выступления «желтых жилетов» – это повод для ученых и политиков в области энергетики пересмотреть свое отношение к социальным волнениям. Многие страны, взявшие на себя амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, используют налогообложение в качестве инструмента для ограничения использования ископаемого топлива и для финансирования инициатив в области возобновляемых источников энергии. Хотя в ряде исследований было выявлено несоразмерное распределение этих налогов для различных слоев общества, западноевропейские государства продолжают придерживаться политики, направленной на скорейшее достижение экологических целей за счет жителей.

Как показал французский опыт, такая политика борьбы с глобальным потеплением может стать причиной массовых антиправительственных движений, в результате которых власти идут на определенные уступки. Тем самым они вынужденно меняют свою дорогостоящую для общества экологическую политику за счет более консервативных налоговых ставок по сравнению с выработанными и принятыми ранее рекомендациями.
Напомним, что Евросоюз в 2007 г. утвердил так называемую «Стратегию 20‑20‑20», которая предусматривает к 2020 г. сокращение выбросов парниковых газов в Европе на 20 % от уровня 1990 г., повышение энергоэффективности европейской экономики на 20 % и доведение альтернативных источников энергии до 20 % от общего энергопотребления ЕС. Действующие в Евросоюзе программы развития альтернативной энергетики предоставляют занятым в этом секторе компаниям различные льготы в виде налоговых послаблений и непрямых субсидий, чтобы их энергия и энергоресурсы оставались конкурентными на рынке.


Борьба с глобальным потеплением может стать причиной массовых антиправительственных движений.


Если бы не уступки французского правительства требованиям протестантов (отмена запланированного налога, повышение пенсий и др.), движение «желтых жилетов» могло бы побудить противников климатической политики в других странах спровоцировать подобные протесты, полагают авторы статьи. В конечном итоге эти протесты могли бы делегитимизировать политику в области энергетики и окружающей среды, даже если ее поддерживает большинство. В любом случае, движение «желтых жилетов», вероятно, заставит правительства европейских стран более осторожно подходить к налогообложению и еще более усложнит принятие этой меры для достижения требований по энергосбережению, сокращению выбросов и переходу на «зеленую» энергетику.


Налоги или экология

Экологические амбиции государства бьют по карману рядовых налогоплательщиков – потребителей энергии и топлива, причем наиболее заметно налоги на парниковые выбросы сказываются на семьях с низкими доходами. Тем не менее, рассматривая влияние «углеродных» налогов во Франции, Одри Берри (Energy Policy, 2018) уверена, что грамотное перераспределение налогового бремени с возвратом средств домохозяйствам может исправить ситуацию.

С этой целью она использовала имитационную модель микростимуляции, построенную на репрезентативной выборке населения Франции с 2012 г. с учетом налогов, взимаемых с каждого домохозяйства, потребляющего энергию и топливо для жилья и транспорта. Как оказалось, без перераспределения доходов налог на выбросы углерода регрессивен и увеличивает топливную бедность. С точки зрения политики этот вывод говорит о том, что вопрос топливной бедности нельзя игнорировать, если при переходе к светлому экологическому будущему соблюдать социальную справедливость.

Энергетическая политика должна обязательно смягчать указанные неравенства. В связи с этим моделирование различных сценариев могло бы дать больше информации для изучения последствий растущего неравенства, в том числе для возникновения социальных волнений, несмотря на всю сложность этой задачи из‑за явной непредсказуемости времени и масштабов событий. Катастрофа на АЭС «Фукусима» в Японии также привела к масштабным изменениям в политике Германии и других европейских стран, что было невозможно предсказать, уверяют аналитики. Они указывают также на то, что дальнейшее распространение таких «смешанных» факторов, как экстремальные погодные явления, социальные волнения, связанные с ресурсами или климатом, и каскадные сбои, вынудит исследователей моделировать сценарии будущего с потенциально опасными разрывами и неопределенностями. Это, в свою очередь, делает непредсказуемыми результаты моделирования, так как они выходят за рамки прогнозирования с требуемой степенью точности.

Тем не менее, резюмируют авторы, мы должны понимать, что, если не будут учтены экономические факторы, лежащие в основе неравномерного распределения субсидий для изменения энергетических систем и налогообложения, они могут стать дополнительным источником политической неопределенности в то время, когда требуется больше определенности и больше действий в реализации экологических программ.

Свежие Популярные