16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/359-360/9851753.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (359-360) февраль 2019 года

Комплаенс завоевывает Россию

Тема номера Ольга МАРИНИЧЕВА 4007
Фото: learnof.me

«Наша цель – предупреждать нарушения, а не карать за них», – объявила в конце минувшего года Федеральная антимонопольная служба, обсуждая тенденции развития комплаенса – системы внутрикорпоративного предупреждения антимонопольных нарушений.

На очереди – принятие законопроекта о правовом регулировании антимонопольного комплаенса, который содержит требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, направленные на снижение таких рисков, и механизмы контроля за функционированием комплаенса.

Как подчеркивает замначальника правового управления ФАС Оксана Кузнецова, готовящиеся к принятию новеллы содержат только право, а не обязанность создавать в компаниях комплаенс-системы, что соответствует уже сложившейся практике добровольного внедрения внутреннего контроля. Новый институт позволит смягчить административную ответственность по ст. 14‑31‑14.33 КоАП («Недобросовестная конкуренция») при условии, что компания-доброволец внедрила комплаенс до выявления признаков нарушений. И вместе с тем наличие комплаенс-политики – не панацея, не требующая дальнейшей работы по поддержанию системы внутреннего контроля в рабочем состоянии, не индульгенция, освобождающая от ответственности даже в случае очевидных ошибок или просто работы «спустя рукава».


Идеальная профилактика

Ключевые задачи комплаенса – приведение компании в соответствие с действующим законодательством, исключение любых рисков, способных навредить бизнесу, включая утечки информации, отслеживание и профилактику внутренних конфликтов. «Комплаенс-менеджер должен поддерживать отношения со всеми подразделениями компании и контролирующими структурами – аудиторами, службой безопасности, чтобы вместе определять проблемные участки и вырабатывать алгоритм по их устранению, – сообщают участники этого процесса. – Кроме того, менеджеры должны следить за всеми изменениями закона и приводить в соответствие с ними любую форму активности компании, предотвращая, например, инциденты с коррупцией или другими возможными нарушениями».

Понятие «комплаенс», буквально – «повиновение», пришло в российскую практику из банковской сферы. В 2014 г. Банк России принял решение о создании во всех банках страны службы внутреннего контроля, который по факту выполняет функции комплаенс-контроля. Кроме того, институт комплаенса внедрен в работе организаций сферы государственного оборонного заказа. На добровольной основе к внедрению систем комплаенс-контроля присоединись ведущие представители самых разных отраслей, от крупных энергокомпаний до добывающих предприятий, от торговых сетей до операторов сотовой связи и производителей удобрений.


Внедряют все

«Мы уже начали активную работу с обращениями граждан, которые вправе направить жалобу, пожелание или любое другое обращение на тему антимонопольного законодательства, – сообщила в конце 2017 г. Якутская топливно-энергетическая компания (ПАО «ЯТЭК»), подчеркивающая свою готовность следовать по следам СИБУРа, ЛУКОЙЛА и других принимающих антимонопольный комплаенс нефтегазовых гигантов. – Мы будем надлежащим образом реагировать на все обращения, не ограничиваясь утверждением положения об антимонопольном комплаенсе, постараемся предусмотреть все ситуации и риски, где возможно нарушение антимонопольного законодательства».

О внедрении вездесущей комплаенс-системы, «разработанной на основе самого современного международного стандарта» и предупреждающей все возможные угрозы – от соблюдения ковенантных ограничений до предотвращения хищений, сообщила в 2016 г. угольная компания СУЭК. «Обучение основам комплаенса прошли свыше 5000 человек, или более 90 % управленческого персонала, – поясняет комплаенс-офицер СУЭКа Дмитрий Кантеров. – На комплаенс-портале нашей компании реализована функция обратной связи, так что любой посетитель сайта может оставить сообщение, в том числе анонимное».

Основной «проводник» комплаенс-инициатив – «антимонопольщики России», «подталкивающие» к принятию соответствующих стратегий компании на местах, в том числе – предприятия, являющиеся субъектами естественных монополий. Так было, в частности, с ОАО «МРСК Урала», являющимся крупнейшим субъектом естественной монополии в Уральском регионе. «Разработанная нашей компанией комплаенс-система направлена на повышение личной ответственности, предусматривает наделение ответственного подразделения обязанностью управления антимонопольными рисками, – сообщают уральские «сетевики». – Кроме того, она содержит внедрение внутренних механизмов и процедур по их ликвидации и минимизации, проведение обучающих мероприятий для сотрудников по повышению антимонопольных знаний, в также информацию об основных правилах и запретах в сфере антимонопольного законодательства и Правил техприсоединения к электрическим сетям». Судя по первым итогам работы комплаенса, озвученным осенью минувшего года, внедрение внутренней системы контроля привело к заметному снижению числа нарушений, допущенных при осуществлении техприсоединения к электрическим сетям энергокомпании. Именно эти нарушения являлись основным предметом тревоги и внимания УФАС.


Комплаенс снижает санкции

В благотворности внедрения комплаенса в России убеждены не только борцы с монополиями. С предложением создать в России систему экспортного комплаенса с перспективой ее дальнейшего распространения на все государства Евразийского экономического союза выступает российский Минпромторг. Система экспортного комплаенса позволит российским экспортерам существенно снизить санкционные риски при осуществлении поставок в страны ЕС за счет двух новых для российской практики инструментов, считает глава министерства Денис Мантуров. Первый инструмент снижения кредитных и страховых рисков – сертификация экспортеров и их продукции на предмет соблюдения как российского, так и иностранного законодательства. «Эта система будет построена на основе передового европейского опыта, результаты которой будут признаваться таможенными органами и контрагентами в странах ЕС, – сообщил глава Минпромторга. – Второй эффективный инструмент – механизм сбора, хранения и обмена значительно более полной, подтвержденной информации о товаре и процессе производства, которая может быть заблаговременно предоставлена контролирующему зарубежному органу при соблюдении должной конфиденциальности. По словам господина Мантурова, для функционирования системы необходимо обеспечить взаимное признание российских и международных (европейских) сертификатов экспортного комплаенса, проработать возможность преференций для российских экспортеров – получателей таких сертификатов, включая льготы при экспортном кредитовании и страховании.


Роковая ошибка требует допконтроля

И все же, как и следовало ожидать, далеко не все компании, сообщающие о внедрении комплаенс-политики, следуют этому решению с должной ответственностью. Нередко заявленные комплаенс-системы существуют только на бумаге или содержат досадные ошибки, убивающие смысл инициативы. К примеру, в одной компании антимонопольный комплаенс есть, но об этом никто не знает, кроме генерального директора, рассказывает замначальника Управления ФАС по борьбе с картелями Мухамед Хамуков. – В другой – есть хорошие документы, журналы, где расписываются сотрудники об ознакомлении. Но ведут они себя совсем не так, как на бумаге, и систематически нарушают закон». Возможны и досадные форс-мажоры, возникающие практически в любой компании, о которых напомнил участник одного из «комплаеснсых» мероприятий ФАС, начальник департамента правовой защиты «ЛУКОЙЛа» Лев Чернов. «Что делать, если компания все меры антимонопольного комплаенса исполнила, но какой‑нибудь работник написал письмо, которое все испортило? Как ты людей ни обучай, но они все равно порой совершают ошибки». В ответ представитель ФАС Оксана Кузнецова заметила, что возможность ситуаций, ставящих под удар всю компанию из‑за деятельности одного-единственного лица, «сигнализирует о необходимости принятия дополнительных профилактических мер – таких, как установление двойного контроля».

Отправить на Email

Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.