16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/359-360/9837474.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (359-360) февраль 2019 года

Новая модернизация: выгоды или риски?

Власть Ирина КРИВОШАПКА 6013
Фото: Дмитрий Астахов/ пресс-служба правительства РФ/ ТАСС

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о масштабной модернизации тепловых электростанций, программа которой известна как ДПМ-2, или ДПМ-штрих. В ее рамках в 2022‑2031 гг. планируется обновление около 39 ГВт установленной мощности генерирующих объектов. Мнения участников отрасли о полезности и эффективности этих планов разделились.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о масштабной модернизации тепловых электростанций, программа которой известна как ДПМ-2, или ДПМ-штрих.

В ее рамках в 2022‑2031 гг. планируется обновление около 39 ГВт установленной мощности генерирующих объектов.

Известно также, что предусмотрены переход к конкурентным отборам мощности на шесть лет (сейчас четыре года) и поэтапная индексация ценовых параметров конкурентного отбора мощности в 2022‑2024 гг. Кроме того, утверждены правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат на реализацию таких проектов модернизации и правила индексации величин типовых капитальных затрат на эти проекты.

Александр НовакНезадолго до этого министр энергетики Александр Новак (на фото) сообщил, что правительство одобрило масштабную программу модернизации ТЭС, которая позволит в течение десяти лет привлечь 1,9 трлн руб. частных инвестиций с суммарной модернизацией 41 ГВт мощностей. Первый отбор проектов начнется в апреле-мае. Глава ведомства также рассказал, что проекты для участия в программе будут отбираться на конкурсной основе. Критерием станет цена электроэнергии, достигаемая в результате модернизации.

Постановление принято, правила и порядок сформулированы, участников программы, как говорят регуляторы, будет немало. Несмотря на то что пока слишком рано комментировать даже цели и намерения всех заинтересованных сторон, поскольку видимые черты реализации этот план получит не раньше апреля-мая, мы все же обратились к экспертам «ЭПР» с предложением спрогнозировать, что в целом даст эта программа, а также что осталось пока потенциальным риском.

«Необходимость модернизации ТЭС обусловлена объективными данными, – прокомментировал директор ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин. – Доля ТЭС в установленной мощности ЕЭС России составляет 68 % (около 160 ГВт). При этом 50 % тепловых генерирующих мощностей достигли или превысили возраст 40 лет. Статистика показывает, что средний возраст энергоблоков на 50 % выше, чем в крупнейших мировых экономиках.

Принятое правительством решение по модернизации генерирующих мощностей тепловых электростанций позволит в самые ближайшие годы избежать дефицита генерирующей мощности, а в долгосрочном периоде покрыть существующее потребление электрической энергии за счет модернизируемых мощностей.

Будет обеспечиваться сдерживание среднего роста цены на электроэнергию в пределах инфляции без существенного роста нагрузки на потребителей. (По данным Росстата, цены на продукцию оте­чественных металлургических компаний при поставках на внутренний рынок за период август 2017 – август 2018 г. в зависимости от номенклатуры выросли на 18‑30 %, что превышает инфляцию в пять-семь раз. При этом цена мощности в КОМ в первой ценовой зоне в 2018 г. не превышает цену КОМ 2011 года.)

По оценке Совета производителей энергии, в 2020‑2023 гг. средний темп роста одноставочной цены на электроэнергию на оптовом рынке (с учетом роста цены КОМ с 2022 г. и начала программы модернизации) не должен превысить 3,5 %.

После 2024 г. рост нагрузки для крупных потребителей в связи с реализацией программы модернизации ТЭС будет в еще большем объеме компенсироваться снижением платежей по ДПМ-1 (в связи с окончанием срока выплат)».

Свою позицию, которая почти не отличается от той, что была представлена ранее, высказали и в ассоциации «Сообщество потребителей энергии»:

«Стоимость программы модернизации ТЭС (ДПМ-2), представленной на утверждение в правительство России, согласно расчетам нашей ассоциации, составляет 8,2 триллиона рублей, – сообщили в организации. – Представители Минэнерго России, озвучивая параметры программы, указывают только номинальный объем затрат поставщиков в размере 1,4‑1,5 триллиона рублей. Данная стоимость приводится без учета объемов доходности, дополнительной индексации цены конкурентных отборов мощности (КОМ) на 20 % сверх параметров инфляции, а кроме того, регулятор по непонятным причинам ограничивает горизонт своих расчетов 2035 годом при реальном завершении платежей по программе не ранее 2046 года.

В первой ценовой зоне оптового рынка (европейская часть России) в 2022‑2046 гг. потребители заплатят энергетикам за модернизацию тепловых электростанций около 4,2 триллиона рублей. Среднегодовой платеж в этот период составит около 168 миллиардов рублей, максимальный платеж по договорам на поставку мощности придется на период 2032‑2038 годов и составит в среднем около 273,7 миллиардов рублей.

Во второй ценовой зоне оптового рынка (Сибирь) объем платежа на проведение ремонтов существующего и нового оборудования и строительной части составит около 2,4 триллиона рублей. Среднегодовой платеж в этот период составит около 95,6 миллиарда рублей, максимальный платеж по договорам на поставку мощности придется на период 2032‑2039 года и составит в среднем около 153,2 миллиарда рублей.

1,6 триллиона рублей будет стоить потребителям увеличение ценовых параметров конкурентного отбора мощности (КОМ) на 20 % сверх инфляции, запланированное в программе модернизации ТЭС. Рост платежа в первой ценовой зоне оптового рынка в период 2022‑2046 годов из‑за увеличения ценовых параметров КОМ составит около 1 триллиона рублей (при среднегодовом росте платежа в размере около 40 миллиардов рублей). Во второй ценовой зоне за этот период увеличение платежа составит около 600 миллиардов рублей при среднегодовом росте платежа около 24,4 миллиарда рублей.

Ежегодная гарантируемая регулятором доходность энергетиков по тиражируемым проектам составит 13,3 % при сохранении параметров долгосрочных гособлигаций на уровне 7,8 % годовой ставки, что соответствует прогнозному уровню инфляции на уровне 3,5‑4,3 % и неизменности расчетных параметров доходности по договорам на поставку мощности с модернизируемыми объектами на электростанциях.

Стоит отметить, что предыдущая программа ДПМ предусматривала ввод около 30 ГВт новой мощности, ее суммарная стоимость составляет около 3 триллионов рублей, в то время как модернизация ТЭС фактически нацелена на проведение капитальных ремонтов 39 ГВт с устаревшей технологией паросилового цикла.

Приведенные расчеты не включают финансирование субсидий для дальневосточных потребителей, оплату инвестиционной надбавки электростанциям «РусГидро», расположенным в Дальневосточном федеральном округе, а также продление после 2024 года программы поддержки развития генерирующих объектов на основе ВИЭ за счет повышенных платежей потребителей (ДПМ ВИЭ)», – резюмировали в ассоциации.

Гидрогенерирующий холдинг «РусГидро» намерен участвовать в новой программе, хотя это будут отдельные проекты и решения.

«В состав «РусГидро» входит тепловая генерация на Дальнем Востоке, – отметили представители холдинга. – В компании разработана долгосрочная программа замещения выбывающих мощностей на территории Дальневосточного федерального округа. В ее рамках предлагается построить Артемовскую ТЭЦ-2 (замещает выбывающую Артемовскую ТЭЦ), Хабаровскую ТЭЦ-4 (замещает Хабаровскую ТЭЦ-1), вторую очередь Якутской ГРЭС-2 (замещает Якутскую ГРЭС), а также модернизировать оборудование действующих Владивостокской ТЭЦ-2 и Комсомольской ТЭЦ-2. Предложения «РусГидро» переданы в федеральное правительство».



Реализация программы ДПМ-1 дала потребителям эффект в виде обновления генерирующих мощностей: за период 2008‑2017 гг. было введено в эксплуатацию 40 ГВт новых мощностей преимущественно в рамках ДПМ и ДПМ АЭС / ГЭС, а к 2021 г. величина вводов превысит 46 ГВт.

Как следствие, произошло замедление темпов роста цен на электроэнергию на оптовом рынке по сравнению с темпами роста цен на топливо (темп роста цен рынка на сутки вперед (РСВ) в 2008‑2017 гг. составил 68 %, хотя за тот же период тарифы на природный газ выросли на 143 %).

При этом, по расчетам ассоциации «Совет производителей энергии» и экспертов рынка, совокупная плата потребителей по ДПМ-1 в размере 2,6 трлн руб. будет компенсирована за счет отставания цен на электроэнергию от роста цен на газ и снижения цены КОМ.

По словам представителей Российского независимого аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), «опыт тепловых ДПМ показал, что переплата за профицит мощности была компенсирована снижением цен на РСВ.



Материалы по теме:

https://www.eprussia.ru/teploenergetika/40/9945678.htm

https://www.eprussia.ru/news/base/2019/9890004.htm


Модернизация в энергетике

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.