16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/349/6493233.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 17 (349) сентябрь 2018 года

Генераторы готовятся к отбору

Российские энергокомпании ждут старта программы «ДПМ-штрих» (или «ДПМ-2»), которая позволит приступить к обновлению тепловых мощностей на всем пространстве большой страны – от Карелии до Дальнего Востока.

Большинство претендентов на участие в модернизации считают, что разработчики нового механизма для привлечения инвестиций учли уроки, вынесенные из завершающейся программы «ДПМ-1», и надеются, что «ДПМ-штрих» будет запущена в запланированный срок.



Кто рассчитывает на обновление

«В фокусе программы обновления нашей компании находятся генерирующие мощности, расположенные в крупных городах, таких, как Самара, Екатеринбург, Нижний Новгород, Киров, Ижевск, Ульяновск, – сообщает ПАО «Т Плюс», крупнейшая из частных энергокомпаний России, работающих в сфере теплоснабжения. – В первую очередь мы намерены обновить парк когенерационных турбин, которые одновременно производят электроэнергию для всех потребителей и снабжают теплом крупные тепловые узлы – города с централизованным теплоснабжением.
Пул потенциальных проектов модернизации компании составляет 2,5‑3 ГВт, но сколько из них будут заявлены в первый этап конкурса в 2018 году, мы сможем определить после публикации предельных капитальных затрат и оценки инвестиционных рисков. Общий объем потребности в капитальных вложениях исходя из 2,5 ГВт составляет ориентировочно 90 миллиардов рублей».

«Мы рассчитываем, что первые конкурсы при активной позиции Минэнерго могут пройти уже в этом году, – говорит Павел Шацкий, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг», крупнейшего владельца электроэнергетических активов в России. – Мы думаем, что среди наших активов в новой волне модернизации должны принять участие не менее 11 электростанций, в том числе и те, что питают города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург. К примеру, на Автовской ТЭЦ (ПАО «ТГК-1»), находящейся в Санкт-Петербурге, наработка турбин, которые планируется модернизировать, достигла 270 тысяч часов при парковом ресурсе всего 220 тысяч часов. Между тем только эта ТЭЦ обеспечивает теплом и светом более миллиона человек и множество крупных предприятий в одних из самых загруженных с точки зрения потребления районах города. Обновление ТЭЦ сэкономит существенные средства для города – ее водопотребление сократится как минимум на 80 %, а средний удельный расход топлива (УРУТ) на производство электроэнергии – на 10 %».



Давно назрело

«Наша компания успешно реализовала в полном объеме программу ДПМ, ввод новых энергоэффективных мощностей составил 1,7 ГВт, – сообщает ПАО «ТГК-1», работающая в четырех субъектах Северо-Западного федерального округа, включая Санкт-Петербург и Ленинградскую область (контрольный пакет акций компании принадлежит «Газпром энергохолдингу»). – В результате общая мощность ТЭЦ ТГК-1 составила 4 ГВт, из них 2,4 ГВт – мощность ТЭЦ, на которых построено оборудование по программе ДПМ.

В 2018 году критериям отбора программы ДПМ-2 соответствуют 0,5 ГВт мощностей, в ближайшие пять лет – еще 0,6 ГВт на трех ТЭЦ, но особое внимание мы хотели бы обратить на необходимость включения в программу модернизации Петрозаводской ТЭЦ».

Сегодня Петрозаводская ТЭЦ обеспечивает тепловой энергией более 85 % жителей и предприятий столицы Карелии и способна на сто процентов закрыть потребности города в электрической мощности.

Турбина первого блока несущей круглогодичную нагрузку Петрозаводской ТЭЦ была установлена в 1979 г. Парковый ресурс турбины составляет 220 тыс. часов, при этом 1 июля этого года наработка преодолела отметку в 247 тыс. часов. Результаты регулярного контроля металла, из которого изготовлен корпус цилиндра высокого давления, подтверждают исчерпание ресурса. Модернизация турбины признана неотложной и подтверждена заводом-изготовителем, а также независимыми экспертными организациями.

«Мы говорим о масштабном проекте модернизации, в результате которого будут заменены элементы турбины с «уставшим» металлом, а в целом ресурс турбины будет полностью восстановлен. Модернизированное отечественное оборудование увеличит КПД турбины и повысит экономичность работы ТЭЦ, в результате сократится удельный расход топлива на выработку тепла и электричества, снизится количество выбросов вредных веществ и парниковых газов на единицу отпускаемой энергии.

Модернизированное оборудование позволит увеличить электрическую и тепловую мощность ТЭЦ. В условиях перспективного развития города и с появлением новых микрорайонов данная задача выходит на уровень стратегической не только в рамках города, но и всей республики», – подчеркивают в ТГК-1.

«Состояние наших ТЭЦ немногим отличается от ситуации по России в целом, – поясняет Игорь Васильев, и. о. директора по развитию бизнеса ПАО «ТГК-2», одной из крупнейших теплоэнергетических компаний Северо-Западного и Центрального федеральных округов России. – Большинство из этих объектов – 1960‑70‑х, а некоторые – даже 1940‑х годов постройки. Задача компании – участвовать в «ДПМ-штрих» максимальным количеством устаревшего оборудования в целях обеспечения надежного энергоснабжения потребителей регионов присутствия. Наша компания будет стремиться модернизировать все 10 ТЭЦ. В первый этап конкурса, отбор ценовых заявок по которому должен состояться до ноября 2018 года, мы рассчитываем включить ТЭЦ, которые находятся в наиболее критичном состоянии. Это, в первую очередь, Северодвинская ТЭЦ-1, введенная в эксплуатацию в 1940‑е годы и работающая на угольном оборудовании соответствующей эпохи. Первостепенны и Костромские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Ярославские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, оборудование Архангельской ТЭЦ. В целом мы рассчитываем модернизировать около 50 % электрической мощности нашей компании, что составляет около 1,1 ГВт, понимая, что подобная программа, подготовленная правительством Российской Федерации, – единственный шанс провести глубокую реновацию тепловой генерации на ближайшие годы».

«Мы планируем заявить на программу модернизации 17 проектов по 7 регионам Центрального федерального округа из десяти регионов присутствия нашей компании, – сообщает ПАО «Квадра», созданная на базе тепловых генерирующих мощностей и теплосетевых активов региональных АО-энерго в 11 регионах Центрального федерального округа. – Совокупная мощность этих проектов составляет немногим более 1000 МВт, общий объем инвестиций ориентировочно от 14 до 51 миллиарда рублей в зависимости от глубины модернизации».



Возможности и риски

Таким образом, генерирующие компании приветствуют возможность поучаствовать в новой программе модернизации тепловых мощностей. Но они видят в ней и перекосы, существенные риски.

«По нашим оценкам, запуск программы в рассматриваемые сроки реалистичен, – сообщают в «Газпром энергохолдинге». – При этом основной риск для генерирующих компаний по текущей версии программы связан с вопросом подтверждения поставщиком оборудования требований локализации на дату начала поставки мощности. В случае отсутствия такого подтверждения инвестор не сможет вернуть капитальные затраты по проекту».

«Безусловно, программа модернизации привлекательна, поскольку для нас это возможность обновления генерирующего оборудования, у которого очень высокая степень износа, – сообщает ПАО «Квадра». – Однако, на наш взгляд, опубликованные условия отбора для разных типов станций усреднены и снижают шансы ТЭС на попадание в программу модернизации. В частности, существуют объективные причины, по которым небольшим ТЭЦ, расположенным в Центральной России, невозможно конкурировать по условиям отбора с конденсационными электростанциями, и эти моменты программа не учитывает».

По мнению ПАО «ТГК-2», одним из существенных рисков программы являются и заведомо неравные условия для участвующих в отборах мощности ТЭЦ и ГРЭС.

«Напомним, что ГРЭС предназначены для выработки преимущественно электрической энергии, в то время как ТЭЦ вырабатывают, в первую очередь, энергию тепловую, – поясняет Игорь Васильев. – Одним из критериев отбора для участвующих в программе «ДПМ-штрих» проектов предполагается коэффициент использования установленной мощности, который у ГРЭС априори выше. В рамках планируемых к конкурентному отбору зонах энергосистемы много ГРЭС, которые принадлежат в основном оптовым генерирующим компаниям, и мы опасаемся, что в рамках представленной модели ГРЭС будут иметь преимущество перед нашими ТЭЦ».


Комментарий пресс-службы НП «Совет рынка»:

В первую очередь, следует отметить, что механизм привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики был разработан в рамках исполнения соответствующего поручения президента Российской Федерации.

Концепция предложенного механизма разрабатывалась и обсуждалась с представителями всего рыночного сообщества и федеральных властей. В настоящее время соответствующий проект постановления правительства, определяющий порядок функционирования данного механизма, проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.

В качестве основных отличий нового механизма привлечения инвестиций от существующего (договоров о предоставлении мощности или ДПМ), можно отметить следующие:

• отбор инвестиционных проектов модернизации генерирующего оборудования осуществляется на конкурентной основе, что должно способствовать повышению их экономической эффективности и, как следствие, снижению финансовой нагрузки на потребителей. В качестве критерия отбора выступают удельные совокупные затраты на производство электрической энергии, включающие в себя приведенные к единице выработки переменные и условно-постоянные затраты – одноставочная цена. При этом правительством Российской Федерации устанавливаются предельные значения для затрат на реализацию проектов;

• модернизация только востребованного, но устаревшего оборудования (котельное оборудование старше 40 лет, турбины со значительным периодом «наработки»);

• требования по локализации, предполагающие использование оборудования отечественного производства, обеспечивающие развитие энергомашиностроения в России.

При этом учитываются ограничения на объемы мощности и стоимостные параметры отбираемых проектов модернизации, направленные на недопущение роста цен на электрическую энергию для потребителей выше уровня инфляции.

В то же время предусмотрена ответственность поставщиков за ненадлежащее исполнение принятых обязательств по реализации проектов модернизации и требований по локализации производства оборудования.

По нашей оценке, значительные препятствия для запуска в 2018 году нового механизма отбора проектов модернизации (проведения первых отборов проектов модернизации на 2022‑2024 годы) отсутствуют. В случае принятия указанного проекта постановления первые отборы могут быть проведены до конца 2018 года.

Генерация, Инвестиции, Тепловая энергетика

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.