16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/345-346/295930.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (345-346) июль 2018 года

Дмитрий Козак тушит бензиновую лихорадку

Власть Ольга МАРИНИЧЕВА

«Один из самых закрытых российских зампредов», – такую характеристику получил Дмитрий Козак, человек, которому поручено курировать промышленность и энергетику в обновленном правительстве РФ.

Дмитрий Козак – один из давних соратников Владимира Путина, отвечавший в последние годы за выполнение массы ответственных задач: от проведения Сочинской Олимпиады до вопросов, связанных с Крымом и Севастополем. В былые годы он проявил себя как опытный переговорщик, участвовавший в решении различных драматических конфликтов – от освобождения захваченного разъяренными митингующими республиканского Дома правительства в Карачаево-Черкесии в 2004 г. до разблокирования федеральной трассы, которую перекрыли родственники жертв Беслана. Сегодня ему поручено обуздать рост цен на бензин и дизтопливо, уже вызвавший не только массовые протесты в регионах, но и самые апокалипсические прогнозы насчет дальнейшего развития событий.



Регионы взывают о помощи

По данным Росстата, с начала года по 21 мая бензин на автозаправках подорожал на 5,3 %, что значительно превосходит общую динамику роста потребительских цен, составившую всего 1,5 %. Эксперты считают, что одной из причин этих тревожных тенденций стал взлет цен на нефть, побуждающий наращивать экспорт бензина и дизтоплива в ущерб поставок на внутренний рынок. Неудержимый рост оптовых и розничных цен встревожил не только автовладельцев и перевозчиков, но и местные власти, которые опасаются нешуточных проблем, связанных с проведением сельскохозяйственных работ, более чем вероятным банкротством компаний ЖКХ, закупками топлива для прохождения будущего отопительного сезона. При этом многие регионы не только ждут помощи «сверху», но и сами стараются справиться с бензиновым кризисом в меру собственных сил и возможностей.

Так, руководство Краснодарского края и Республики Адыгея сообщило о расширении сети газовых заправок и актуальности перевода общественного транспорта на газомоторное топливо, власти Удмуртии – о подготовленном совместно с сельхозпроизводителями предложении в Госсовет относительно фиксации цен на горюче-смазочные материалы на время посевных работ. О рисках для сферы ЖКХ сообщил мэр Ярославля Владимир Слепцов, напомнивший, что доходная часть бюджета «спланирована коммунальщиками в соответствии с ценами на топливо предыдущего года». «Следовательно, многие предприятия могут уйти в банкротство или будут выполнять меньшие объемы коммунальных услуг», – добавил он.

В Кабардино-Балкарии для стабилизации бюджетных расходов в сфере здравоохранения стали привлекать собственные средства, которые зарабатывают больницы и станции скорой помощи. Как сообщил Минздрав республики, это решение позволило избежать существенных проблем, связанных с закупками ГСМ.

В высшей степени тревожная ситуация сложилась в Республике Якутия, зависящей от дорогостоящего привозного топлива, – здесь цены по сравнению с прошлым годом повысились почти на четверть. «Республика имеет особенности ценообразования на нефтепродукты, связанные с сезонностью завоза в арктические районы, – сообщил врио главы региона Айсен Николаев. – Весь годовой уровень повышения цен поставщиков разом отражается на ценах закупок при очередном завозе». Как напомнил господин Николаев, дополнительным риском роста цен на нефтяное котельное топливо может стать повышение тарифов на тепловую энергию. Чтобы сдержать подорожание нефтепродуктов, столь болезненное для северных территорий, необходимо обеспечить возможность отсрочки платежей, отменить запрет субсидирования цен на ГСМ и обеспечить резервы нефтепродуктов из госрезерва на территории республики.

«Насколько мне известно, сейчас в правительстве РФ проект соответствующего распоряжения, – добавил глава Якутии в ходе посвященного топливным проблемам селекторного совещания глав регионов с Дмитрием Козаком. – Нужно, чтобы это решение было оперативно выпущено, чтобы крупнейшие энергетические компании, которые поставляют топливо на территорию республики, смогли участвовать в конкурсе».

Экстренным ответом на бензиновый кризис со стороны правительства стало снижение акцизов на бензин и дизтопливо в обмен на соглашение с крупнейшими участниками рынка о заморозке цен на сетевых АЗС. Более долговременный стратегический ход – подготовка законопроекта о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Предусмотрено и форс-мажорное решение в виде введения заградительных экспортных пошлин на нефтепродукты в случае, если нефтяники не станут придерживаться соглашения о заморозке цен и стоимость нефтепродуктов повысится на 20 % в течение квартала. Размер пошлины, добавил Дмитрий Козак, не имеет четкой фиксации и будет меняться в зависимости от обстоятельств. Подобное решение уже принималось в 2011 г., когда на бензин налагалась экспортная пошлина в 90 %, чтобы избежать дефицита бензина на внутреннем рынке.



«Независимые» шокируют прогнозами

Соглашение о заморозке цен на бензин и дизтопливо встревожило независимые АЗС, объявившие, что это решение может привести к уходу с рынка примерно 15 тыс. независимых «заправок» и монополизации российского топливного рынка. По расчетам Независимого топливного центра (НТС), в перспективе это решение может привести к росту цен на бензин до 100 руб. за литр. Чтобы избежать запредельного взлета цен, «независимые» предлагают правительству отпустить розничную цену на бензин, «включить» экстренный режим ручного управления в оптовом сегменте, а в отдаленной перспективе – провести системную реформу российского топливного рынка, предусматривающую радикальное увеличение объемов обязательной биржевой торговли.

Шокирующий прогноз «независимых» является невозможным, считает Дмитрий Козак, подчеркивая, что «в распоряжении правительства имеется «достаточно инструментов для того, чтобы урегулировать эту ситуацию». Одним из таких инструментов станет завершение налогового маневра, предполагающее повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с действующих 30 % до нуля. Эта идея, принадлежащая Минфину, вызвала критику со стороны Минэнерго и нефтяных компаний, опасающихся, что обнуление пошлин приведет к повышению внутренней цены на нефть и снижению прибыли НПЗ. В частности, об этом утверждает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль, указывая на то, что наблюдавшийся в этом году рост цен на бензин связан «с увеличением стоимости нефти внутри страны и с ростом акцизов». Аналогичную позицию занял президент Независимого топливного союза Павел Баженов, считающий, что обнуление экспортных пошлин создает ситуацию, когда «экспортная альтернатива будет более привлекательной на системной основе, чем цены внутреннего рынка».



Цены сдержат льготами

«Предохранителем» против дополнительной нагрузки на цены, которые рискует создать новый закон, станет сохранение действующих льгот по НДПИ, предусмотренных для месторождений с так называемыми сложными условиями для выработанных месторождений, малых участков недр и трудноизвлекаемой нефти. Предполагается также использовать механизм отрицательного акциза, который будет действовать в отношении НПЗ, выпускающих высококачественный бензин и дизтопливо не ниже пятого класса. Как подчеркивает глава правительства Дмитрий Медведев, такой льготой смогут воспользоваться только компании, поставляющие нефтепродукты на внутренний рынок.

«В рамках механизма отрицательного акциза планируется дополнительная составляющая, которая будет учитывать логистическое и географическое отставание нефтеперерабатывающих заводов», – поясняет глава Минэнерго Александр Новак, указывающий на то, что данное решение должно приблизить экономические условия работы удаленных от рынков сбыта заводов к условиям, в которых находятся предприятия вблизи рынков сбыта или возле портов. Ожидается, что в течение 6 лет новый закон, который станет одной из основ реформирования налоговой системы, принесет в бюджет страны от 1,3 до 1,6 трлн руб.

«Я считаю, что данная цифра корректная и на нее необходимо ориентироваться в последующих экономических расчетах и прогнозах, – уверен председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин. – Правительство создает набор мотивационных инструментов, который бы позволил заинтересовать нефтепереработчиков увеличивать выпуск высококачественных бензинов в России, а также битумных – для закрытия потребностей строителей. В ближайшие годы им придется кратно увеличить объемы строительства жилья и дорог. Кроме того, увеличение выпуска качественного бензина внутри страны позволит стабилизировать цены и на бензин, и на дизельное топливо. Сегодня благодаря благоприятной внешней конъюнктуре нам выгодны и экспорт углеводородов, и увеличение объемов производства бензинов светлых фракций. И все‑таки со всех точек зрения для страны важнее развивать глубокую переработку, чем гнать сырую нефть за рубеж».



Мусорный налог готовят к снижению

Еще одна задача, которая поручена Дмитрию Козаку, – снижение в 7 раз так называемого экологического налога на вывоз мусора, который применяется в отношении мусорных операторов за размещение отходов на полигонах и промышленных предприятий, выбрасывающих вредные соединения в атмосферу. Именно этот налог составляет около 30 % в платежах за вывоз мусора для бытовых потребителей. После семикратного снижения налога правительство предлагает в течение семи лет увеличивать его на 15 % в год вплоть до 2025 г. Именно к этому сроку завершится первая волна строительства мусоросжигающих заводов в России.

Необходимость снижения экологического налога поддерживает и Федеральная антимонопольная служба, указывающая, что эта плата составляет до 80 % от всех расходов операторов на захоронение отходов. Если не снизить плату сейчас, то это может повлечь рост социальной напряженности в ряде регионов России, считает начальник управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС Алексей Матюхин. Сами мусорные операторы приветствуют снижение платы, но опасаются, что снижение эконалога может затормозить строительство новых объектов по переработке мусора, при этом других источников для финансирования «мусорной» реформы просто нет.



Помимо серьезных предложений, топливный форс-мажор породил массу шуток и флешмобов. Самый экстравагантный ответ росту цен на бензин дал депутат законодательного собрания Камчатского края Михаил Пучковский, который сменил личный автомобиль на коня по кличке Ракета. По словам депутата, кормежка Ракеты обходится намного дешевле, чем заправка «железного коня» на АЗС в течение года с учетом того, что цены на самый ходовой бензин Аи-92 превысили в Петропавловске-Камчатском 50 руб. за литр.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13-14 (345-346) июль 2018 года: