16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/331-332/3767056.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (331-332) декабрь 2017 года

Нет главного – доверия

С отсутствием предсказуемых правил игры и взаимного доверия между участниками рынка и государством связал проблемы российского теплоснабжения и. о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Дмитрий Вахруков.

Отсюда, по мнению регулятора, и происте­кает большинство проблем российского теплоснабжения.

Дмитрий ВахруковНа XV конференции «Теплоснабжение: функционирование в новых условиях», организованной НП «Российское теплоснабжение», которая состоялась в Москве 28‑29 ноября, представители профессионального сообщества традиционно сетовали на изношенность инфраструктуры, несовершенство законов, недостаток инвестиций.

Не остался в стороне и регулятор: выслушав комментарии коллег, и. о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Дмитрий Вахруков признал: проблем в отрасли накопилось достаточно, и связаны они, прежде всего, с отсутствием предсказуемых правил игры и взаимного доверия между участниками рынка и государством.



Внутреннее противоречие

– Вот и выходит, что рынок не знает, чего ждать от регуляторов, ведь мы порой принимаем непредсказуемые, плохо прогнозируемые решения. Регулятор, в свою очередь, не очень доверяет рыночным механизмам в регулируемой сфере. Например, мы не верим, что можно стимулировать приток инвестиций, но верим, что можно заставить инвестировать. Не верим, что у организации появится внутренний стимул становиться эффективнее, и хотим заставить ее быть эффективнее. Этот дисбаланс сохраняется уже долгое время, – отметил Дмитрий Вахруков. – Коллеги, предложите, что нужно сделать для повышения уровня доверия между сектором теплоснабжения и властью, которая принимает регуляторные решения. Мы открыты к диалогу.

Представитель Минэкономразвития заметил, что в сфере теплоснабжения все прекрасно с планами, но очень плохо с результатами:

– На данный момент мы обладаем минимумом необходимой информации, чтобы принимать какие‑то регуляторные и макроэкономические решения. Прежде всего, я имею в виду недостаток технических данных от отдельных предприятий, отдельных систем теплоснабжения. Такая информация не собирается никем и нигде. Важность данной проблематики понимает и Минэнерго, но конкретных шагов для ее решения пока не сделано. В результате у нас нет представления о реальном состоянии отрасли даже в части износа оборудования, – сказал спикер. – Если кто‑то и собирает такие данные, то зачастую под схожими понятиями спрятаны совершенно разные показатели. Понятно, что так продолжаться не может и нам необходимо наладить систему сбора информации с мест. Другой вопрос – как это сделать на практике?

Оказалось, участники конференции не разделяют обеспокоенности регулятора. Прозвучало справедливое замечание, что эта проблема существует много лет, и вместо того, чтобы жаловаться на нехватку информации, уже давно можно было поручить какому‑либо научно-исследовательскому институту собрать необходимые данные, а через два года получить работающую систему, которая позволила бы контролировать ситуацию в каждом городе. На это господин Вахруков ответил, что в данном случае речь, скорее, идет о внутреннем препятствии – прежде, по его словам, реальной потребности собирать и обобщать эти данные попросту не было.

– Да, мы понимаем, что данные нужны, их надо собирать, но что с ними делать после, не знаем. Пока не найдем ответа на этот вопрос, пока не будет бенефициара этих данных в лице отраслевых министерств и правительства, эта работа ни к чему не приведет. Это внутреннее противоречие, – считает он.

Однако и такое пояснение не удовлетворило аудиторию. Профессиональное сообщество продолжило настаивать, что пока министерство будет разбираться, каков на самом деле износ тепловых сетей, их в России вообще не останется – собирать подробную информацию времени нет. К тому же средняя температура по больнице всем и так известна – в настоящий момент мы имеем 75 % ветхих сетей, и это пугающая цифра, поскольку в среднем по стране на километр сетей приходится 1‑1,5 аварии в каждом городе (как на местах прячут эту информацию, другая история).

– Хорошо, я согласен, что невозможно поехать и проверить каждую тепловую сеть, но есть какие‑то показатели, которые должны влиять на принятие решения. Условно говоря, когда сеть была введена в эксплуатацию, сколько прослужила, под какими нагрузками. С таким отношением, как у вас, далеко не уедешь, – парировал чиновник.

Между тем, регионы все же выразили обеспокоенность тем, что инициатива Минэкономразвития по сбору данных превратится в обязаловку и компании будут вынуждены для галочки заполнять многостраничные таблицы.



На деле, а не на словах

Обозначил Дмитрий Вахруков и другие больные точки, в частности отсутствие реального долгосроч­ного тарифного регулирования.

– Хотя мы заявляем, что перешли на долгосрочку, что определены цели на три-пять лет, на самом деле в законодательстве появилось множество причин, почему долгосрочные параметры будут ежегодно пересматриваться. И когда мы в разговоре с организациями пытаемся выяснить, насколько они понимают свой тариф на будущий год, слышим в ответ, что примерно на 70 %. При рентабельности в 5 % понимать свой тариф на 70 % – это колоссальные риски, которые не дают оценить ни эффект от инвестиций, ни планировать на перспективу. Отсутствие долгосрочного регулирования – реальная проблема. Долгосрочное регулирование должно быть таковым на деле, а не только на словах, – считает господин Вахруков.

Елена ЦышевскаяВот и заместитель начальника Управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Елена Цышевская обратила внимание на эту проблему. Однако, уверена она, проблема отнюдь не в действиях регулятора:

– Частично соглашусь – действительно, трехлетний период, прописанный сейчас в законодательстве, размывается ежегодной корректировкой тарифа. Но, коллеги, в данном случае проблема в вас, и не надо перекладывать с больной головы на здоровую: это не инициатива законодателя – размывать долгосрочный тариф. Вы же сами приходите и жалуетесь, что не проходите в ту долгосрочку, которая была вам заложена, в течение трех лет. Разумеется, я допускаю, что на то могут быть объективные причины: ремонты, аварии. Поэтому когда вы говорите, что мы размазали долгосрочку и у рынка нет посыла, он не может нивелировать инвестиционные риски, вспомните, в первую очередь, про себя. Тогда не придется искать виноватого, – говорит она. – Вообще, я считаю, что надо перестать кошмарить бизнес. Нужно максимально дерегулировать те отрасли, которые, возможно, подлежат дерегулированию, чтобы оставить вас самих с вами самими. Бизнес сам себе создает проблемы, вот пусть и учится их решать.

Еще один вызов – отсутствие целевого характера в использовании инвестиционных средств, в том числе учтенных в тарифе.

– Мы проводили анализ за 15 лет, с 2000 по 2015 год, на предмет соответствия объема средств, учтенных в тарифе в виде амортизации, и темпов обновления основных фондов. По нашим расчетам, объем собранной амортизации позволял в этот период обновлять не менее 4 % стоимости основных фондов. Фактически же обновлялось не более чем 1,5 % в год. Это говорит о том, что отрасль стареет, износ растет, в том числе потому, что не направляются целевым образом амортизационные отчисления на обновление инфраструктуры. Да и, будем откровенны, обязанности такой нет, – комментирует Дмитрий Вахруков. – То есть абсолютно понятна выбранная бизнес-модель, когда амортизация – это такой свободный денежный поток, который используется на цели затыкания дырок. В итоге мы пришли к катастрофической ситуации – уровень износа сетей действительно высок, и он не может кардинально поменяться за счет текущей амортизации. Сейчас мы все чаще слышим о необходимости дополнительных инвестиций, дополнительного роста тарифов, потому что 15 лет особо ничего и не делали в этом направлении. Что ж, теперь давайте заново привлекать инвестиции.



Лекарство от всех болезней?

– Регулятор работает не ради того, чтобы принять какое‑то регуляторное решение, а чтобы у вас был полноценный баланс компромиссов в технических, экономических вопросах, правилах организации теплоснабжения, – обратился к участникам конференции заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики России Алексей Храпков.

Он подчеркнул: из множества вопросов, волнующих сейчас отрасль, один из самых горячих касается сроков повсеместного перехода на новую модель рынка тепла.

– Коллеги, когда вы созреете, тогда и перейдем. Тем более, состоится ли подобный переход, каждый регион решает сам. Поэтому я бы посоветовал пообщаться на этот счет с главами ваших регионов и сверить часы по данному вопросу. Что касается разработки подзаконных актов, наше ведомство активно работает в данном направлении. До конца первого полугодия 2018 года планируем принять все необходимые нормативно-правовые акты, которые позволят полноценно реализовать на местах новую модель рынка тепла, – сказал господин Храпков.

Однако Дмитрий Вахруков призвал не воспринимать этот механизм как лекарство от всех болезней отрасли:

– На территориях, где такой переход не состоится, останется весь ворох старых проблем, которые призвана решить альтернативная котельная. И с ними нужно будет что‑то делать.



На грани пенсионного возраста

Начальник Управления перспективного развития НП «Совет рынка» Роман Громов говорил о роли ТЭС на рынке электроэнергии и тепла. Прежде всего, он акцентировал внимание на возрастной структуре генерирующего оборудования по типам генерации, напомнив, что его средний возраст составляет порядка 34 лет. При этом большая часть генерирующего оборудования уже отработала от 31 до 55 лет.

– Если не производить модернизацию или реконструкцию тепловых станций, то возраст основного энергооборудования будет приближаться к пенсионному и достигнет порядка 55 лет, – заметил спикер, добавив, что доля выводимого из эксплуатации теплофикационного оборудования значительно выше, чем доля вводимого в эксплуатацию.

Понятно, что многие объекты тепловой энергетики сегодня нуждаются в модернизации. По мнению Романа Громова, нужно определить те, которые требуют первоочередного внимания.

В продолжение темы президент НП «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов обозначил основные проблемы функционирования тепловых сетей: заниженный по сравнению с реальным уровень потерь в тепловых сетях, включаемый в тарифы на тепло, что существенно снижает экономическую эффективность расходов на реконструкцию тепловых сетей; высокий уровень фактических потерь в тепловых сетях; высокий уровень затрат на эксплуатацию тепловых сетей (около 50 % всех затрат в системах теплоснабжения). Посетовал он и на избыточную централизацию значительной части систем теплоснабжения, что обуславливает повышенные потери в тепловых сетях; высокую степень износа тепловых сетей и превышение в ряде населенных пунктов критического уровня частоты отказов; неудовлетворительное техническое состояние тепловых сетей, нарушение тепловой изоляции и высокие потери тепловой энергии.

Эксперт заметил: технически необоснованная экономия на качестве работ по замене тепловых сетей приводит к малому сроку службы трубопроводов, повышенным утечкам и потерям тепла. Более того, замены трубопроводов производятся по процедуре капитального ремонта, без проектов и частично хозспособом с низким качеством. Нередко для снижения аварийности менеджмент эксплуатирующих предприятий стремится поменять как можно больше трубопроводов в ущерб качеству, что вызывает обратный эффект – повышение аварийности. Понятно, что возрастающие потери тепловой энергии и теплоносителя приводят к высоким операционным расходам и в условиях ограничения роста платежей, следовательно, и тарифа на тепловую энергию; к снижению объемов средств, направляемых на обновление тепловых сетей.

– Повышение надежности и энергоэффективности тепловых сетей может быть технологически обеспечено двумя основными практическими действиями: восстановлением эксплуатационного ресурса существующих тепловых сетей за счет локального вставочного ремонта тех мест на участках теплопроводов, которые являются источниками основных потерь тепла и теплоносителя, а также затрат на ликвидацию повреждений; предотвращением ухудшения состояния теплопроводов, то есть продлением эксплуатационного ресурса, прежде всего, за счет мероприятий по защите от коррозии, – отметил Виктор Семенов, говоря об оперативных мероприятиях по повышению надежности и энергоэффективности тепловых сетей. – Оперативные технические решения обеспечивают там, где это возможно и экономически оправданно, переход от замены участка тепловой сети к восстановлению и в последующем продлению его эксплуатационного ресурса. Мониторинг результатов проведенного ремонта позволяет сравнить достигнутый экономический эффект с ожидаемым. Таким образом, в состав инвестиционной программы включаются те потребности в замене тепловых сетей, которые не могут быть выполнены за счет экономии, получаемой при реализации оперативных решений.

Первый заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Всеволод Плешивцев призвал коллег активнее обмениваться опытом, в таком случае каждому не придется изобретать свой велосипед.

– Я бы посоветовал тепловикам налаживать взаимодействие с госструктурами, тогда и с выделением финансов вопросов не будет и можно будет совместно решать возникающие проблемы; оперативно, а самое главное – сообща действовать в аварийных ситуациях, – считает он.

Нет главного – доверия

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 23-24 (331-332) декабрь 2017 года:

  • Соглашение о сотрудничестве

    В Санкт-Петербурге в здании аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе 7 декабря было подписано соглашение о сотрудничестве между Стратегическим партнерством «Северо-Запад» и ПАО «МРСК Северо-Запада». ...

  • Энергетики добились блокировки сайтов, рекламирующих энерговоровство
    Энергетики добились блокировки сайтов, рекламирующих энерговоровство

    Сыктывкарский городской суд вынес решение о запрете 10 сайтов сети интернет с рекламой устройств, позволяющих самовольно и безучетно использовать электроэнергию, с включением их в Единый реестр доменных имен, информация с которых запрещена к распространению в Российской Федерации. ...

  • Уникальный объект: маневренность, компактность, экологичность
    Уникальный объект: маневренность,  компактность,  экологичность

    ТЭС «Международная» – знаковый объект не только в энергетической системе Москвы и России; опыт ТЭС часто оказывается уникален и в мировом масштабе. ...

  • Революционный год подводит итоги

    Уходящий в историю 2017 год оказался годом революционных событий – таких, как запуск долгожданной реформы рынка тепла или обсуждение модернизации российской энергетики. ...

  • Нет главного – доверия
    Нет главного – доверия

    С отсутствием предсказуемых правил игры и взаимного доверия между участниками рынка и государством связал проблемы российского теплоснабжения и. о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Дмитрий Вахруков. ...