16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/316/3111598.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 8 (316) апрель 2017 года

Особенности переходного периода: Россия вводит прямые договоры в ЖКХ

О скором переходе к прямым договорам между собственниками и ресурсоснабжающими организациями (РСО) говорили давно. В этом году это станет реальностью.

Причины, по которым власти выступили с инициативой перехода на прямые расчеты между собственниками и РСО, поняты: около 30 % управляющих компаний задерживают перечисление РСО средств, полученных от жильцов за коммунальные услуги. По этой причине собираемость денег у РСО составляет всего 80 %. По замыслу властей, практика прямых договоров с РСО перекроит всю систему обеспечения коммунальными услугами и снабжения коммунальными ресурсами. Как предполагается разработчиком проекта – правительством РФ, новый закон поможет сократить задолженность населения в сфере ЖКХ, которая уже достигла 1 трлн руб. и продолжает увеличиваться. Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.

Наличие прямых договоров подразу­мевает передачу денежных средств в качестве уплаты за коммунальные услуги от собственников в РСО, причем платить за пользование по коммунальным услугам и за жилое помещение придется по единому документу. В этом документе будет присутствовать информация о размере платы и по коммунальным услугам, и за пользование жилым помещением, имеющиеся долги за указанные услуги, а также идентификационные коды потребителя услуг и ресурсоснабжающей организации.

Что касается типовой формы такого документа, несмотря то что она утверждена правительством страны, в письменной форме его заключать необязательно. При подключении пользователя к инженерно-техническим сетям, то есть к газо- и электросети, к водоотводу и прочим коммуникациям договор заключается автоматически, что подразумевает дальнейшую оплату за потребленные коммунальные услуги. На плечи управляющей организации ложится также сбор данных, которые нужны для исполнения договоров, расчета платы и дальнейшая отправка представителям РСО. В перечень требуемых данных входят персональная информация о жильцах, потребляющих коммунальные услуги. Передача данных конкретно в этом случае не противоречит действующему законодательству. Также обязательно включается снятие показаний с индивидуальных или общих приборов учета.

До 1 сентября 2017 г. уполномоченные органы субъекта РФ обязаны будут провести конкурс и выбрать информационно-расчетный центр либо принять решение, что он будет создан. Этот срок можно продлить, если соблюдены два условия: в регионе уже создан информационно-расчетный центр и к 1 июля 2017 г. он работает не менее одного года. Кроме того, срок продлится, если региональный МФЦ выполняет функции по начислению платы по коммунальным услугам.

Управляющим организациям (УО), кооперативам и ТСЖ дается срок до 1 октября 2017 г., чтобы заключить договор с информационно-расчетным центром об обеспечении формирования единого платежного документа. До 1 ноября 2017 г. УО и РСО должны расторгнуть ранее заключенные договоры ресурсоснабжения и заключить договоры на поставку ресурсов для содержания общего имущества.



Особенности заключения прямых договоров с РСО

Стороны должны поделить между собой ответственность в случае непредоставления коммунальных услуг либо предоставления таких услуг ненадлежащего качества. Качество коммунальных услуг предлагается контролировать на границе зон ответственности управляющего домом и ресурсоснабжающей организации. Проще говоря, за качество и непрерывность подачи коммунальных ресурсов отвечают ресурсопоставщики, а если причина этого кроется в неполадках внутридомовых сетей, то вина будет лежать на управляющей компании.

Управляющая организация также выступает посредником в спорах, которые затрагивают отсутствие предоставления коммунальных услуг или их качество; также к ней нужно обращаться, если есть желание выполнить перерасчет начисленной платы – такое обычно возникает, когда происходит нарушение на границе многоквартирного дома. Тут все зависит от того, в каком конкретно месте произошло нарушение, так как РСО отвечает только за границу многоквартирных домов, тогда как за все неисправности внутри дома платит уже УО. Управляющая организация, как и РСО, обязуется оформлять публичные договоры с расчетными центрами.

Что касается ответственности собственников, то с 1 января этого года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которые увеличили ответственность жильцов за просрочку коммунальных платежей (размер пени составит теперь более 20 % годовых). Еще одним нововведением, призванным заставить жителей вовремя вносить плату за услуги ЖКХ, стало разрешение арестовывать единственное жилье должников. Выгонять хозяев на улицу по‑прежнему нельзя, но должники лишатся возможности продать жилье или прописать там новых людей. Еще строже обстоит дело с частными домами и землей, так как теперь у должников могут отрезать участок земли и продать.

А в начале марта вышел Федеральный закон № 45‑ФЗ, разрешающий взыскивать коммунальные платежи в приказном порядке, а также вводящий упрощенную процедуру рассмотрения некоторых гражданских дел. Теперь УО могут прийти в суд и выписать судебные приказы на всех, кто числится в черном списке неплательщиков, а не судиться с каждым отдельно. А дальше в дело вступят судебные приставы.



Плюсы и минусы прямых договоров

Если говорить о плюсах новых правил, то для ресурсоснабжающих организаций плюс заключается в том, что к ним пойдут прямые платежи граждан, без всяких задержек, минуя так называемый «буфер» в виде управляющих организаций и товариществ собственников недвижимости (ТСН). Главным же плюсом для управляющих организаций и ТСН станет то, что они избавятся от долгов потребителей за коммунальные услуги. Кроме того, плата за коммунальные услуги, собираемая ранее управляющими организациями, больше не будет учитываться в качестве их прибыли при налогообложении, а значит, многие компании смогут перейти на упрощенную систему налогообложения.

Для собственников плюсом должен стать тот факт, что уменьшается вероятность банкротства управляющей компании, ТСЖ или ЖСК из‑за долгов перед ресурсоснабжающими организациями. А в случае возникновения задолженности перед РСО за коммунальные услуги управляющая организация не будет компенсировать ее деньгами, собранными на содержание и текущий ремонт жилого дома. Появляется и возможность перерасчета за низкое качество услуг.

Что касается минусов, то для собственников это прежде всего риск путаницы с платежками из‑за необходимости оплаты различным структурам в различных местах. Могут также возникать проблемы с осуществлением перерасчета за низкое качество коммунальных услуг или за экономию ресурсов.

В целом же, как считают эксперты, изменения в Жилищный кодекс дадут только общее направление, концепцию. Все тонкости должны быть прописаны в постановлениях и других подзаконных актах. Это должно быть сделано, во‑первых, быстро, во‑вторых, с учетом всех возможных вариантов развития событий. В противном случае новые правила лишь ухудшат положения с неплатежами в ЖКХ.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 8 (316) апрель 2017 года: