16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/297-298/8116645.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (297-298) июль 2016 года

Яркость экономии

Светотехника Людмила МАКСИМОВА

Экономить на уличном освещении – не значит погружать город во мрак. Новое, энергосберегающее оборудование, наоборот, светит ярче, а денег требует меньше.

На сегодня система уличного освещения большинства региональных городов изношена, а освещенность улиц снизилась в два-три раза. Современные энергосберегающие светильники излучают чистый и ровный свет без мерцания, не распространяют ультрафиолетовые лучи, которые вредны для человека, и горят гораздо ярче обычных.

Что же до экономии, то энерго­сберегающие технологии позволяют снизить расходы на уличное освещение в два и более раз. Помимо этого, реконструкция осветительных систем позволить снизить и потребляемую мощность, что актуально для регионов, испытывающих дефицит мощностей.

Однако энергосберегающее оборудование стоит дорого, а бюджетные средства ограничены. «ЭПР» узнала у тех, кто реализует проекты по модернизации уличного освещения в регионах, как провести модернизацию с наименьшими потерями и остаться в плюсе.


Как решить проблемы уличного освещения за чужой счет

Для того чтобы уличное освещение модернизировалось утром, а деньги за него пришлось платить вечером, придумали механизм возвратного целевого финансирования, или (если это касается энергосберегающей темы) энергосервисный контракт.

Энергосервисный контракт стал для муниципалитетов настоящим спасением в решении многих городских проблем при нехватке бюджетных средств. По факту, городу не надо тратить деньги на установку нового энергосберегающего оборудования. Деньги «одалживает» инвестор, а город возвращает их за счет экономии бюджетных средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. После истечения срока контракта (а это, как правило, четыре-шесть лет), муниципалитет «забирает» экономию себе. При этом содержание и обслуживание оборудования осуществляется заказчиком (то есть муниципалитетом), компания-подрядчик обеспечивает замену оборудования только в гарантийном случае и только в течение срока действия энергосервисного контракта.

«На сегодняшний день, в условиях экономического кризиса и недостаточности бюджетных средств на местных уровнях, энергосервисные контакты – самый оптимальный вариант для местных властей. Это по сути один из вариантов государственно-частного партнерства. Местный бюджет не тратит собственные средства, при этом получая модернизированную систему уличного освещения», – говорит руководитель ООО «Центр современных энергосберегающих технологий» (Димитровград) Михаил Дунаев.

В прошлом году ООО «Центр современных энергосберегающих технологий», администрация города Димитровграда и «Ростелеком» заключили трехсторонний энергосервисный контракт, направленный на модернизацию системы уличного освещения. За четыре месяца более семи тысяч устаревших фонарей на автодорогах, внутридворовых территориях и местах отдыха горожан были заменены на светодиодные.
«До реализации проекта потребление электроэнергии составляло 8700 миллионов киловатт в год. После того как мы установили современное энергосберегающее оборудование, потребление снизилось до 2300‑2500 миллионов кВт. Таким образом, экономия по году составила 68‑70 процентов. Это довольно серьезные деньги – порядка 40 миллионов рублей в год», – комментирует господин Дунаев.

Димитровград стал первым городом в Ульяновской области, где появилось современное энерго­сберегающее оборудование. Проект по модернизации уличного освещения в Димитровграде стал возможен при поддержке Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области и Центра энергосбережения Ульяновской области.

Обычно именно региональные центры энергоэффективности реализуют подобные проекты по модернизации уличного освещения. Так, ульяновским центром заключено шесть энергосервисных контрактов по модернизации системы уличного освещения на общую сумму 176,4 миллиона рублей. Экономия за срок действия контрактов составит 90,7 миллиона рублей. Ежегодная экономия – 22,2 миллиона рублей.


Как найти инвестора

В Институте энергосбережения Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, Кировском агентстве энергосбережения, Тамбовском региональном центре энергосбережения «ЭПР» рассказали, что сегодня находятся на стадии подготовки и заключения энергосервисных контрактов, переговоров с инвесторами и муниципальными властями.

Директор Тамбовского регионального центра энергосбережения Олег Кадыков сообщил, что инвестора для проектов по модернизации уличного освещения не так‑то просто найти.

Сейчас начинаются торги по инвестпроекту в городе Кирсанове, на подходе – второй в Тамбове. По первому проекту уже разработан весь комплекс документации и даже проведены испытания оборудования. Проект предполагает замену ламп ДРЛ на светодиодные светильники на улицах города, реализуется в форме энергосервисного контракта и требует вложений более 20 миллионов рублей.

«Главная проблема энергосервисных контрактов заключается в том, что окупаемость проектов возможна при заключении контракта на срок более пяти лет. При этом заказчик, то есть муниципалитет, не уверен в своих бюджетных обязательствах на столько лет вперед. Выходом в этой ситуации может стать софинансирование проекта из муниципального бюджета. Инвесторы говорили нам, что при таких условиях они готовы вкладываться. Но большинство муниципалитетов дотационны, а финансирование из федерального бюджета приостановлено», – отмечает господин Кадыков.

Инвесторы более охотно работают над модернизацией уличного освещения в комплексе с модернизацией остальных систем на каком‑то конкретном объекте. В Кирсанове же, для того чтобы удешевить проект, новые лампы будут поставлены на старые опоры. Новые опоры могут появиться лишь в том случае, если город сам найдет средства для их установки.

Инвесторы в свою очередь переживают за то, вернут ли им вложенные средства.

«Одним из главных моментов заключения энергосервисногго контракта становится выполнение взятых на себя обязательств, в том числе и со стороны заказчика. Случались такие прецеденты, когда инвестор вкладывал деньги, а заказчик сэкономленные средства ему не возвращал», – комментирует Михаил Дунаев.

Кстати, выбор «правильного» инвестора дает региону определенные преференции при реализации проекта. Так, дополнительным преимуществом для местных властей Димитровграда в Ульяновской области стала и развитая телекоммуникационная инфраструктура «Ростелекома» (который выступил инвестором), благодаря которой каждый объект энергосервиса был подключен к сервисам связи оператора, что позволило получать информацию о рабочих показателях в режиме реального времени.


Как правильно выбирать оборудование

Экономить электроэнергию помогает новое оборудование – натриевые и светодиодные светильники. Значительная экономия достигается и за счет внедрения автоматизированной системы управления наружным освещением, которая практически не требует обслуживания.

По словам Михаила Дунаева, сегодня рынок световой энергосберегающей продукции перенасыщен, и производители идут на различные ухищрения. В частности, «разгоняют» светильники – дают больший ток на светодиоды, в результате чего светильник начинает работать на 100 процентов своей мощности. Это удешевляет продукцию, но значительно уменьшает срок ее эксплуатации.

Светильники, которые были использованы при модернизации уличного освещения в Димитровграде, работают на 50 процентов своих возможностей, и срок их службы составляет около двадцати пяти лет. Господин Дунаев отмечает, что это важный момент при выборе поставщика, на который стоит обратить внимание. Прежде чем выбрать поставщика для проекта в Димитровграде, специалисты Центра два года анализировали рынок. В результате выбрали компанию «Квест» из города Чистополя (Татарстан) из‑за гарантийных сроков на оборудование, а также из‑за того, что эта компания производит не только светильники, но и автоматизированные системы управления и контроля потребления энергоресурсов (АСУ).

Эта система позволяет удаленно снимать показатели счетчиков учета энергии. Стоит отметить, что в Димитровграде 144 таких прибора и раньше приходилось несколько дней снимать показания вручную. Сейчас же эта информация за минуту появляется на экране. Система выполняет и управленческую функцию, выставляя график включения / выключения ламп, а также определяет несанкционированные подключения к сети. Одним из важных моментов стало и определение системой качества поставляемой электроэнергии. Раньше, если что‑то случалось с оборудованием, сложно было определить, виноваты ли в этом сбытовые компании. Теперь же все показатели, влияющие на правильную и безопасную работу оборудования (частота тока, мощность, напряжение), можно отследить.

Директор ГОКУ «Региональный центр энергосбережения и нормативов Новгородской области» Александр Алексашкин считает, что при заключении энергосервисных контактов муниципалитетам надо обращать внимание не только на характеристики нового светотехнического оборудования, но и на стоимость их техобслуживания и замены.

«Пока энергосервисный контракт реализуется, у муниципалитета «голова не болит». Но как только сроки его действия заканчиваются, все работы по техническому обслуживанию и замене дорогостоящего энергосберегающего оборудования (а светодиодное оборудование, особенно высокой мощности, которое используется для освещения проспектов, как правило, дорогое) ложатся на плечи местной администрации», – рассказывает господин Алексашкин.

В Новгородской области этот момент тоже учитывают. К примеру, когда в Новгороде Великом в 2012 году заключали энергосервисный контакт на модернизацию части уличного освещения, то вместо светодиодных ламп были выбраны натриевые лампы (ДНаТ – дуговая натриевая трубчатая лампа), которые были одними из наиболее экономичных источников света и стоимость обслуживания и замены которых значительно ниже светодиодных. В настоящее время в Новгороде Великом разрабатывается документация на модернизацию оставшейся части уличного освещения. С учетом уменьшения в последние годы стоимости светодиодного оборудования требования к типу ламп устанавливаться не будут. Основные требования будут устанавливаться к качеству освещенности улиц, с учетом «коэффициента запаса». Дело в том, что в процессе эксплуатации светоотдача и натриевых, и светодиодных ламп ухудшается – это тоже нужно учитывать при заключении энергосервисного контракта.

Ставку на местных производителей и проверку оборудования делают многие регионы. Рязанский завод световых технологий, который хочет выступить инвестором по проекту в Кирсанове, – из соседнего для Тамбовской области региона. Он предлагает достаточно недорогое оборудование для реализации в этом проекте, однако и здесь есть подводные камни. К заводу есть претензии у администраций других регионов, где модернизация уличного освещения происходила с использованием его оборудования. Претензии возникали к надежности светильников и силе светового потока. Именно поэтому в Тамбовской области вначале протестировали продукцию и провели необходимые замеры. Характеристики оборудования администрацию устроили, и завод пригласили участвовать в торгах.

Агентство по энергосбережению Удмуртской республики, в этом году заключая новый контракт на замену светильников в Сарапуле, тоже выбрало местного поставщика. Если в первом случае поставщиком выступила одна из пермских компаний (заменили в Сарапуле 446 светильников), то во втором случае им стала местная компания «Элеконд» из Сарапула (заменят еще 46 светильников).

При реализации первого контракта светильники «Элеконда» не подошли по техническим характеристикам, но на этот раз в компании предложили индивидуально изготовить оборудование с определенными техническими характеристиками, необходимыми для конкретных проектов, что обеспечит планируемый уровень экономического эффекта и высокие качественные показатели при оптимальной стоимости. Поэтому второй контракт заключили с местным поставщиком.

Начальник отдела энергоаудита и инвестиций АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» Андрей Логвин отмечает, что производителей осветительного энергосберегающего оборудования сегодня много, и выбирать надо, традиционно ориентируясь на соотношение цена – качество.

«При выборе поставщика мы ориентируемся в первую очередь на требования заказчика. Компании – поставщики оборудования, участвующие в проектах, несут ответственность за качество предоставляемого оборудования, в том числе за надежность службы в процессе эксплуатации. Прежде чем заключить контракт, специалисты агентства осуществляют проверку оборудования, так как, кроме демонстрации, поставщики готовы предоставить оборудование на тестирование. Это необходимо для подтверждения соответствия заявленных показателей фактическим», – говорит господин Логвин.


Как искать альтернативные решения

Отсутствие инвесторов – это, пожалуй, самый главный сдерживающий фактор развития модернизации уличного освещения в регионах. Сегодня в России отсутствует централизованный подход к масштабной модернизации систем освещения. Поэтому регионам приходится справляться своими силами, и хорошо, если они их находят.

В Агентстве по энергосбережению Удмуртской Республики нашли свой выход из сложившейся ситуации дефицита инвесторов – агентство, работая над заключением энергосервисных контрактов по модернизации уличного освещения, выступает в том числе и в качестве инвестора и генподрядчика. Так, уже упомянутый контракт с муниципальным учреждением «Управление благоустройства» в городе Сарапуле рассчитан на шесть лет. В ходе выполнения контракта производится замена светильников уличного освещения с ламп ДРЛ (дуговая ртутная лампа) на светодиодные. Экономия бюджета уже составила 60 процентов, что в денежном выражении составляет около 1,5 миллиона рублей ежегодно. Чтобы проект окупился, муниципальное учреждение должно выплатить агентству 10 миллионов рублей из сэкономленных средств.
Вариант со сторонним инвестором для муниципалитета выгоден, но не всегда возможен. Иногда заказчику приходится брать на себя часть расходов. Так, по существующей в Удмуртии региональной государственной программе «Светлый город» на модернизацию уличного освещения бюджетные средства идут напрямую. В данном случае Агентство по энерго­сбережению помогает с разработкой, формированием программы и просчитывает экономический эффект.

В Краснодарском крае в целях экономии электрической энергии на простой замене светильников решили не останавливаться – они начали использовать солнечную энергию. В итоге Агентство по управлению объектами топливно-энергетического комплекса Краснодарского края реализовало несколько пилотных проектов, выбрав пару муниципальных учреждений края. Финансирование проектов шло из краевого бюджета.

Так, в 2013 году в городе Краснодаре была реконструирована система освещения Краснодарского монтажного техникума – 45 светильников ДРЛ были заменены на светодиодные, а их питание стало осуществляться от солнечной мини-электростанции с установленными солнечными модулями. Профессиональный лицей № 51 в поселке Ахтырский получил 70 автономных светодиодных светильников, питание которых осуществляется от солнечных мини-панелей, установленных на каждом светильнике. Инвестиции в проекты составили 3 миллиона и 11 миллионов рублей соответственно.

В краснодарском Агентстве по управлению объектами ТЭКа говорят, что срок окупаемости у подобных проектов достаточно длительный (от 6 до 19 лет) из‑за высокой стоимости оборудования и больших вложений. При этом срок эксплуатации солнечной панели достигает тридцати лет. В агентстве поясняют, что проекты с использованием возобновляемых источников имеют хоть и отложенный, но ощутимый финансовый эффект. Самое важное здесь – это стоимость эксплуатации таких приборов, которая составляет 0 рублей 0 копеек (все правильно, ведь работают они от «бесплатного» солнца). Экономия возникает и за счет снижения стоимости обслуживании приборов, и за счет их большей эффективности (грубо говоря, вместо ста ламп можно обойтись всего пятьюдесятью лампами) и достигает нескольких сотен тысяч рублей в год.

Однако даже самые «продвинутые» регионы не отказываются и от традиционных энергосервисных контрактов. Последние два года в том же Краснодаре занимаются сбором исходной информации о состоянии объектов уличного освещения муниципальных образований региона для дальнейшей модернизации систем освещения, но уже на условиях заключения энергосервисного контракта.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13-14 (297-298) июль 2016 года: