16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/293/8907091.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (293) май 2016 года

Почерк – зеркало подсознания

Энергетика: особый взгляд Беседовала Мария СМИРНОВА 3173

Гораздо больше любых слов о человеке может сказать его почерк. Опытному специалисту достаточно одного листа рукописного текста, чтобы описать все свойства личности писавшего, его интеллект, настроение, способности и т. д.

При этом почерк дает абсолютную картину личности, так как является отражением подсознания.

Изучением отражения свойств характера и психических состояний человека в его почерке занимается графология. Развитие эта наука получила в середине XX века, большой вклад в ее систематизацию внес французский католический священник, исследователь Ж. И. Мишон. В наше время графологию в странах Европы и Азии активно используют в самых разных областях жизни. О современной графологии наш журналист побеседовал с Инессой Гольдберг, экспертом-графологом, руководителем Института графоанализа Инессы Гольдберг.

– Инесса, каким образом почерк становится «зеркалом» психического состояния человека и качеств личности?

– Почерк – это наши жесты в микромасштабе, наше психическое, когнитивное и интеллектуальное поведение. Ни ширина ладони, ни размер руки, ни длина пальцев не определяют форму букв или скорость почерка. Определяет это наша психика и темперамент.

Замечали ли вы, что почерк мужчин и женщин, взрослых и подростков отличается? Почерк флегматика, например, наглядно может показать механизмы торможения и контроля. Он никогда не будет размашистым, стремительным. А почерк холерика покажет механизмы возбуждения. Он никогда не будет слишком ровным, мелким, заторможенным. Люди, лишенные рук, через годы письма ртом, возвращаются к своему «родному» почерку, пишут так, как они писали рукой. Все это потому, что пишет не рука, пишет мозг, подсознание, психика – наша личность.

– Что можно рассказать о человеке, изучив его почерк?

– По почерку можно охарактеризовать особенности мышления, способности, таланты, уровень интеллекта, психотип. И также разные качества: степень самостоятельности, лидерский потенциал, работоспособность, ответственность, стрессоустойчивость, преданность, верность, умение найти подход к людям, конфликтность, агрессию, неблагонадежность и многие другие качества. Или наоборот – затруднения, проблемы.

По почерку можно раскрыть профессиональное призвание человека, поскольку можно увидеть таланты, особенности мышления, склонность человека работать в одиночку или в команде, в динамике или нет, с людьми или с информацией. Раскладывая по полочкам условия работы, область, которая подходит человеку, можно определить, в какой профессии он будет наиболее успешен и эффективен.

– Все мы имеем личную подпись, насколько она «говорящая»?

– Подпись – это наша визитка, самопрезентация, это то, как нам кажется, нас видят или должны видеть окружающие. Часто люди, превышающие собственную значимость, в смысле социального или административного статуса (чиновники или звезды, например), имеют очень крупные подписи. Иногда мы имеем неказистую или шикарную «визитку», но то, что за ней стоит, необязательно соответствует ей. Анализировать почерк всегда информативнее и достовернее, чем подпись.

– Как изменяется и изменяется ли почерк с течением жизни?

– Личность пластична, поэтому почти у всех почерк меняется. Мы постоянно подвергаемся влиянию внешних и внутренних факторов: стрессы, депрессии, и наоборот, саморазвитие, творчество, прогресс. Почерк только лакмусовая бумажка, он следует за развитием личности. Это не неизменный объект, который существует сам по себе. Меняемся мы, меняется наш почерк. Понаблюдайте за собой: в состоянии аффекта вы не сможете писать скрупулезно, сосредоточенно, ваш почерк будет крупным, импульсивным. Если вы подписываете торжественную открытку или официальное заявление, наклон вашего почерка будет выпрямляться. Это связано с включением центра мозга, ответственного за сознательное начало и рациональность, расчет. Эти качества являются основными у тех, кто постоянно пишет буквы с прямым наклоном.

– Можно ли, намеренно меняя почерк, менять качества личности?

– Есть такое направление в графологии – графотерапия, она работает по принципу биологической обратной связи. С помощью графотерапии невозможно изменить полностью личность, темперамент, склад нервной системы. А вот скорректировать или улучшить конкретное состояние с помощью направленной коррекции почерка – можно. Для этого необходимо добиться полной автоматичности письма с помощью упражнений.

Что можно скорректировать? Например, если человек очень нервный, гиперактивный, тревожный, можно добиться большей дисциплинированности, спокойствия. Мы расслабляем запястье, нажим. В других случаях даем рекомендации писать более мелко, ровно или наоборот – писать более свободно и так далее. Есть много приемов, с помощью которых можно работать над почерком и, как следствие, над состоянием человека. Но это за день или два не достигается, нужно, чтобы изменения стали автоматическими, тогда пойдет обратная связь.

– Что вы можете сказать о людях, которые пишут «как курица лапой» и, наоборот, каллиграфическим почерком?

– Здесь важно понять, что мы подразумеваем под понятием «куриной лапы». Просто нечитабельность, связанная с быстрой скоростью письма, как нередко можно встретить у врачей, может означать высокий интеллект или интуицию. Если же мы видим действительно очень корявый, кривой, изломанный, нервный, спазматичный почерк – это, скорее всего, невротическое расстройство. Человеку требуется помощь. Разумеется, такое можно встретить и у врачей.

Каллиграфичность в двух словах обозначает перфекционизм. Если человек всегда пишет каллиграфически и даже быструю записочку в два слова выводит с канделябрами, это уже болезненный перфекционизм. Он характеризуется несвободой личности, шаблонностью мышления, служением, стремлением угодить окружающему миру. Человек, который пишет шаблонно, как по прописи, – живет чужими ожиданиями, боится проявлять собственную инициативу. Пропись является неким стандартом, от которого зрелый человек отходит. Почерки индивидуальны и не похожи друг на друга, потому что каждый человек – это неповторимая личность. Если человек пишет шаблонно, как учили в школе, напряженно и медленно выводит буквы, он не прогрессирует, он не проявляет свою индивидуальность, он в страхе, тревожности, опасении, он зациклен и озабочен.

– По каким критериям графолог оценивает почерк человека. На что именно он смотрит?

– Есть критерии, заметные глазу обывателя: размер, наклон, ровность строк и т. д. А есть критерии – невидимки, их неграфологи не замечают, поэтому затрудняются в их подделке. Этим мы пользуемся в судебной экспертизе. Например, скорость почерка. Есть специальные приемы, позволяющие определять скорость почерка, не следя за тем, как человек писал: быстро или медленно. Это также и качества штриха: он толстый, он наполненный, переливчатый. Это и нажим, как ведет себя нажим, и много-много других особенностей.
Почерк, что интересно отметить, это не только то, что мы пишем, это еще и то, что мы не пишем. Чрезвычайно важны для анализа все пустые пространства между словами, строками, буквами, поля. Все это то, о чем мы молчим, наш уход в себя. Часто зияющие дыры в почерке означают одиночество или социальную изолированность.

– Часто мы бессознательно рисуем на полях. Такие рисунки тоже интерпретируются графологами?

– Этим занимается рисуночная психология. Скажу, что такие рисунки не дают и десятой доли той информации, что дает почерк. Но общие характеристики могу привести. Острые углы, треугольники говорят об актуальности проблемы для человека, квадраты о потребности упорядочить какие‑то дела или вопросы, округлости – обойти острые углы, поиск компромисса. Более сложные рисунки интерпретируются в зависимости от индивидуальной символики.

– Какой образец почерка нужен графологу для анализа личности?

– По одной-двум строчкам графологи не могут оценить такие факторы, как организация на листе бумаги, поля, расстояния между строками, нет многих параметров, как и в подписи. Велик случайный фактор. Хотя при необходимости приходится работать и с несколькими строками. Но чтобы увидеть объективно и во всей красе человека, с наибольшей достоверностью различить постоянные качества личности и временные ее состояния, графологический анализ требует записей, сделанных в разных обстоятельствах. Для графологической консультации мы просим всевозможные рукописные записи: список продуктов, записи с курсов, ежедневник, рецепт – все что угодно. Плюс обязательный образец текста делается у графолога на чистом листе формата А4, чтобы исключить случайный фактор.

– Расскажите о работе графолога. Какое он должен иметь образование, в каких областях востребованы его знания?

– Кроме графологических знаний, графолог должен обладать знаниями психологии. Без них интерпретировать и делать психодиагностику невозможно. Знания графологов в Израиле, например, востребованы в области судебной экспертизы (я лично являюсь судебным графологом), используются в области оценки персонала – в банках, аэропортах, больницах. У нас в стране главврачей выбирают с помощью графологии. В Израиле высока угроза терроризма, поэтому антитеррористические службы обращаются к графологам, а также полиция и частные детективы. И конечно, графология – это консультирование частных лиц в области профориентации и саморазвития, а также обучение.

– Почему вы, жительница Израиля, занимаетесь развитием графологии и в России?

– Я очень люблю свое дело, графологию я изучала шесть с половиной лет – при научном графологическом обществе Израиля четыре года, еще полтора года в институте судебной графологии Израиля. Оказавшись единственным в мире русскоязычным сертифицированным графологом и узнав, что в России, в которой прошла моя юность и к которой я очень тепло отношусь, нет ни хорошей профессиональной литературы, ни своей школы и образования в области графологии, я решила сделать своей миссией восполнение в России и постсоветских странах пробела в своей области. Донести графологию до русскоязычного человека. Я написала восемь книг по графологии на русском языке, стала издавать бесплатный журнал «Научная Графология» и основала Институт графоанализа Инессы Гольдберг. Сегодня есть филиалы, есть мои последователи в России и других странах, и мы вместе поднимаем эту область.

В Европе графология широко распространена, в Израиле она одна из самых сильных в мире, сильные школы графологии есть в Германии, Венгрии, Франции. В Китае и Италии графология принята на государственном уровне, в Японии графология тоже очень развита. Я считаю графологию уникальной наукой, которая достойна развиваться во всем мире.

Отправить на Email

Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.