Как разгрузить зимой нефтепродукты из цистерн? - Энергетика и промышленность России - № 1 (29) январь 2003 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1935.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

Как разгрузить зимой нефтепродукты из цистерн?

Публикация конкурсного материала на страницах приложения «Новые технологии» в декабрьском номере газеты вызвала массу откликов от читателей газеты. Материал со скандальным названием «Коврик-убийца или электроплита в кармане» был настолько интересен, что читатели попросили рассказать подробнее о других изобретениях рязанского новатора. Мы созвонились с Н. Л. Егиным, и он любезно предоставил редакции материалы о своих изобретениях. Сегодня мы ознакомим читателя с разработанным Николаем Леонидовичем способом безотходной разгрузки нефтепродуктов из цистерн. Это давнее изобретение. Оно было отправлено на конкурс телепередачи «Требуется идея», посвященный проблеме разгрузки нефтепродуктов зимой, еще в конце 1980-х годов и было признано одним из лучших изобретений.

В чем заключается этот способ разгрузки?

На внутреннюю поверхность цистерны для перевозки нефтепродуктов форсунками наносится слой клейкого вещества на основе карбоксиметилцеллюлозы (отходы целлюлозно-бумажной промышленности и предприятий по производству искусственных волокон). Можно использовать аналогичные отходы химической промышленности. На клейкий слой сжатым воздухом напыляется слой в 2,5 - 3 мм угольной или торфяной крошки. После этого наносится защитный слой указанного клейкого вещества 1 - 1,5 мм форсунками под давлением 3-5 атмосфер. Три слоя образуют временное покрытие, которое не растворяется в нефтепродуктах, обладает необходимой механической прочностью и отличными теплоизолирующими свойствами.

Таким образом, на стенках цистерны образуется «чулок», в который заливают 60 т жидкого мазута при температуре 80-90 С. Как известно, всякий чулок служит главным образом для того, чтобы сохранять тепло, при этом не требуя для своего изготовления большого количества материала. Какой толщины потребуется «чулок» для цистерны, если мы будем перевозить в течение полутора суток 60 т мазута марки М-100 с начальной температурой +80 Со при тридцатиградусном морозе? Энергетические и тепловые расчеты показывают, что суммарный слой в 6 мм не позволит нефти остыть ниже 25Со. При этом вес «чулка» и затраты на его создание мизерны по сравнению с экономическим эффектом. Следует заметить, что у мазута других марок температура застывания гораздо ниже +25Со, поэтому их можно вести дольше, или уменьшить толщину теплоизоляционного слоя.

Но вот цистерна опустела. Что делать с покрывающим ее «чулком»? Возможны различные варианты. Если остаток нефтепродукта в цистерне мал, и она вновь повторит уже проделанный путь, то временное покрытие можно оставить. Если остаток солидный, а дальнейший путь цистерны неизвестен, то «чулок» снимают. Для этого внутрь цистерны надо ввести раскладные штанги с пневмоприсосками, которые вытягивают из горловины временное покрытие с остатками мазута. Мазут служит топливом для котельных ТЭЦ и других предприятий. Отличными горючими свойствами обладает и наш «чулок». Пропустив его через мельницу, мы получим отличное коллоидное топливо. Именно такое топливо, состоящее из смеси твердых и жидких частиц горючего, широко используется на многих тепловых электростанциях, его подают в топки через коллоидные форсунки. Значит, предложенный новый способ легко реализуется на уже имеющемся технологическом оборудовании, что немаловажно.

Не случайно предложенный способ был рекомендован к использованию по дополнительному назначению. Ведь по железной дороге транспортируется не только жидкое топливо, но и сухое: каменный уголь, кокс, торф и т.д., которые сильно выветриваются.

Потери топлива здесь тоже огромны, вот почему создание временного покрытия из отходов, образующих из верхнего слоя топлива защитную пленку, очень важно. Тем более что предложенную защитную пленку специально снимать или отделять от топлива не надо, так как она сама - отличное топливо.

Проект безотходного способа разгрузки не требует никаких изменений или доработок конструкции существующего парка наливных цистерн. Кроме того, не нужна разработка специального технологического оборудования. Пневматические приспособления для нанесения и удаления пленок покрытий давно разработаны и используются в различных отраслях хозяйства: строительстве, машиностроении, химии и т.д. Устройство настолько простое, что его уменьшенную копию легко изготовили учащиеся лаборатории автоматики Рязанской ГСЮТ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • Российских нефтяников допустили к торгам Украинской нефтью

    После полуторагодичного перерыва российские нефтяные компании получили доступ к аукционам по продаже нефти, добываемой на Украине. Представители ТНК и Лукойла опасаются, что это приведет к росту цен на украинское сырье. Тем не менее, российские нефтяники намерены участвовать в этих аукционах, чтобы увеличить свое присутствие на местном рынке нефтепродуктов. Аукционный комитет, сформированный кабинетом министров Украины, вновь разрешил...

  • Саудовская Аравия: Арабские страны - крупнейшие поставщики газа?

    Учитывая огромные запасы природного газа и разработку новых месторождений, арабские государства могут начать играть одну из ключевых ролей на быстро растущем мировом рынке газа так же, как это произошло в нефтяном секторе за последние три десятилетия. По данным Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), Объединенные Арабские Эмираты, их партнеры по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (СС АГПЗ) и дру...

  • Почем в России туркменский газ?

    Заместитель министра энергетики России Геннадий Устюжанин надеется на подписание в феврале этого года межправительственного соглашения и контракта между «Газпромом» и «Туркменгазом» о долгосрочных поставках туркменского газа в Россию. Об этом он заявил в субботу российским информационным агентствам, подводя итоги своей поездки в Туркменистан в составе делегации Совета безопасности России 2-3 января. Проекты документов, представленные ...

  • Чересчур хороший аппетит

    В середине декабря кабинет министров рассматривал вопросы, сопоставимые по важности разве что с формированием федерального бюджета. Речь идет об индексации тарифов на услуги естественных монополий, а также об инвестиционных программах «Газпрома», РАО «ЕЭС России», госконцерна «Росэнергоатом» и Министерства путей сообщения. В минувшем году чиновники довольно тщательно готовились к обсуждению этих вопросов - уже летом монополисты предст...

  • Черная полоса

    Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) на экстренной встрече в Вене приняла решение увеличить квоты на добычу на 1,5 млн. баррелей нефти в сутки. Так картель надеется остановить рост цен на «черное золото», которые за 2001 год выросли почти в полтора раза. Однако принятые меры могут оказаться недостаточными, так как рынок сырья лихорадят угроза войны в Ираке и забастовка нефтяников в Венесуэле. Впрочем, краткосрочная реакция рын...