16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/29/1935.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (29) январь 2003 года

Как разгрузить зимой нефтепродукты из цистерн?

Публикация конкурсного материала на страницах приложения «Новые технологии» в декабрьском номере газеты вызвала массу откликов от читателей газеты. Материал со скандальным названием «Коврик-убийца или электроплита в кармане» был настолько интересен, что читатели попросили рассказать подробнее о других изобретениях рязанского новатора. Мы созвонились с Н. Л. Егиным, и он любезно предоставил редакции материалы о своих изобретениях. Сегодня мы ознакомим читателя с разработанным Николаем Леонидовичем способом безотходной разгрузки нефтепродуктов из цистерн. Это давнее изобретение. Оно было отправлено на конкурс телепередачи «Требуется идея», посвященный проблеме разгрузки нефтепродуктов зимой, еще в конце 1980-х годов и было признано одним из лучших изобретений.

В чем заключается этот способ разгрузки?

На внутреннюю поверхность цистерны для перевозки нефтепродуктов форсунками наносится слой клейкого вещества на основе карбоксиметилцеллюлозы (отходы целлюлозно-бумажной промышленности и предприятий по производству искусственных волокон). Можно использовать аналогичные отходы химической промышленности. На клейкий слой сжатым воздухом напыляется слой в 2,5 - 3 мм угольной или торфяной крошки. После этого наносится защитный слой указанного клейкого вещества 1 - 1,5 мм форсунками под давлением 3-5 атмосфер. Три слоя образуют временное покрытие, которое не растворяется в нефтепродуктах, обладает необходимой механической прочностью и отличными теплоизолирующими свойствами.

Таким образом, на стенках цистерны образуется «чулок», в который заливают 60 т жидкого мазута при температуре 80-90 С. Как известно, всякий чулок служит главным образом для того, чтобы сохранять тепло, при этом не требуя для своего изготовления большого количества материала. Какой толщины потребуется «чулок» для цистерны, если мы будем перевозить в течение полутора суток 60 т мазута марки М-100 с начальной температурой +80 Со при тридцатиградусном морозе? Энергетические и тепловые расчеты показывают, что суммарный слой в 6 мм не позволит нефти остыть ниже 25Со. При этом вес «чулка» и затраты на его создание мизерны по сравнению с экономическим эффектом. Следует заметить, что у мазута других марок температура застывания гораздо ниже +25Со, поэтому их можно вести дольше, или уменьшить толщину теплоизоляционного слоя.

Но вот цистерна опустела. Что делать с покрывающим ее «чулком»? Возможны различные варианты. Если остаток нефтепродукта в цистерне мал, и она вновь повторит уже проделанный путь, то временное покрытие можно оставить. Если остаток солидный, а дальнейший путь цистерны неизвестен, то «чулок» снимают. Для этого внутрь цистерны надо ввести раскладные штанги с пневмоприсосками, которые вытягивают из горловины временное покрытие с остатками мазута. Мазут служит топливом для котельных ТЭЦ и других предприятий. Отличными горючими свойствами обладает и наш «чулок». Пропустив его через мельницу, мы получим отличное коллоидное топливо. Именно такое топливо, состоящее из смеси твердых и жидких частиц горючего, широко используется на многих тепловых электростанциях, его подают в топки через коллоидные форсунки. Значит, предложенный новый способ легко реализуется на уже имеющемся технологическом оборудовании, что немаловажно.

Не случайно предложенный способ был рекомендован к использованию по дополнительному назначению. Ведь по железной дороге транспортируется не только жидкое топливо, но и сухое: каменный уголь, кокс, торф и т.д., которые сильно выветриваются.

Потери топлива здесь тоже огромны, вот почему создание временного покрытия из отходов, образующих из верхнего слоя топлива защитную пленку, очень важно. Тем более что предложенную защитную пленку специально снимать или отделять от топлива не надо, так как она сама - отличное топливо.

Проект безотходного способа разгрузки не требует никаких изменений или доработок конструкции существующего парка наливных цистерн. Кроме того, не нужна разработка специального технологического оборудования. Пневматические приспособления для нанесения и удаления пленок покрытий давно разработаны и используются в различных отраслях хозяйства: строительстве, машиностроении, химии и т.д. Устройство настолько простое, что его уменьшенную копию легко изготовили учащиеся лаборатории автоматики Рязанской ГСЮТ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (29) январь 2003 года:

  • 1421244671

    В Балакове прошел семинар по обеспечению качества с участием французских энергетиков. Он посвящен подготовке Балаковской АЭС к получению международного сертификата в соответствии со стандартом ИСО. Как сообщает ИА «Саратовбизнесконсалтинг», концерн «Росэнергоатом» намерен провести сертификацию всех станций страны. Первой станет Балаковская. Отсутствия сертификата по Международному стандарту ИСО помешал БАЭС получить премию Российского...

  • Госэнергонадзор: «Целесообразность технологии КСПО не вызывает сомнений»

    На состоявшемся в декабре Всероссийском энергетическом форуме один из «круглых столов» был посвящен обсуждению проблем разработки и внедрения новых энергосберегающих и энергоэффективных технологий в топливно-энергетический комплекс России. Главным итогом дискуссии стала констатация того факта, что действующее законодательство России не стимулирует предприятия различных форм собственности к экономии энергоресурсов. И только реальная экон...

  • 1421244691

    Клей для газа Материал карбоксиметилцеллюлоза, несмотря на малознакомое наименование, в нашей стране известен весьма широко. В первую очередь - как обыкновенный обойный клей КМЦ. Между тем, он используется не только для приклеивания бумаги и керамической плитки. Его используют при строительстве (как добавку в бетон), в текстильной промышленности, в производстве синтетических моющих средств, а также в лакокрасочной промышленности как ...

  • Нужен ли России опыт соседей?

    Редакция газеты «Энергетика и промышленность России» ежедневно получает десятки писем с откликами наших читателей на публикации. Наиболее интересные письма мы представляем вашему вниманию в новой рубрике «Отклик» Особенности орфографии и пунктуации письма сохранены. ...

  • Сланцы: избавление от зависимости

    В г. Сланцы Ленинградской области будет создано предприятие по переработке сланцев. Как говорится в информационном сообщении комитета по экономике и инвестициям, это позволит, с одной стороны, сохранить сланцевую промышленность, а с другой избавит ее от невыгодной экспортной зависимости, так как до сих пор переработка ведется в Эстонии, а получаемая энергия слишком дорога для области, которая является энергоизбыточным регионом. В каче...