16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/288/6299550.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (287-288) февраль 2016 года

Крупные игроки базируются в регионах: для бизнеса главное не география, а спрос на продукт

Регион номера Беседовали Татьяна КОСОВСКИХ, Ирина КРИВОШАПКА

Как «зайти» в Китай, какой показатель рентабельности считается нормальным, что дороже инвестиций? Эти вопросы одинаково актуальны для бизнеса и на федеральном, и на региональном уровнях.

Кстати, нынешние внутрироссийские условия способствуют тому, что именно регионы могут принять вызов глобального рынка.

Об этом и не только мы побеседовали с членом наблюдательного совета группы компаний «ЮНАКО» Денисом Тасаковым (на фото в центре).

– Денис Валерьевич, испытывают ли более высокую нагрузку те промышленные бизнесы, что расположены в регионах, – в отличие от участников рынка, имеющих столичную прописку?

– Я не считаю, что у тех, кто ближе к центру, изначально имеются какие‑либо преимущества. Не имеет значения, где бизнес находится: главное, чтобы компания выпускала востребованный, конкурентоспособный продукт высокого качества и по конкурентной цене. И тогда он будет продаваться в Москве, Хабаровске, Екатеринбурге и т. д.

Все происходит следующим образом: драйвером российской энергетики остаются компании с государственным участием или естественные монополии – они заинтересованы в приобретении продукта мирового стандарта. Компании-производителю нужно найти рыночную нишу, вложиться в технологии, выпустить продукт высокого качества, который будет востребован на мировом рынке – после этого убедить российского заказчика становится проще.

Я приведу в пример опыт флагмана промышленной группы «ЮНАКО»: это компания «Глобал Инсулэйтор Групп», которая половину выпускаемой продукции продает за границу и, тем самым, уже в течение десяти лет несет в Россию мировой опыт по линейной изоляции. Так было с грязестойкими изоляторами конструкции «антифог» с увеличенной длиной пути утечки: на протяжении последних пяти лет они широко применяются в российских проектах, но мы были первыми, кто понял, что этот стандарт будет востребован и в России. Опыт много можно где перенять: Terna (Италия), Statnett (Норвегия). Большинство стандартов зарождается в Европе или США, и, научившись работать с ними, российский производитель расширяет свои возможности.

– Это в идеале, а от каких реальных ошибок не застрахован производитель, который сейчас держит курс на мировой рынок?

– Многие хотят заработать с первой сделки – это особенности русского менталитета. Работая на глобальном рынке, нужно отдавать себе отчет, что инвестиции будут оправданы лишь через длительный промежуток времени и быстро стать успешным не получится. В России цена на продукт формируется на основе затрат производителя, а во всем мире – на основе законов экономики, то есть спроса и предложения, и глобальный рынок имеет объем вне зависимости от внутрироссийских экономических условий.

Всем известно «китайское чудо», захватившее рынок по многим товарным группам и сформировавшее ценовую политику. Каковы особенности менталитета китайского инвестора: он не живет одним днем, постоянно инвестируя, и тогда 3‑5 процентов рентабельности для него хороший показатель. А у нас думают так: если за четыре года вложения не окупятся, начинать бизнес нельзя. Я бы сказал, что большинство задач в отношении «Глобал Инсулэйтор Групп», всей группы «ЮНАКО» еще впереди. Самое дорогое даже не инвестиции, а время.

– Тогда по каким показателям производитель должен понять: инвестиции оправдали себя?

– Должна быть стабильная доля на рынке, когда из года в год к первому марта портфель заказов сформирован на весь следующий год. В мировом масштабе в сфере электроизоляции такие примеры есть.

– Тенденции российского и мирового рынка не всегда совпадают?

– Да, в частности, это тема линий постоянного тока. Российские предприятия готовы производить, уже производят и поставляют за рубеж оборудование для HVDC, и мы тоже это производство освоили. Такими технологиями занимается НИИ в Санкт-Петербурге с отличным профессорским составом, готовятся проекты по преобразованию тока. Но в России HVDC не строятся: возможно, пока нет убедительных причин для развития направления. А в мире это работает, за рубежом считают, что при передаче электроэнергии на высоком и сверхвысоком напряжении и на длинных расстояниях на линиях постоянного тока резко сокращаются потери, и это уже оправдалось на линиях от 300 кВ.

– Как влияет на деятельность бизнеса «ЮНАКО» ситуация на валютном рынке?

– Изменить ситуацию мы не можем, поэтому самая разумная позиция, которой, кстати, придерживается большинство россиян, не суетиться. Более того, рост курса доллара послужил нам на пользу: долгое время «Глобал Инсулэйтор Групп» не могла попасть в Индию – из Китая сюда поставлялись дешевые изоляторы, и это делало бессмысленными все попытки зайти на рынок. Но с изменением курса мы смогли начать продавать в Индии, а сейчас уже работаем в Китае.

Те же самые возможности с ростом курса доллара появились у завода «НТЭАЗ Электрик», который производит коммутационное оборудование; у «БКМ-Групп» (объединяет потенциал заводов «Стройдормаш» и «Строймаш») – здесь выпускается спецтехника для строительства ЛЭП; похожая ситуация на Уральском компрессорном заводе. У этих бизнесов вполне конкурентоспособный продукт. Разница лишь в том, что сейчас время низкой инвестиционной активности, а спецмашина – объект основных средств – финансируется из прибыли. Снизилось потребление энергии – нет прибыли у сетевых компаний – меньше вложения в оборудование.

– Какова специфика кадровой проблемы, которую испытывают многие промышленные предприятия, в том числе и на региональном уровне?

– Это стандартно сложная проблема и в Москве, и в Петербурге, и на периферии. Квалифицированные кадры, способные решать проблемы, но знающие себе цену, не ищут работу. Мы для себя определили путь в воспитании молодых кадров, поскольку считаем, что перекупать специалиста большими деньгами – путь «в никуда». Конечно, в Москве рынок труда шире, но и оплата труда, соответственно, выше. Далее, повышается все – капитальные затраты, недвижимость и т. д. Если же посмотреть на мировых лидеров, то головной офис концерна Siemens расположен в Баварии, в городе Эрлангене с населением около 100 тысяч человек; один из офисов группы АВВ – в городе Людвика (Швеция), всего лишь 15 тысяч населения, но здесь находится мировой центр по разработке и производству энергопередающего оборудования, там же работают STRI и High Voltage Valley. Крупные игроки часто базируются в небольших городах, это экономичнее. А имя – оно само привлекает.

– Как вы оцениваете емкость российского рынка, а также азиатского, с которым связывают долгосрочные перспективы?

– Строек в России немного, но они есть; это, в частности, Электрическое кольцо (ЭК) БРЭЛЛ, которое должно послужить энергобезопасности страны. У «ЮНАКО» есть все предпосылки принять участие в строительстве этого объекта: репутация Уральской энергетической строительной компании, участницы нашего строительного дивизиона, формировалась многие годы, и это тот подрядчик, кто строит качественно и в срок.

Что касается азиатского вектора, ситуация осложнена войной в Сирии. Но в целом, по экспертным оценкам, ближайшие лет пять 68 процентов инвестиций в строительство линий электропередачи приходится именно на Азиатско-Тихоокеанский регион: Китай, Индия, Вьетнам, Малайзия, Бангладеш, Таиланд и т. д. Логично, что усилия российских компаний могут быть нацелены на этот сегмент.

К чему нужно быть готовым? Это большие объемы, но по очень низкой цене; крайне требовательные заказчики следят за неукоснительным исполнением инструкций; сложности с логистикой – доставка в Индию возможна только морем, а это сказывается на сроках. Но также отмечу, и в Индии, и во многих других странах сложилось очень уважительное отношение к российскому бизнесу – сыграли роль исторические связи времен СССР, нынешняя ситуация в мире. Суметь развить это позитивное направление, расширить свое влияние и масштабы деятельности, особенно не в «сырьевых отраслях», – одна из перспектив российского бизнеса.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03-04 (287-288) февраль 2016 года: