16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/288/6296731.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03-04 (287-288) февраль 2016 года

Игорь Сорочан: о востребованных компетенциях, партнерском доверии и надежде на внедрение государственного регулирования

Регион номера Беседовала Алина ВАСИЛЬЕВА
Генеральный директор ЗАО «Уральский турбинный завод» Игорь Сорочан

В экономическом смысле Урал – современная бизнес-территория страны. Несмотря на географическую отдаленность от центра, предприятия этой части России создают серьезный экономический эффект, занимают собственные рыночные ниши и демонстрируют конкурентоспособность продукции.

Известно, например, что почти треть, или 27 процентов, российского парка установленных паровых турбин изготовлены Уральским турбинным заводом (холдинг «РОТЕК»), и только в прошлом году завод обеспечил своими турбинами пятую часть энергетических мощностей нашей страны.

О том, какие проекты реализует предприятие, как строит взаимоотношения с партнерами и как «спастись» от бизнес-рисков, мы побеседовали с генеральным директором ЗАО «Уральский турбинный завод» Игорем Сорочаном.

– С какими итогами выполнения производственной программы вы завершили 2015 год, который для многих стал непростым, но требующим новых подходов и стратегий в деятельности? Какие изменения характерны для вашего производства?

– 2015 год мы завершили успешно: заказчикам отгружено продукции на 5 миллиардов рублей. Мы ввели в эксплуатацию новый энергоблок в Монголии. Кроме того, шесть блоков, оснащенных турбинами УТЗ, начали работать в России, еще три – в Казахстане. Нами был реализован проект модернизации систем управления в Сербии, в этом случае были востребованы наши инжиниринговые компетенции.

Как и все предприятия, мы стремились к сокращению издержек и расширению продуктовой линейки завода. Так, завод вернулся к судовой тематике (завод выпускал судовые турбины в начале 1940‑х – 1950‑х годах. – Ред.). В прошлом году мы изготовили и сдали заказчику оборудование двух паровых турбин для строящегося головного атомного ледокола «Арктика».

В рамках решения задачи сокращения издержек мы активно приступили к концентрации производства. Серьезный экономический эффект в этом случае достигается за счет сокращения внутрипроизводственных логистических маршрутов и экономии на обслуживании не задействованных в процессе производства зданий и сооружений.

Кроме того, мы продолжили модернизацию производства, начатую ранее. Мы заменили или провели глубокую модернизацию нескольких станков, обновили крановое и термическое оборудование, закупили новые средства производства в заводские лаборатории. Такая масштабная модернизация позволяет нам осваивать новые технологии и повышать производительность труда.

– Уральский турбинный завод вошел в ТОП-10 высокотехнологичных быстрорастущих предприятий России – это очень высокая оценка. Как удалось этого достичь и за какой срок?

– Действительно, за последние четыре года мы значительно увеличили объем продаж. С 2012 по 2014 год выручка завода выросла на 49 процентов, выполнено 36 проектов в России, Казахстане, Белоруссии, Монголии, Сербии. При этом доля от реализации новой или существенно улучшенной продукции в общем объеме выручки составила не менее 94 процентов. Это означает, что почти каждая турбина, выпущенная УТЗ, является новым высокотехнологичным продуктом. Эти итоги являются закономерным результатом инвестиций в технологию производства и возросшим объемом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

– В конце прошлого года УТЗ признан победителем премии губернатора Свердловской области в сфере энергосбережения за 2015 год в номинации «Организация машиностроения». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом направлении.

– Для нас конечной целью энергосбережения является сокращение доли энергозатрат в себестоимости продукции. Это достигается сразу по нескольким направлениям, в первую очередь – в ходе модернизации производства. Оснащение завода современным оборудованием позволяет достичь значительной экономии энергоресурсов. Во-вторых, мы планомерно реализуем программу внедрения приборов системы учета. Конкретно сейчас мы внедряем корпусные узлы учета объемов потребления питьевой воды, начали строительство узла учета технической воды, ведем аудит систем отопления в цехах завода и расчеты снижения гидравлических потерь на теплотрассах завода. Сокращению удельных энергозатрат содействует и концентрация производства, о которой я уже упоминал.

– Расскажите о планах завода на текущий год.

– Мы работаем сразу над несколькими заказами для энергетиков России и зарубежья. По заказу ПАО «Мосэнерго» в этом году мы завершим изготовление паровой турбины Т-295 / 335‑23,5 – это одна из самых мощных теплофикационных турбин в мире. Для строящейся на Сахалине электрической станции будут отгружены две паровые турбины К-65–12,8, еще три турбины К-65‑13 будут изготовлены для новой станции в городе Светлом Калининградской области. Строительство этой станции – одно из ключевых мероприятий плана по развитию энергосистемы региона. Продолжаются работы по изготовлению и пуску оборудования для Казахстана. В частности, в 2016 году в Казахстане планируется ввести в эксплуатацию четыре турбины Уральского турбинного завода. Будут изготовлены ответственные узлы для ТЭЦ Белоруссии в рамках реализации проекта модернизации турбины для Гродненской ТЭЦ-2. В конце третьего квартала этого года мы отгрузим оборудование для Новолипецкого металлургического комбината, это турбина ПТ-60–9,9 / 1,9. Коллектив завода продолжает работу по изготовлению паровых турбин для двух серийных атомных ледоколов. Эти турбины аналогичны тем, которые мы изготавливали в 2015 году.

– Кстати, насколько в нынешних условиях энергетиками востребованы проекты модернизации?

– Хотел бы отметить, большинство турбин, установленных на российских станциях, были введены в эксплуатацию еще в советское время. На сегодня 63 процента агрегатов российских ТЭЦ уже выработали свой ресурс, еще 18 процентов приближаются к этому показателю. Требуется их капитальная модернизация или полная замена на новое оборудование. Зачастую для станций решения в пользу глубокой модернизации являются более экономически обоснованными. Технико-экономические показатели модернизированной турбины сопоставимы с новым современным оборудованием, предлагаемым на рынке, а затраты на модернизацию примерно в полтора-два раза ниже (при расчете на выработку 1 КВт энергии), чем при строительстве нового блока.

В прошлом году в эксплуатацию введено пять энергоблоков, в модернизации которых УТЗ принимал участие. Важно подчеркнуть: мы начали реализовывать проекты модернизации турбин сторонних производителей. Это новая практика как для Уральского турбинного завода, так и для рынка энергетического машиностроения. Кроме того, это свидетельствует о доверии к нам со стороны заказчиков.

– В прошлом году вы провели обучение монгольских специалистов. В рамках каких совместных программ оно прошло?

– Как я уже отметил, в 2015 году мы завершили проект строительства нового энергоблока на Улан-Баторской ТЭЦ-4. Кроме того, на этой же станции работают еще три наших турбины. Чтобы обеспечить эффективную эксплуатацию установленного российского энергооборудования, мы провели обучение специалистов электростанций городов Улан-Батор и Эрдэнэт и представителей Министерства энергетики Монголии. Монгольские специалисты познакомились с нашими современными разработками, посетили цеха завода, профильную кафедру Уральского федерального университета, побывали на Ново-Свердловской ТЭЦ. Такой формат общения с монгольскими энергетиками был важен для нас еще по одной причине: мы получили обратную связь, лучше поняли запросы монгольской стороны. Мы готовы участвовать в проектах строительства новых и модернизации существующих объектов генерации Монголии.

– Как вы решаете вопросы кадрового обеспечения? Есть ли на Уральском турбинном заводе проблема с квалифицированными специалистами? Сотрудничаете ли с вузами?

– Рынок труда для предприятий машиностроительной отрасли в последние годы в РФ является непростым. В основном УТЗ привлекает инженерные и рабочие кадры с рынка труда Уральского региона. Остродефицитными традиционно являются такие профессии, как инженеры-конструкторы, технологи различных специализаций, специалисты рабочих профессий (токари, расточники, слесари-сборщики, сварщики). Тем не менее на сегодняшний день основная потребность в кадрах УТЗ обеспечивается. Такой результат является следствием работы достаточно сильной и технически грамотной команды менеджмента УТЗ. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с кафедрой «Турбины и двигатели» УрФУ по целевому обучению специалистов, совместным исследовательским работам. В рамках этого сотрудничества мы открыли Учебно-научный центр, в котором проходят обучение сотрудники завода, студенты и магистранты Уральского федерального университета. Кроме того, мы также реализуем собственные программы: «Кадровый резерв» и «Наставник». Только в прошлом году каждый четвертый работник завода прошел обучение или повысил свою квалификацию.

– Какие надежды вы возлагаете на экономику и партнеров в наступившем году и каков ваш рецепт избежать бизнес-рисков?

– Менеджмент УТЗ убежден, что на рынке электроэнергетики и энергомашиностроения РФ нужно активно внедрять элементы государственного планирования и регулирования. Инвестиционные программы и потребности энергетиков должны быть согласованы с возможностями основных предприятий энергомашиностроения РФ. И это принесло бы огромный эффект в вопросах импортозамещения в этих отраслях в ближайшее время и, естественно, повлияло бы на значительное сокращение совместных затрат и возможных бизнес-рисков.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03-04 (287-288) февраль 2016 года: