16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/286/3848171.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (285-286) январь 2016 года

Политики ломают копья

Власть Елена ВОСКАНЯН

Идею отменить социальные нормы на энергоресурсы и ввести абонентскую плату не так просто реализовать, как кажется.

В конце прошлого года на общественное обсуждение был вынесен проект постановления правительства, разработанный Министерством энергетики и вызвавший неоднозначную реакцию.

Дело в том, что энергетики предложили отменить социальные нормы на энергоресурсы и рассчитывать их в других вариантах, а также включить в оплату за электроэнергию так называемую «абонентскую плату» – постоянный платеж на содержание электросетей. В случае вступления в силу данного документа, согласно графику, 1 июля 2016 года по всей стране будут введены дифференцированные тарифы на электроэнергию в зависимости от объема потребления. К чему приведет отмена социальной нормы на энергоресурсы?


Зло или благо?


Юрий Липатов. Фото ТАСС Станислав КрасильниковНа встрече с журналистами в медиа-центре «Российской газеты» член Комитета по энергетике Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Юрий Липатов напомнил, что дифференциация оплаты коммунальных услуг определена Указом президента России от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», который поручил правительству разработать комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, предусмотрев комплексные меры для одиноких пенсионеров и ряда других категорий граждан.

Господин Липатов заострил внимание на том, что уже многие годы электроэнергетика работает в рыночных условиях, и средневзвешенная цена за один кВт-ч формируется ежедневно на оптовом и розничных рынках. Все российские потребители покупают электроэнергию по сформированной на рынке цене, кроме бытовых потребителей.

– Для населения правительство ввело тарифы за электроэнергию, которые во многих регионах значительно отличаются от реальной ее стоимости. Разница в цене ложится бременем, в первую очередь, на промышленность. По оценке Минэнерго России, дотация населению промышленностью, или так называемое перекрестное субсидирование, составляет около 240 миллиардов рублей в год, – отметил Липатов. – При этом потребление электроэнергии населением неоднородно. Не секрет, что имеется категория граждан, домовладения которых потребляют больше электроэнергии, в несколько раз превышая усредненную норму. Как правило, эти граждане обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы оплатить за электроэнергию по ее реальной стоимости. Парадокс заключается в том, что тот, кто больше потребляет электроэнергии, больше пользуется денежными дотациями, хотя, по сути, в них не нуждается.

Спикер напомнил, что социальные нормы потребления электроэнергии действуют в Швеции, Франции, странах Южной Европы, Китае, Южной Корее, Бразилии, Мексике, Белоруссии и в ряде других государств. Причем зарубежная практика дифференциации цены по объемам носит не социальный, а экономический характер. Ее основное назначение заключается в поощрении энергосбережения или, наоборот, в стимулировании потребления электроэнергии с обязательным покрытием всех затрат энергокомпаний.

Юрий Липатов заметил, что постановлением правительства РФ от 22 июля 2013 года № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)…» утвержден перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых были организованы пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электроэнергии с 1 сентября 2013 года. Это Забайкальский и Красноярский края, Нижегородская, Владимирская, Ростовская, Самарская, Орловская области. На территории остальных субъектов предусматривалось введение социальной нормы потребления электроэнергии с 1 июля 2014 года.

– Опыт пилотных проектов показал, что субъекты по‑разному подходят к применению соцнормы. Причем эта соцнорма разнилась от 50 до 150 кВт на человека. В каждом регионе методология расчета отличалась своими подходами: где‑то пытались вводить дополнительные киловатты на третьего, четвертого и пятого члена семьи, а где‑то устанавливались различные надбавки в зависимости от типов помещения, – пояснил депутат. – При этом наш анализ показал, что органы местного самоуправления, пенсионные фонды, регистрационные службы, отделы социальной защиты, управляющие компании многоквартирных домов в регионах были не готовы выдавать объективную информацию по каждому домовладению для энергосбытовых компаний. Напрашивалась необходимость унифицирования и упрощения методологии, разработки единого подхода с учетом мнений всех категорий граждан, ведь в сложившихся экономических условиях существует объективная необходимость более бережного отношения к энергоресурсам.

По мнению Юрия Липатова, очень важно, что перед подписанием социально значимый документ – проект постановления об отмене социальной нормы за энергоресурсы был вынесен на широкое общественное обсуждение. Данный проект предполагает введение с 1 июля 2016 года на всей территории страны дифференцированных тарифов на электроэнергию, в зависимости от объема потребления. Спикер особенно подчеркнул, что документ предусматривает льготы одиноким пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, социально незащищенным категориям граждан. Они будут оплачивать электроэнергию по базовому тарифу, вне зависимости от реального объема потребленной ими электроэнергии.


Превысил предел – заплатишь больше


Вячеслав Кравченко. Фото ТАСС Александр ВалуевГлавная цель отмены социальных норм на энергоресурсы заключается в ликвидации перекрестного субсидирования. Об этом заявил заместитель министра энергетики России Вячеслав Кравченко. При этом он уточнил, что в ряде регионов установленная социальная норма превышала значение фактического потребления в среднем на человека.

– Если объем потребления поделить на число населения, то, например, в Центральном федеральном округе, мы выяснили, среднемесячный объем потребления составляет 60 кВт-ч на человека, а социальная норма значительно превышала этот показатель, – отметил господин Кравченко. – В таком случае ни о какой ликвидации перекрестного субсидирования и речи не могло идти, наоборот, тариф получается еще более экономически необоснованным.

Именно неоднозначное отношение к социальной норме со стороны регионов подвигло правительство задуматься о необходимости нового подхода, а именно отмены социальных норм на энергоресурсы.

– Мы постарались максимально упростить систему. Введены три предела – это объем потребления до 150 кВт-ч и тариф с коэффициентом 0,98, что на два процента ниже действующего сейчас тарифа. В данную категорию попадает большая часть населения, а именно 73 процента, – поясняет Вячеслав Кравченко. – Диапазон потребления от 150 до 600 кВт-ч подразумевает прибавление 10 процентов к существующему тарифу для населения. По нашим данным, сегодня в стране примерно 25 процентов потребителей попадают в эту категорию. И объем потребления свыше 600 кВт-ч – это коэффициент 1,5, то есть 50 процентов. Таких потребителей у нас всего два процента.

Между тем, заметил Кравченко, у льготных категорий потребителей будет право на льготный тариф с коэффициентом 0,98 вне зависимости от объема потребления.

– У нас есть часть населения, которая платит по коэффициенту 0,7. Прежде всего, это лица, проживающие в домах с электроплитами, жители сельских населенных пунктов. Для них устанавливается право оплачивать с коэффициентом от 0,7 до 1. Коэффициент устанавливается местными властями сельских населенных пунктов. Мы исходим из того, что в отношении этих потребителей и дальше будет действовать коэффициент 0,7, в данном случае если тариф это рубль, то при применении этого коэффициента тариф составит 70 копеек, – уточнил представитель Минэнерго. – Замечу, что если объем потребления составит до 150 кВт, то эти 70 копеек будут считаться с коэффициентом 0,98. Однако если потребитель вый­дет за пределы 150 кВт, платеж будет рассчитываться следующим образом: первые 150 кВт посчитают с коэффициентом 0,98, а последующие израсходованные киловатты уже по коэффициенту 1,1.

Тем, кто превысит отметку в 600 кВт, первые 150 кВт также рассчитают по норме – 0,98, следующие 450 – с коэффициентом 1,1, и свыше 600 кВт будут считаться с коэффициентом 1,5.


Абонентская плата составит от 20 до 100 рублей


Еще один спорный момент – возможное введение абонентской платы за электричество.

– Безотносительно, потребляете вы электроэнергию или нет, в любом случае сетевые компании занимаются обслуживанием сетей, – прокомментировал Вячеслав Кравченко. – Простой пример – дачные кооперативы, где зимой проживают единицы, а пик потребления приходится на теплый сезон. Однако система технически выстроена так: несмотря на то что никто в этом дачном поселке не живет, если произойдет обрыв линии, упадет дерево, линию все равно придется восстанавливать. Это, безусловно, потребует затрат. Учитывая, что услуга сейчас оплачивается исходя из объема потребления, мы понимаем, что подобного рода объекты содержать необходимо не только в дачный сезон, а круглый год. Поэтому, на наш взгляд, инициатива о взимании некой абонентской платы с потребителей вполне обоснована.

По словам замминистра, данная идея не нова – подобный опыт имеется во многих европейских странах, где независимо от того, сколько электроэнергии потребляет гражданин, он также платит за обслуживание сети, которая подведена к его дому.
– Введение абонентской платы – хорошая мера для поддержания сетей в надлежащем состоянии, – считает господин Кравченко. Он добавил, что с введением постоянного платежа на содержание электросетей ежемесячные счета граждан за электричество могут увеличиться на 20‑100 рублей. При этом экономический эффект очевиден: после ввода абонентской платы электросети получат дополнительно 240 миллионов рублей в месяц.

В завершение дискуссии Юрий Липатов заметил, что у граждан сложилось такое отношение к социальной норме, как будто они получают «пайки» от государства, а сегодня их хотят лишить этих «пайков». Связано это, прежде всего, с недостаточной разъяснительной работой. Подключиться к данной работе должно не только профильное ведомство, но и руководители регионов, которые должны донести до потребителей, что отмена социальной нормы – не прихоть государства, а необходимость.

– Государство обязано защищать малоимущих, но те, кто живет в достатке, имея отапливаемые бассейны и подогреваемые дорожки, должны платить за используемые блага, – акцентировал внимание господин Липатов. – Кроме того, мы постоянно слышим разговоры о том, что еще не пришло время для принятия какого‑то документа в связи с определенными обстоятельствами. Однако давайте будем честны: есть законы, которые мы обязаны принимать вне зависимости от того, нравятся они нам или нет.



МНЕНИЕ

Зачем хорошее заменять худшим?





Ефим Лесман, инженер-энергетик:


– Новый проект предусматривает отмену с 1 июля 2016 года социальной нормы на потребление электричества в пилотных регионах и отказ от ее внедрения во всех регионах России. Согласно постановлению правительства РФ, с 1 сентября 2013 года эта норма была введена в шести пилотных регионах. Во всех других субъектах РФ эту меру предполагалось ввести с 1 июля 2014 года. Ее отмена – логичное, аргументированное и позитивное решение.

Далее. По разрабатываемой «ступенчатой» системе расчетов с первого июля 2016 года потребление электроэнергии населением в месяц разделяется на три составляющие части: до 150 кВт-ч по сниженному тарифу на 2 процента относительно действующего; при объеме от 150 до 600 кВт-ч – по тарифу, увеличенному на 10 процентов; и уже при объеме свыше 600 кВт-ч тариф возрастает на 50 процентов. При этом, по данным Вячеслава Кравченко, по России 73 процента населения потребляют менее 150 кВт-ч в месяц, 25 процентов – от 150 до 600 кВт-ч и 2 процента – свыше 600 кВт-ч. Какова же будет ориентировочная плата населения по новой системе расчета? Население России, округленно, – 145 миллионов человек. Из них 145 × 0,73 = 105,85 миллиона человек потребляют до 150 кВт-ч, 145 × 0,25 = 36,5 миллиона человек – от 150 до 600 кВт-ч и 145 × 0,02 = 2,9 миллиона человек – свыше 600 кВт-ч в месяц. Всего за месяц это составит 105,85 миллиона × 150 + 36,5 миллиона × 450 + 2,9 миллиона × 750 = 34 477 500 000 кВт-ч. За год – 34 477 500 000 × 12 = 413,73 миллиарда кВт-ч. При расчете потребления электроэнергии принимается завышенное ее потребление, а именно – все потребители до 150 кВт-ч используют ее на максимуме, для других градаций коэффициент также завышен. Это на пользу разрабатываемой системе.

Для расчета платы за потребленную электроэнергию примем повышенный тариф с учетом повышения цен на электроэнергию с 1 июля 2016 года, равный 4,5 рубля за кВт-ч. Тогда это составит 105,85 × 150 × 4,5 × 0,98 + 36,5 × 450 × 4,5 × 1,1 + 2,9 × 750 × 4,5 × 1,5 = 70,020 + 81,304 + 13,681 = 166,005 миллиарда рублей за месяц (0,98; 1,1; 1,5 – коэффициенты при расчете оплаты к действующему тарифу). За год – 166,005 × 12 = 1992 миллиарда рублей. Стоимость расхода электроэнергии за год по разрабатываемому проекту при нормативном тарифе составит 413,73 × 4,5 = 1860 миллиардов рублей. Таким образом, при новом проекте сумма оплаты для населения возрастет на 1992‑1860 = 132 миллиарда рублей. Однако это число получилось при среднем потреблении электроэнергии в месяц, равной 34 477 500 000: 145 000 000 = 237,78 кВт-ч на человека. Напомним, что при проведении пилотных проектов в шести регионах на социальные нормы электропотребления в разных субъектах РФ они были различны – от 50 до 190 кВт-ч в месяц.

Далее. Предположим, семья укладывается в объем потребления электроэнергии до 150 кВт-ч. По разрабатываемому проекту, ее тариф будет уменьшен на 2 процента. При тарифе 4,5 рубля за кВт-ч экономия составит в месяц 13,5 рубля, что меньше стоимости одного батона. Другая семья из четырех человек расходует 240 кВт-ч. Похоже, она должна платить по проекту с повышающим коэффициентом – 1,1, хотя на человека в ней приходится лишь только 60 кВт-ч в месяц. Справедливо ли это? В приведенных расчетах принимался максимальный дневной тариф, хотя на практике используются и двухтарифные счетчики, в которых учитывается и ночное потребление с 23 до 7 утра по более низкому тарифу. Например в Санкт-Петербурге сегодня число абонентов составляет 1 840 000. Из них, по данным «Петроэлектросбыта», 62 процента имеют однотарифные счетчики, 38 процентов – двухтарифные. Трехтарифных фактически нет в эксплуатации, и, похоже, в жилом фонде они и не нужны.Что касается абонентской платы за потребленную электроэнергию, то ее не должно быть, ибо все расходы учитываются и включаются в тарифы.

Cнижение тарифов для промышленности следует вести не путем введения «ступенчатой» системы расчета вместо аннулированной «социальной нормы», а посредством уменьшения аппетитов производителей электроэнергии, их позитивной работе, загрузке предприятий на 90‑100 процентов производственной мощности, а не так, как, к сожалению, это имеет место сейчас.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (285-286) январь 2016 года: