16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/281/7867386.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (281) ноябрь 2015 года

Газомоторное топливо: перспективы после паузы

Встречей экспертов стала конференция «Газомоторное топливо: новые рынки, новые возможности», прошедшая в рамках V Петербургского международного газового форума.

Организаторы мероприятия – компания «Газпром газомоторное топливо» – подчеркнули, что мероприятие обусловлено большим интересом со стороны представителей российских и зарубежных профессиональных кругов. И это не случайно, поскольку наша страна обладает не только огромными запасами природного газа, но и самым первым опытом использования газа в качестве топлива для автомобилей – еще со времен СССР. И сейчас мы возрождаем эту отрасль. Теперь развитие газомоторного топлива – стратегическая задача, включающая слагаемые по экологии и повышению эффективности всего транспортного комплекса.

– Вопросы энергетической безопасности и повышения энергетической эффективности приобретают все больше внимания, поэтому в России ведется интенсивная работа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, – сказал заместитель председателя правления ПАО «Газпром», председатель совета директоров ООО «Газпром газомоторное топливо» Виталий Маркелов. – Развитие газомоторного топлива является одной из ключевых тем. «Газпром» как крупнейшая энергетическая компания выступает локомотивом этого направления и нового рынка: наша ниша – это комплексное развитие отрасли.

По словам господина Маркелова, сегодня природный газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах. По итогам прошлого года общемировое потребление компримированного природного газа превысило 40 миллиардов кубометров, а парк газомоторных автомобилей стал насчитывать 22,5 миллиона единиц. Газомоторное топливо становится все более востребованным благодаря двум ключевым преимуществам – экологичности и экономичности. Двигатель, работающий на природном газе, соответствует существующему стандарту Евро-5. А массовое использование такого топлива даст серьезную экономию затрат.

Для синхронизации процесса газомоторного парка автомобилей в регионах необходимо строительство газозаправочной сети, в этой связи «Газпром» заключает соглашения о сотрудничестве с регионами – в сорока субъектах РФ такие документы уже подписаны. Совместно с региональными органами власти осуществляется планирование оптимального места заправочных станций и их технических характеристик, таким образом, компании формируют свои инвестпрограммы с учетом активности регионов по развитию рынка, а также исходя из объемов необходимой техники.

– Мы планируем в регионах страны создать единую газозаправочную сеть, сформировать транспортные коридоры у ключевых магистралей страны, – подчеркнул Маркелов. – Для системного развития производственно-сбытовой инфраструктуры природного газа определены приоритетные макрорегионы, которые по территориальному признаку объединены в группы: Центр, Северо-Запад, Юг, Урал и Поволжье, Кузбасс и Приморье.

Большие перспективы ожидают газомоторное топливо в сельском хозяйстве: на полях форума между министерством сельского хозяйства Республики Татарстан, компанией «Газпром газомоторное топливо» и холдинговой компанией «Барс» подписано соглашение о реализации пилотного проекта о расширении использования природного газа в сельском хозяйстве РТ. До конца 2020 года планируется реализация этого проекта, который предусматривает использование газового топлива примерно в 300 единицах автотранспорта. Однако ключевым потребителем СПГ на ближайшую перспективу должен стать магистральный грузовой транспорт.

По словам Виталия Маркелова, «Газпром» ведет последовательную работу по расширению линейки газомоторных транспортных средств отечественного производства, которые работают на природном газе. Участники конференции отметили, что на этапе становления газомоторного рынка особенно важна роль государства. Его позиция как регулятора отрасли подразу­мевает разработку стимулирующего комплекса мер для потребителей по переходу к использованию на газ. В 2014‑2015 годах Минпромторг России разработал правила предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на софинансирование закупки газомоторных автобусов и техники для ЖКХ. В 2014 году в рамках софинансирования было закуплено около 1000 единиц коммунальной спецтехники и автобусов на КПГ, ожидаемый объем закупки в 2015 году – 1200 единиц.

Всего по итогам 2014 года в России было продано 2170 транспортных средств на КПГ. Из них 2045 – российского производства. Прогнозируется, что в 2015 году оте­чественный газомоторный парк увеличится на 6 тысяч единиц как за счет переоборудованной техники, так и благодаря выпуску газомоторных автомобилей.



Италия – впереди планеты

Газомоторное топливо – это дорога в будущее, так считают российские и зарубежные партнеры. Как сказал старший вице-президент E. ON Global Commodities Уве Фип, в Европе растет количество автомобилей, использующих в качестве топлива КПГ. Так, например, в Австрии, Нидерландах и Чехии в первые месяцы 2015 года спрос на такой вид топлива вырос приблизительно на 13 процентов, что стало самым крупным ростом данного рынка в ЕС.

– Известно также, что среди стран ЕС больше всего автомобилей на газе ездит в Италии – практически миллион единиц, в Германии – около 100 тысяч, сказал Уве Фип. – Хотя обе страны владеют примерно по 1000 заправок каждая, итальянцы отмечают хорошие перспективы в этом, а вот немцы более консервативны, они предпочитают дизель. Когда мы говорим о проникновении газомоторного топлива в страны, соотношение их с заправками и количеством автомобилей на дорогах, Италия, безусловно, впереди планеты всей. Стоит отметить, что наравне с КПГ сжиженный природный газ тоже имеет большой потенциал. Необходимые логистические цепочки уже существуют для СПГ. E. Оn сейчас активно инвестирует во многие проекты по всей Европе, мы стараемся объединить свои усилия с различными автотранспортными предприятиями, газозаправочными станциями для того, чтобы наращивать потенциал этого рынка. В этом году компания представила в Ганновере собственный бренд, который сейчас продвигается как автомобильное топливо. Однако без политической поддержки только усилий индустрии недостаточно. Европейская комиссия активно поддерживает природный газ как средство для увеличения мобильности транспорта и поддерживает развитие инфраструктуры.



Спрос на Востоке

Российская газовая отрасль взяла курс на Китай, газомоторное топливо не стало исключением. В Китае на сегодняшний день порядка 3 миллионов автомобилей используют газ в качестве топлива, и в стране существует более 6 тысяч заправок. О состоянии китайского рынка ГМТ и возможностях по сотрудничеству с российскими коллегами рассказал генеральный директор по комплектации оборудования компании «Синди» (Китай) Ван Фен Линь. Компания – одна из сильнейших газораспределительных игроков в стране.

В Китае существовали три основополагающие причины, из‑за которых газомоторное топливо стало популярным: окружающая среда, энергетика и экономика.

– В 1999 году на улицы наших городов вышли первые машины на газе, тогда же были построены первые газозаправочные станции, в 2014 году на дороги выехало более 4000 машин на природном газе, или почти шестикратное увеличение, – отметил спикер. – К 2020 году планируется порядка 8,7 миллиона автомобилей, работающих на газомоторном топливе и 13 тысяч заправочных станций. Сейчас это автобусы, частные автомобили, грузовой транспорт.

Как отметил представитель Китая, спрос на КПГ будет падать, поэтому сейчас в Китае активно продвигается СПГ и строится много заправочных станций с таким видом топлива.

Наибольший спрос на газомоторное топливо присутствует в восточных странах. О совместных российско-корейских проектах рассказала президент компании Green Energy Inc. Сесилия Парк.

– Мы работаем на российском рынке с 2009 года, наше сотрудничество с «Газпромом» связано с более широким внедрением сжиженного природного газа, – отметила госпожа Парк. – На рынке Южной Кореи три фактора стимулируют развитие этого рынка: руководство и направляющая сила правительства, финансовые механизмы и консорциум государственных и частных компаний. Компримированный природный газ используется в автобусных и грузовых маршрутных транспортных средствах. Страна выделила субсидии для дальнейшего развития этого направления. Правительство также предоставляет субсидии на развитие автозаправочных станций. Когда мы перевели часть автомобилей на новое топливо, то отметили не только большой экономический эффект, но и совсем другое качество воздуха в нашей столице Сеуле.



Фундамент рынка

Фундаментом развития рынка газомоторного топлива является производственно-сбытовая инфраструктура для природного газа, и по решению ПАО «Газпром» создана специализированная компания «Газпром газомоторное топливо», ключевое направление деятельности которой – расширение газомоторной инфраструктуры.

Как рассказал генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, компания создана в декабре 2012 года и получила статус единого оператора по развитию рынка в России.

В России формированию такого рынка способствуют такие факторы, как наличие производственно-сбытовой инфраструктуры, широкого ассортимента техники, работающей на природном газе, и устойчивого спроса на газомоторное топливо. Природный газ в качестве моторного топлива используется как с сжатом, так и в сжиженном виде. Строительство заправочных станций КПГ в соответствии со спросом производится в городской черте. Сбытовая часть АЗС СПГ располагается на ключевых автомагистралях, в морских портах. Определено десять пилотных регионов с наибольшим потенциальным спросом, в которых будет форсировано развитие газозаправочной инфраструктуры: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, Ставропольский, Краснодарский края, Ростовская, Свердловская области, Татарстан и Башкортостан. Планируется строительство станций под конкретных якорных потребителей с привлечением частных инвесторов. Кроме того, планируется как выкуп существующих станций у дочерних компаний группы «Газпрома», так и строительство новых: в соответствии с планами на 2015‑2017 годы уже в этом году ведется строительство 25 автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС), до конца 2016 года планируется ввод порядка 40 станций, в 2017 году – еще 70 объектов.

Помимо собственной инвестиционной программы, проектом развития газозаправочной инфраструктуры будут также привлекаться частные инвесторы – по модели франчайзинга и частного инвестирования, что позволит ускорить процесс развертывания сети.

Планируется также создание многотопливных заправочных станций: ведется работа по оборудованию традиционных АЗС блоками для заправки транспорта КПГ – первый проект реализуется в компании «Газпром газэнергосеть» в Краснодарском крае, Ростовской, Астраханской областях и в Республике Адыгея.

По словам господина Лихачева, наша страна находится в начале пути газомоторного будущего, но уже очевидно, что нас ожидают хорошие перспективы. В России есть не только предпосылки, но и история этой отрасли, которая сейчас продолжается на новом этапе.

Газомоторное топливо: перспективы после паузыКод PHP" data-description="Встречей экспертов стала конференция «Газомоторное топливо: новые рынки, новые возможности», прошедшая в рамках V Петербургского международного газового форума.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/281/7867386.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/c2b/c2bf9904e1e47b61ed96dda8296db797.jpg" >

Отправить на Email


Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.