16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/281/7861514.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (281) ноябрь 2015 года

ТОРы: свобода выбора или аванс на прибыль?

Индустриальные парки, зоны территориального развития, особые экономические зоны, а теперь и территории опережающего развития направлены на ускоренное укрепление экономики в регионах России.

Но только ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов и имеют множество других преференций перед своими предшественниками.

Идея территорий опережающего развития (ТОРов) появилась в декабре 2013 года, когда президент Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт».

Почти год спустя правительство внесло на рассмотрение в Госдуму три законопроекта по формированию территорий опережающего социально-экономического развития: проект закона о ТОРах, поправки в Налоговый кодекс РФ и изменения в нормативные акты, включая Гражданский и Земельный кодексы. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» подписан главой государства 29 декабря 2014 года и вступил в силу 30 марта 2015 года.



Новые режимы

ТОРы, в отличие от особых экономических зон (ОЭЗ), нацелены на крупных инвесторов, которые заключают с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест. В соответствии с законом территория опережающего развития создается на семьдесят лет, срок ее существования может быть продлен, тогда как ОЭЗ создаются на сорок девять лет, зоны территориального развития – на двенадцать. У ТОРов есть также определенная свобода в том, что их может открыть любой субъект РФ, хотя, согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительство определяет список видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Первые ТОРы формируются на Дальнем Востоке. Летом 2015 года глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановления о создании ТОРов «Хабаровск» и «Комсомольск» в Хабаровском крае и «Надеждинская» – в Приморском, индустриального парка «Кангалассы» в Якутии, ТОРов «Михайловская» в Приморском крае, «Беринговский» в Чукотском автономном округе, «Камчатка» в Камчатском крае, а также «Белогорск» и «Приамурская» в Амурской области. На всех территориях установят режим свободной таможенной зоны.

Для резидентов ТОРов предусмотрен особый режим налого­обложения и льготные правила ведения бизнеса (в том числе ставка налога на прибыль до 5 процентов, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот). Предлагается также ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности. На каждой территории функционирует управляющая компания, которая создаст необходимую инфраструктуру, обеспечит предоставление резидентам таможенных, юридических и других услуг. Компанию определяет правительство РФ; этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), полный пакет акций которого принадлежит государству. Управляющей компанией ТОРов в Дальневосточном федеральном округе выступает ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока».



Шесть миллиардов рублей – в перспективный спрос

Мы встретились с представителем ТОРа «Приамурская». Точнее, с главой компании, которая в составе этого ТОРа является не просто энергетической составляющей, а примером совместного с иностранными партнерами проекта, в котором каждая сторона видит для себя большие плюсы.

Александр ГордеевГенеральный директор ООО «Амурская энергетическая компания» (АЭК) Александр Гордеев (на фото) рассказал о новой форме предприятия, участии иностранного капитала в бизнесе, очевидных перспективах и проблемах, которые предстоит ликвидировать на пути к успеху (например, справиться с российской бухгалтерией и подключиться к нефтяной «трубе»).

– АЭК входит в состав одного из ТОРов на Дальнем Востоке, то есть если она не создается как новое предприятие, тогда на каких условиях включена в ТОР?

– Действительно, из девяти существующих на Дальнем Востоке ТОРов два находятся в Амурской области: «Белогорск» и «Приамурская». Юридически территория опережающего социально-экономического развития «Приамурская» создана два месяца назад, 21 августа (постановление правительства РФ № 879) на территориях муниципальных образований Благовещенский район и Ивановский район. Если быть точными, то не сама Амурская энергетическая компания, а кадастровый квартал под номером 28:14:010413 с находящимися в собственности АЭК земельными участками – все это включено в перечень кадастровых кварталов с границами ТОРов. Решение о создании такой территории принято по просьбе АЭК с подачи правительства Амурской области, а включению именно нашего участка в ТОР предшествовала серьезная совместная работа с Минвостокразвития России.

Теперь нужно получить статус резидента ТОРа для организации на законных основаниях разрешенных видов экономической деятельности (производство кокса и нефтепродуктов) в границах названного кадастрового квартала. Мы направили в АО «Корпорация развития Дальнего Востока» соответствующую заявку и бизнес-план проекта по строительству комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов Амурского нефтеперерабатывающего завода.

Отмечу, что корпорация уведомила нас о решении заключить с АЭК соглашение об осуществлении деятельности на ТОРе «Приамурская». Это значит, что в самое ближайшее время в реестр резидентов будет внесена запись о регистрации АЭК и мы как резиденты получим соответствующее свидетельство.

– Известно, что ваша компания до включения в ТОР «Приамурская» имела довольно большую и разнообразную историю – менялся состав правления, сформировалась партнерская структура с китайскими коллегами. Кто сейчас руководит компанией и какие доли акций принадлежат владельцам каждой из сторон?

– Если верить документам, то изначально Хэйхэской компанией торгово-промышленного развития зоны экономического сотрудничества «Сириус» (КНР) и российской компанией ООО «Ланта-Петролеум» (Москва) инициировалось проектирование и строительство трубопровода для транспортировки сырья нефтегазоконденсатных смесей через накопительный терминал в Благовещенске. В августе 2004 года в китайском Хэйхэ между администрацией Амурской области и Народным правительством Хэйхэ (КНР) подписан протокол намерений о строительстве такого трубопровода. Он должен был соединяться с Забайкальской железной дорогой через станцию Благовещенск и северо-восточной железной дорогой через станцию Хэйхэ. Для реализации проекта Хэйхэской компанией «Сириус» с целью расширения сферы деятельности и получения дополнительной прибыли осенью 2004 года принято решение участвовать совместно с ООО «Ланта-Петролеум» и двумя российскими гражданами, амурчанами по прописке, в учреждении ООО «АЭК» в Благовещенске Амурской области с уставным капиталом 10 000 рублей. При этом доля Хэйхэской компании изначально составляла 35 процентов уставного капитала АЭК, а ее интересы представлял и ныне представляет председатель правления Тао Жань.

В декабре 2004 года состоялось общее собрание участников АЭК, утвержден устав общества, избран генеральный директор, и 31 декабря компания получила свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

В 2006 году российские и китайские компании, участвующие в реализации проекта, предложили внести в него существенные изменения и строить не трубопровод, а целый комплекс. Будучи в это время заместителем губернатора Амурской области, я сам подписывал протокол о сотрудничестве между администрацией Амурской области и Народным правительством Хэйхэ по поддержке и содействию в строительстве в поселке Березовка Ивановского района Амурской области и в селе Верхний Эргун района Айхуй города Хэйхэ производственного комплекса для переработки нефти и трубопровода для транспортировки нефтепродуктов.

Для продвижения проекта была создана совместная рабочая группа, руководителем которой с российской стороны был назначен я. Уже тогда мне пришлось координировать работу АЭК и администрации Ивановского района по выбору места размещения предприятия, отводу участков земли, согласованию перечня строительных работ, решению конкретных проблем, возникающих во время подготовительных работ.

Постепенно менялись и учредители АЭК: физические лица вышли из состава ее участников, доля ООО «Ланта-Петролеум» в уставном капитале АЭК (55 процентов) была приобретена ЗАО «ИнтерРусОйл» (Москва), между ним и Хэйхэской компанией «Сириус» произошло перераспределение долей, затем долю «Сириуса» (40 процентов) приобрела Акционерная компания с ограниченной ответственностью источника энергии «Мэн Лань Син Хе» (КНР), часть своей доли ЗАО «ИнтерРусОйл» продало ООО «Амур-Нефтехим», учредителем которого также является «Мэн Лань Син Хе».

В 2011 году размер уставного капитала АЭК увеличился до 150 миллионов рублей и состав участников общества стал неизменным: в него по сегодняшний день входят китайская компания «Мэн Лань Син Хе» (40 процентов), ООО «Амур-Нефтехим» (50 процентов), ЗАО «ИнтерРусОйл» (10 процентов).

За прошедшие годы несколько раз менялись руководители компании. Самое продолжительное время ее возглавлял Виктор Игнатьевич Богомолов. Решением общего собрания участников АЭК я назначен генеральным директором с февраля текущего года.

– Какие направления ведет и будет вести ваше предприятие в составе ТОРа?

– Основные направления уставной деятельности АЭК составляют довольно большой список: предоставление услуг по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек; услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата; добычу сырой нефти и нефтяного (попутного) газа; производство кокса; производство нефтепродуктов; производство общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи; деятельность агентов по оптовой торговле топливом; оптовую торговлю моторным топливом, включая авиационный бензин; транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов, а также продуктов переработки газа; деятельность автомобильного грузового, специализированного транспорта; хранение и складирование газа и продуктов его переработки; транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки.

Исходя из сказанного, можно понять, почему создавшие АЭК российская и китайская компании, занимающиеся поставками энергоресурсов, остались верны себе и заложили в название АЭК энергетическую составляющую.

Пока мы ничего не производим. В настоящее время АЭК осуществляет проектно-изыскательские и подготовительные работы по строительству комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов «Амурский нефтеперерабатывающий завод» мощностью 6 миллионов тонн в год.

Ориентиры на готовую продукцию, конечно, есть. Потребность в продукции нашего завода очень высока и в России, и в КНР. На китайский рынок будут поставляться дизельная фракция, гидроочищенная нафта и сера. Амурская область и ближайшие к ней регионы будут снабжаться бензином Евро-5, нефтяным коксом, дизтопливом Евро-5.

Конечно же, объемы выпуска продукции на ближайшие пять лет предусмотрены бизнес-планом проекта, и зависят они от стадии выхода завода на проектную мощность. Но пока все это на бумаге, сначала надо построить первую его очередь.

– Как китайские коллеги оценивают взаимодействие с российскими партнерами?

– В самом начале совместной работы у китайских коллег, конечно же, были определенные трудности в адаптации к работе в России. Различия в менталитете, традициях, культуре, установлении контактов с органами власти региона, проблемы с языковым барьером постепенно решаются с помощью российских специалистов, а также посредством увеличивающегося штата переводчиков из числа представителей обеих стран. Как и любая другая организация, наша компания живет и развивается по своим внутренним законам.

Несколько сложнее с законодательством федеральным. Китайские специалисты в финансовой сфере, например, не могут привыкнуть к жестким требованиям в части оформления первичной документации, подтверждающей расходы компании. В Китае значительно проще оформление «оправдательных» документов. Это актуально, так как проект российско-китайский и часть расходов общество несет на китайской стороне. Есть разница в законодательном положении российских и китайских специалистов. Допустим, если иностранный сотрудник работает в компании в рамках годовой рабочей визы, эти периоды не включаются в пенсионный стаж, значит, отсутствуют пенсионные отчисления.

Есть у нас и не решенные на сегодняшний день вопросы. В первые годы функционирования завода нефть предполагается во­зить с якутских месторождений цистернами по железной дороге, но потом этого количества будет недостаточно. Необходимо урегулировать важнейший вопрос – получить разрешение на подключение к трубе ВСТО. Пока мы только готовимся к решению этой проблемы.

Поскольку на втором этапе реализации проекта планируется строительство нефтепродуктопровода от Амурского НПЗ (он сейчас проектируется), очень важно заключить межправительственное соглашение об установлении пограничного перехода на время строительства подводного перехода нефтепродуктопровода через реку Амур от села Каникурган (Россия) до села Верхний Аргун (КНР).

– Вы обращались к федеральным или региональным властям за помощью, ведь сейчас так много говорят о внимании к ТОРам?

– Нам предлагают варианты участия проекта в актуальных программах развития Амурской области и Дальнего Востока в целом.

Проект вошел в перечень приоритетных инвестиционных проектов Амурской области (распоряжение правительства Амурской области от 08.08.2011 № 90‑р). Министерство экономического развития Амурской области приглашает компанию к участию в различных международных выставках с целью продвижения проекта и привлечения инвесторов.
Земельный участок, принадлежащий АЭК на праве собственности, включен в территорию опережающего социально-экономического развития «Приамурская».

Безусловно, после получения уведомления Корпорации развития ДВ уже практически можно называть АЭК резидентом ТОРа, а это значит, что ей будут установлены особые правовой и налоговый режимы осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, на ТОРе «Приамурская» будет применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Распоряжением Министерства энергетики РФ он внесен в Реестр нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации. И наконец, проект получил поддержку Министерства энергетики и Комитета развития и реформ (КНР).

– Расскажите, что удалось выполнить в этом году?

– Удалось немало. Координировалась работа двух китайских и трех российских проектных институтов по разработке проектной документации: по внешним объектам она готова на 100 процентов, остальная часть (внутренние инфраструктурные объекты НПЗ) выполнена на 85 процентов.

Получено разрешение на строительство первого этапа комплекса по переработке нефти и транспортировке нефтепродуктов Амурского нефтеперерабатывающего завода.

Мы выполняли подготовительные работы на основной строительной площадке: расчистку территории в 150 гектаров, подвоз 500 тысяч тонн песчано-гравийной смеси, бурение скважин под питьевую и хозяйственную воду, отсыпку внутриплощадочных временных автодорог; устройство двух съездов на площадку с федеральной трассы; изготовление, установку и оборудование четырех вагончиков для охраны и работы специалистов, подведение линий электропередачи для обеспечения бытовых нужд первого этапа строительства электроэнергией.

В настоящее время в жилом городке для строителей и будущего персонала завода подготовлены два благоустроенных общежития на шестьсот мест, столовая, медпункт, административное здание и котельная, забетонированы дороги, проводится реконструкция второй очереди временного городка для строителей.

В части инфраструктуры начато развитие железнодорожной станции Березовский-Восточный, заканчивается проектирование причала и дороги для доставки крупногабаритного оборудования на площадку завода.

Отмечу также, что наши инвесторы приобрели три месторождения нефти в Республике Саха (Якутия), где происходят разведочные буровые работы.

В этом году заключены соглашения о сотрудничестве и стратегическом партнерстве в организации подготовки кадров с министерством образования и науки Амурской области, Амурским государственным университетом, Дальневосточным государственным аграрным университетом, Благовещенским политехническим колледжем, Амурским многофункциональным центром профессиональных квалификаций.

На реализацию всех этих целей инвесторы из КНР вложили около 6 миллиардов рублей. В целом предполагаемый общий объем инвестиций для данного проекта составляет 1,09 миллиарда долларов США. Эта сумма утверждена Государственным комитетом развития и реформ КНР 21 августа 2014 года. При этом 294 миллиона долларов из суммы инвестиций являются личными средствами акционеров АК «Мэн Лань Син Хэ», остальная сумма финансируется за счет кредитов банков КНР.

Безусловно, остаются вопросы, ответы на которые нам придется искать в процессе деятельности. А в ближайшее время мы ожидаем получения положительного заключения Главгосэкспертизы РФ по проектной документации и тогда приступим к строительству завода, одновременно с этим будем заботиться о рынке сбыта нашей продукции.


ТОРы: свобода выбора или аванс на прибыль?Код PHP" data-description="Индустриальные парки, зоны территориального развития, особые экономические зоны, а теперь и территории опережающего развития направлены на ускоренное укрепление экономики в регионах России.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/281/7861514.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/7b7/7b7b46486fa8aabfda0490c8bdcaebc6.jpg" >

Отправить на Email


Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.