16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/27/1779.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (27) ноябрь 2002 года

Закоротило

Власть Андрей Литвинов

В Москве прошли парламентские слушания на тему «Энергетическая стратегия России до 2020 года. Проблемы и решения».

Открыл слушания председатель Совета Федерации Сергей Миронов, сразу настроивший аудиторию на критический лад. Он заявил, что прежние две редакции стратегии энергетического развития страны, принятые в 1995 и 2000 годах, оказались нежизнеспособными. «Эти документы неадекватны современным тенденциям развития энергокомплекса, в них отсутствуют реальные рычаги и конкретные механизмы, способные решить поставленные задачи. Энергетическая стратегия невозможна без учета интересов регионального развития и активного участия субъектов Федерации».

Говоря об инвестиционной политике в энергетике, С.Миронов отметил, что для эффективной работы этой отрасли необходимы не только огромные инвестиции, но и правильно выбранные приоритеты и конкретные меры со стороны государства. Только в этом случае можно рассчитывать на стабильность энергообеспечения, приток валюты и поступления налогов в бюджет.

Спикер Совета Федерации отметил необходимость пересмотра системы налогообложения в сфере недропользования. «Надо изымать из добывающих компаний природную ренту, а не манипулировать пошлинами и налогами», - пояснил он.

Выступивший с докладом ректор Санкт-Петербургского государственного горного института, член рабочей группы Госсовета Российской Федерации по недропользованию профессор Владимир Литвиненко говорил о том, что конечной целью энергетической стратегии страны должна стать адаптация топливно-энергетического комплекса к условиям социально ориентированной экономики и обусловленная этим трансформация в социальной сфере. Однако в представленном проекте эти вопросы размыты и перспективы ТЭКа просматриваются плохо.

Резко критически прозвучало выступление советника президента России Андрея Илларионова. По его мнению, программа реформирования электроэнергетики, предлагаемая для утверждения в Госдуме, направлена «на то, чтобы страна становилась не сильнее, а слабее». Основным содержанием программы реформирования, сказал А. Илларионов, является разрушение вертикально интегрированных компаний в электроэнергетике. «Они были уничтожены в Калифорнии, и там возник энергетический кризис. Они были уничтожены в Великобритании, и там тоже кризис. А кто-нибудь слышал об энергетическом кризисе в Германии или Франции, где вертикально интегрированные компании работают?»

Советник президента считает, что цена электроэнергии в России завышена относительно уровня жизни населения, состояния самой электроэнергетики и даже относительно доли, которую занимает электроэнергетика в ВВП. По его словам, мощности по производству электроэнергии на треть превышают потребности страны.

Сейчас в российской электроэнергетике сложился механизм перераспределения национальных ресурсов в пользу одной компании. В 2001 году потребители заплатили за электроэнергию 450 млрд. руб., а вместе с суммами, направленными государством на реструктуризацию электроэнергетики и «подаренными» государством в результате решения вопроса по чешскому долгу, общие поступления в РАО ЕЭС достигли 507 млрд. «Это больше, чем совокупный бюджет образования и здравоохранения в консолидированном федеральном бюджете, больше, чем Россия выплатила по внешнему долгу - по основному долгу и процентам, и больше, чем она заплатит по внешнему долгу в пиковом году», - резюмировал А. Илларионов.

Участники парламентских слушаний подчеркивали, что необходимость новой редакции энергетической стратегии вызвана наличием ряда опасных явлений в топливно-энергетическом комплексе, создающих проблемы в энергоснабжении страны и представляющих серьезную угрозу для ее жизнеобеспечения в будущем. К ним относятся: крайне высокая энергоемкость экономики, нерациональная структура топливно-энергетического баланса, износ основных фондов, дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие государственной экономически обоснованной ценовой политики в сфере ТЭК и принципов налогообложения его отраслей.

Эти тенденции во многом следствие того, что Россия в своем развитии продолжает стратегически ориентироваться на экспорт энергетического сырья и неоправданно высокую энергоемкость национальной экономики. Формирование энергетического рынка происходит поспешно, в угоду узкокорпоративным интересам, без научной проработки и без учета необходимости сохранения единых жизнеобеспечивающих систем.

По итогам парламентских слушаний подготовлен пакет предложений и рекомендаций для правительства, в том числе законодательного характера.

Главный итог обсуждения: России необходима тщательно продуманная стратегическая государственная политика в энергетике на ближайшие два десятилетия, а не набор узковедомственных разрозненных предложений.

Кабельная арматура, ЕЭС , Мощность, Электроэнергия , Энергия , Электроэнергетика

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.