Профессионалов должны готовить профессионалы - Энергетика и промышленность России - № 09 (269) май 2015 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/269/895847.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (269) май 2015 года

Профессионалов должны готовить профессионалы

Энергетика: образование Беседовал Антон КАНАРЕЙКИН

Проблема нехватки квалифицированных кадров давно стоит перед отечественной энергетикой. Как решить эту проблему, препятствующую развитию отрасли?

О современных методиках подготовки профессионалов для энергетики мы поговорили с ректором Петербургского энергетического института повышения квалификации Министерства энергетики РФ Александром Назарычевым.

– Александр Николаевич, каково, на ваш взгляд, сегодня положение дел с квалифицированными кадрами и отраслевым образованием в энергетике?

– Российская энергетика всегда славилась высококвалифицированными кадрами. И сегодня в энергетике работает большое количество специалистов-профессионалов – это техническая элита отрасли, обеспечивающая надежность, безопасность и эффективность работы сетевых и генерирующих компаний страны.

Вместе с тем, стоит признать, что сейчас в отечественной энергетике ситуация с квалифицированными кадрами довольна сложная. Особенно много кадровых проблем накопилось в электроэнергетике. Причин несколько. Во-первых, это не до конца продуманные результаты действий по переходу к двухуровневой системе высшего профессионального образования (ВПО) по электроэнергетическим специальностям. Во-вторых, фактическое разрушение во многих регионах страны среднего профессионального образования (СПО). В-третьих, существенный дефицит рабочих кадров, особенно для работы с инновационным оборудованием и технологиями.

– Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы решить проблему недостатка специалистов в отечественной энергетике?

– Необходимо решить массу очень важных задач и выполнить ряд мероприятий по совершенствованию отраслевого профессионального образования в электроэнергетике. Перечислю лишь некоторые, на мой взгляд, обязательные к выполнению задачи и мероприятия. Необходимо продолжить совершенствовать и развивать отраслевое ВПО и СПО, возродить инженерное образование и систему подготовки рабочих кадров, принять федеральную целевую программу непрерывного развития инженерно-технических кадров через систему отраслевого дополнительного профессионального образования (ДПО), а также создать систему сетевого взаимодействия отраслевых организаций ДПО, ВПО, СПО и корпоративных центров образования в энергетических компаниях, заключить соглашение о сотрудничестве между отраслевыми образовательными организациями и объединениями работодателей и создавать систему непрерывной опережающей подготовки кадров для электроэнергетики.

Кроме того, я считаю, что надо совершенствовать действующий в образовательных организациях ДПО дуальный (практикоориентированный) подход к системе обучения, усовершенствовать научно-методические образовательные комплексы, сформировать современную нормативно-правовую базу отраслевого образования в энергетике и, прежде всего, сформировать систему требований к компетенциям специалистов отрасли, сформировать государственный кадровый заказ с учетом реальных потребностей отрасли и создать систему оценки эффективности работы отраслевых образовательных организаций.

Отдельно хочу сказать, что в отраслевую образовательную среду не должны попадать специалисты, которые сами не имеют образования по энергетическим специальностям. Это недопустимо. Для энергетики профессионалов должны готовить только профессионалы.

– Какое место сегодня занимает ваш институт в российской системе отраслевого образования? Каковы основные направления вашей деятельности, что вы предлагаете своим слушателям?

– Институт является старейшим отраслевым образовательным учреждением дополнительного профессионального образования энергетической отрасли. В 2018 году институт будет отмечать свое столетие. Создавался институт многолетними трудами и талантом многих людей, которые стояли у истоков его основания и становления. В составе ФГАОУ ДПО ПЭИПК работают три филиала: Новосибирский, Камский (Набережные Челны, Татарстан) и Челябинский. Ежегодно в институте проходят повышение квалификации более шести тысяч специалистов. Повышение квалификации ведется более чем по тремстам программам.

Сегодня ФГАОУ ДПО ПЭИПК Минэнерго России представляет собой современное, хорошо оснащенное образовательное учреждение, имеющее развитую научно-техническую, методическую, лабораторную, полиграфическую базу и квалифицированный профессорско-преподавательский состав.

– Появились ли новые направления обучения в ПЭИПК в последние годы или будут открыты в ближайшее время? Что нового вы предлагаете своим слушателям?

– Процесс обновления и актуализации образовательных программ в ПЭИПК идет непрерывно. Это не только требование времени, но и основной принцип, которого придерживается институт при реализации программ ДПО. Институтом разработан и реализовывается комплекс образовательных программ повышения квалификации специалистов для предприятий энергетики и ТЭКа по инновационным технологиям в области: диспетчерского и оперативно-технологического управления с учетом планов внедрения концепции активно-адаптивных сетей; релейной защиты и автоматики электрических станций, сетей и систем с учетом планов внедрения цифровых подстанций; технической диагностики и неразрушающего контроля энергетического оборудовании и управления его техническим состоянием; систем связи, телемеханики и информационно-сетевых технологий с учетом планов внедрения концепции активно-адаптивных сетей; ресурсосбережения, энергосбережения, снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности предприятий энергетики и ТЭКа; технологий и материалов в энергетическом и промышленно-гражданском строительстве; эксплуатации и ремонта тепломеханического оборудования электрических станций и промышленных предприятий; эксплуатации и ремонта электрооборудования электрических станций, подстанций и промышленных предприятий; управления человеческими ресурсами; экономики и организации управления в энергетике.

С планом комплектования групп и всеми новыми направлениями обучения можно подробно познакомиться на нашем сайте.

– Какие цели и задачи стоят перед ПЭИПК в этом году? Расскажите также о ближайших и стратегических целях в развитии деятельности института, каковы перспективы вуза?

– В этом году, как, впрочем, и каждый год, перед институтом стоит множество задач. Это продолжение разработки актуальной учебной и методической литературы, пособий, программных средств, организация и проведение конференций, проблемных семинаров, но главная задача, безусловно, это обучение по программам ДПО – повышение квалификации руководящих работников, специалистов энергетической отрасли и других отраслей промышленности, а также получение ими дополнительной квалификации.

Уникальность института в том, что, являясь федеральным и государственным образовательным учреждением ДПО Минэнерго России, ПЭИПК работает в условиях полного самофинансирования, при отсутствии бюджетного финансирования, субсидий и государственного задания. Поэтому цели и задачи института формируются с учетом этой важной особенности ведения финансово-хозяйственной деятельности. Не забываем мы и о стратегическом сотрудничестве и партнерстве с Министерством энергетики РФ, региональными генерирующими и сетевыми компаниями, с ведущими отраслевыми предприятиями, с институтами РАН, научными центрами, отраслевыми НИИ, российскими и зарубежными институтами.

Практическое достижение этих стратегических целей предполагает продолжение комплексной модернизации, повышения эффективности и совершенствования всех сторон деятельности ПЭИПК. Считаю, что у ПЭИПК хорошие перспективы для дальнейшего развития.

– С какими крупными энергетическими компаниями России у вуза есть взаимодействие?

– Институт тесно взаимодействует со многими энергетическими компаниями России, которые обеспечивают ключевые направления деятельности в энергетической отрасли. Могу отметить, что к числу наиболее крупных наших партнеров относятся предприятия, входящие в ОАО «Россети», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РусГидро», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «Росэнергоатом», ОАО «Интер РАО», ТГК, «Газпромнефть» и многие другие. Со многими из них мы имеем прямые соглашения о сотрудничестве и активно развиваем взаимодействие с корпоративными учебными центрами крупных энергетических компаний. На энергетические предприятия большой энергетики приходится 50 процентов всех слушателей, которые проходят у нас повышение квалификации. Руководители этих компаний понимают, что инвестиции в персонал являются выгодными и всегда возвращаются через повышение надежности, безопасности и эффективности работы компании.

Однако в институт приезжают специалисты и руководители энергетики промышленных предприятий – 25 процентов, предприятий коммунального хозяйства – 15 процентов и прочие заказчики. Примерно так выглядит структура заказчиков наших услуг.

– Не могли бы вы рассказать о международном сотрудничестве в сфере отраслевого энергетического образования?

– Институт имеет многолетние связи с крупнейшими техническими университетами стран СНГ, Европы, Азии, ведущими разработчиками и производителями энергетического оборудования, сетевыми и генерирующими энергетическими компаниями. Преподаватели института постоянно проходят повышение квалификации в профильных зарубежных образовательных и научных учреждениях. Развитие международных связей ПЭИПК позволяет создавать условия для использования международного опыта и результатов участия в международных проектах в образовательной и научной деятельности института, а также входить и работать в международных профессиональных сообществах и оргкомитетах международных конференций и укреплять сотрудничество с многолетними партнерами из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Среди партнеров, с которыми институт продолжает развивать тесные контакты, можно выделить Технический университет в Варне (Болгария), Академию инфракрасной термографии (Канада), Институт вибрации (США), Intereng (Германия), Thomson Technology Inc. (Канада), Болгарскую академию наук, Высшую школу прикладных наук в Будапеште (Венгрия), Технический университет в Кошице (Словакия), университеты Миккели политехник и Кименлаксу (Финляндия). Кроме того, институт развивает сотрудничество в области ДПО энергетиков в рамках Таможенного союза. В первую очередь это Казахстан, Киргизия, Белоруссия.

Более десяти лет в ПЭИПК действует Международный инженерный центр (МИЦ), который был создан для совершенствования системы квалификационной поддержки персонала предприятий ТЭКа РФ. Центром проводится подготовка зарубежных и отечественных специалистов как в России, так и с выездом на современные энергетические предприятия стран Евросоюза. Уникальные образовательные технологии по ДПО, разработанные в МИЦ ПЭИПК, востребованы на международном уровне. В институте проходили обучение специалисты энергетики из Ирака, Ирана и Анголы.

Энергетика России является уникальной, обладает мощным потенциалом, колоссальными ресурсами. Но самым важным ресурсом, конечно, являются высококвалифицированные кадры – человеческий капитал энергетической отрасли, в отношении которого вводить санкции глупо и бессмысленно.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (269) май 2015 года: