Взаимный интерес без политики - Энергетика и промышленность России - № 09 (269) май 2015 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/269/103101.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (269) май 2015 года

Взаимный интерес без политики

Страна номера Алина ВАСИЛЬЕВА

Литва имеет все шансы стать центром ИТ-услуг Восточной Европы – уже сейчас известные мировые финансовые структуры открыли здесь свои офисы. Страна стала первой по средней скорости доступа в интернет в Европе.

Литовская энергетика тоже выделяется на фоне соседей – в этом году реализуется крупнейший проект строительства кабельной линии, который пройдет по дну Балтийского моря и соединит энергосистемы Литвы и Швеции.

Это, безусловно, снизит спрос на российские энергоресурсы. Однако взаимный интерес наших стран сохраняется: в мае одна российская авиакомпания открывает сразу три новых маршрута в столицу Литвы – Вильнюс.

«Между Россией и Литвой исторически сложились давние культурные, туристические и деловые отношения, – отметил директор российско-литовского бизнес-совета при Конфедерации промышленников Литвы Жильвинас Абаравичюс. – В Вильнюсе вот уже несколько лет работает информационный бизнес-центр Санкт-Петербурга, организованный Конфедерацией промышленников Литвы и правительством Санкт-Петербурга, есть также литовско-российский деловой совет, который занимается вопросами бизнес-связей между нашими странами».



Спорное закрытие

Во времена СССР крупнейшим энергообъектом Литвы была Игналинская атомная электростанция на северо-востоке страны, действовавшая двадцать шесть лет – в 1983‑2009 годах. За время эксплуатации два ее энергоблока выработали 307,9 миллиарда кВт-ч электроэнергии (из них первый блок – 137,7, второй блок – 170,2).

Тепловая мощность одного блока Игналинской АЭС составляла 4800 МВт, электрическая мощность – 1500 МВт. После Чернобыльской аварии тепловая мощность реактора была ограничена до 4200 МВт. Первый энергоблок функционировал в период с 1984 по 2004 год (потенциальный срок эксплуатации – до 2028 года), с 1 января 2005 года был начат его вывод из эксплуатации. Второй энергоблок функционировал с 1987 по 2009 год; 31 декабря 2009 года реактор был остановлен, хотя технически возможный срок эксплуатации реактора – до 2032 года.

На момент эксплуатации двух реакторов Игналинская АЭС производила примерно 70 процентов электроэнергии, потребляемой в Литве (один из самых высоких показателей доли атомной генерации в мире).

Но Игналинская АЭС была построена по проекту, схожему с Чернобыльской АЭС, вследствие чего Европейская комиссия признала ее слишком опасной. Станция была закрыта в соответствии с договоренностью между Литвой и ЕС, достигнутой в 2004 году, когда Литва вошла в состав Евросоюза.

Согласно референдуму по атомной энергии, прошедшему в 2008 году, подавляющее большинство (89 процентов) граждан страны высказались в пользу сохранения Игналинской АЭС, но критики рассматривали невысокую явку на референдуме (48 процентов) как фактор, ослабляющий значимость результата. После закрытия Игналинской АЭС Литва стала в основном зависеть от поставок российских источников энергии.

Правительство Литвы вместе с Латвией и Эстонией разработало план строительства новой Висагинской АЭС мощностью 1350 МВ, которую построит японская Hitachi в окрестностях города Висагинаса на границе с Белоруссией и Латвией.



Кабельный «мост»

Однако наибольшие энергетические перспективы Литва связывает с еще одним стратегическим проектом – NordBalt: это строительство линии электропередачи из Литвы в Швецию. Проект стартовал в 2004 году, когда были проведены исследования морского дна и подписаны необходимые документы. Работы по прокладке кабеля начались в 2014 году и завершатся к концу 2015 года.

Данный мост соединит рынок электроэнергии Балтии и Северных стран и позволит Литве закупать электроэнергию на других рынках.

Проект выполняют литовская компания Litgrid и шведская Svenska Kraftnät. Стоимость работ составляет около 550 миллионов евро. Финансирование выполняется в долях: 34 процентов Литва, 34 процента Швеция, 32 процента – Евросоюз.

NordBalt способен передавать 700 МВт тока, длина линии составляет около 450 километров. Проект предусматривает строительство линии высокого напряжения постоянного тока в виде подводных и подземных кабелей, а также станций в Литве и Швеции. Начало работы запланировано на декабрь 2015 года.

В марте Литва импортировала почти 72 процента электроэнергии. Импорт из Латвии, Эстонии и Скандинавии увеличился на 20 процентов, в то время как импорт электроэнергии из России упал на 41 процент.



От смены собственников – к инновациям

Крупнейшим предприятием ТЭКа Литвы, пожалуй, является Orlen Lietuva – литовская нефтяная компания. В группу Orlen Lietuva входит нефтекомплекс, состоящий из Мажейкяйского НПЗ, Бутингского терминала и Биржайского нефтепровода, а также компании Ventus nafta и торгового дома Mazeikiu nafta. 100 процентов акций Orlen Lietuva принадлежат польской компании PKN Orlen.

Компания владеет единственным НПЗ в Прибалтике – Мажейкяйским нефтеперерабатывающим заводом. Компания была создана в 1995 году путем приватизации государственного предприятия «Нафта».

Чуть более половины акций до 2006 года принадлежали голландской дочерней компании ЮКОСа – Yukos International UK-BV, но были проданы за 1,5 миллиарда долларов США польской нефтяной компании PKN Orlen; еще 40,6 процента акций – у правительства Литвы. ЮКОС объявил о желании продать акции литовской компании, чтобы привлечь средства, необходимые для расплаты по налоговым долгам. На сегодняшний день компания управляет 35 АЗС в Литве.

В сфере электроэнергетики самым значительным предприятием страны стала Литовская ГРЭС – структурное подразделение компании Lietuvos Energijos. Станция расположена в 2 километрах к северо-востоку от города Электренай. Во время функционирования Игналинской АЭС Литовская ГРЭС преимущественно работала как резервный источник. После закрытия АЭС она стала крупнейшим источником генерации электроэнергии в Литве мощностью 1800 МВт.

С изменениями в экономической ситуации в стране появился спрос на альтернативные источники топлива. В связи с увеличением цен на нефть возникла необходимость ограничения использования мазута. Было решено использовать MSAR – эмульсифицированное топливо, а также провести модернизацию станции с последующей установкой оборудования для парогазового цикла. Парогазовая установка в Электренае стала вторым проектом, реализованным в Балтийском регионе компанией General Electric.

Кроме того, в конце прошлого года в Клайпеде был официально введен в эксплуатацию терминал сжиженного природного газа. В первые годы мощность терминала составит 1 миллиард кубометров, впоследствии достигнет примерно 4 миллиардов кубометров. Это может полностью заменить поставки российского газа.

В настоящее время литовскую энергетику контролирует компания Lietuvos energija, которая полностью принадлежит государству. Компания владеет тремя электростанциями: Lietuvos elektrine, Kruonio hidroakumuliacine elektrine, Kauno Algirdo Brazausko hidroelektrine, а также покупает электроэнергию в Белоруссии и Латвии.

До 2020 года правительство Литвы поставило цель – получать 60 процентов тепла из биомассы. На сегодняшний день уже 72 процента тепла, поставляемого независимыми операторами, производится на основе биомассы, и только 20 процентов топлива составляет природный газ.



Трехкратное удешевление тепла

В масштабах Литвы курортный город Бирштонас, расположенный на берегу Немана южнее Каунаса, выделяется одними из самых низких цен на тепло – по этому показателю он занимает третье месте в стране среди остальных муниципалитетов. Это стало возможным, в том числе, благодаря модернизации системы теплоснабжения, предусматривающей переход на биотопливо.

«Наше предприятие создано в 1981 году как акционерное общество, 99 процентов акций которого принадлежит муниципалитету и один процент – частной компании, – рассказал директор предприятия Birstono Siluma Альбертас Кандротас. – Десять лет назад мы провели модернизацию, и теперь в структуре топлива 80 процентов составляет дробленная древесина, остальное – природный газ, который используется преимущественно в периоды пиковых нагрузок. Кроме того, в самой котельной мы внедрили инновационное оборудование, позволяющее дополнительно извлекать тепло из дыма, получаемого в результате сжигания топлива, – доля такого «тепла» в среднем составляет около 20 процентов. Такие установки работают сейчас на большинстве ТЭЦ Литвы, эта модернизация проводилась и частично финансировалась фондами Евросоюза, направленными на обеспечение экологической безопасности».

По словам Альбертаса Кандротаса, несмотря на то что цены на тепло колеблются каждый месяц, в Бирштонасе они одни из самых низких в Литве. Это отчасти связано и с тем, что за счет использования древесины в два-три раза снижается себестоимость тепла по сравнению с использованием природного газа, к тому же здесь поставщиком тепла является муниципальная ТЭЦ, тогда как в других городах управление теплом передано в аренду частным компаниям, которые устанавливают свои условия, в том числе и цены. Мощность станции составляет 15 МВ. Древесина покупается на бирже в зависимости от цены и качества, газ – на терминале в Клайпеде. Предприятию также принадлежат примерно 10 километров магистральных сетей, которые также ежегодно проходят поэтапную модернизацию с внедрением новых технологий.

Стоит отметить, что в городе максимально полно используют возможности альтернативной энергетики: в лечебных учреждениях в качестве резервных или основных источников работают дизель-генераторы, на улицах установлены солнечные батареи, призванные обеспечить питание для систем освещения пешеходных и велодорожек и ведется полномасштабная реновация жилых и общественных зданий.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (269) май 2015 года: