16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/267/653986.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (267) апрель 2015 года

Нет завышению расходов: аудит для инвестпрограмм

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

Основным инструментом при утверждении инвестиционных программ энергокомпаний и контроле за их реализацией станет технологический и ценовой аудит. Такие поправки разработаны при участии Национального объединения технологического и ценового аудита и приняты правительством.

Хотя говорить о предварительном технологическом и ценовом аудите (ТЦА) инвестпрограмм энергетических компаний на 2015 год преждевременно – методология проведения аудита еще не утверждена. Кроме того, они и без того подвергаются корректировке в силу целого ряда экономических причин, а также с учетом экспертного мнения Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики.

Итак, основная масса положений 132‑го постановления правительства вступает в силу с января 2016 года. Это означает, что утверждаться по новой схеме будут инвестпрограммы уже на 2017 и последующие годы.

О грядущих изменениях и последствиях, которые они повлекут за собой, мы побеседовали с членом правления Национального объединения технологического и ценового аудита (НО ТЦА) и секретарем Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики Борисом Ярышевским.

– Известно, что отдельные проекты и ранее подвергались аудиту. Идет ли речь о ценовом и технологическом аудите и что видоизменилось в этих процедурах?

– Здесь важно уточнить, о каком аудите идет речь. Различные проверки преследуют совершенно разные цели. Задача технологического и ценового аудита – дать заключение о целесообразности реализации данного проекта в принципе, проанализировать выбранные технологии на предмет их соответствия современным требованиям по экономичности и проверить проект с точки зрения возможного завышения затрат.

По отдельным постановлениям правительства в 2013‑2014 годах уже был проведен ТЦА ряда проектов в крупных компаниях с государственным участием, в том числе в «Русгидро» и «Россетях». Например, в ходе технологического и ценового аудита Канкунской ГЭС необходимо было дать ответ на вопрос: не избыточные ли мощности заложены в обоснование инвестиций, будет ли востребовано электричество этой станции? По «Россетям» проверялась целесообразность выбранного проектного решения: в отношении строительства высоковольтной линии Донская АЭС – Борино в Липецке, где аудитором был предложен более рациональный альтернативный вариант, не предложенный проектировщиком, но позволяющий сэкономить более 1,5 миллиарда рублей.

Теперь же технологический и ценовой аудит в энергетике станет более комплексным. Благодаря вступившим в силу поправкам, в соответствии со 132-м постановлением правительства «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией». В частности, начинает действовать требование об обязательном аудите инвестиционных программ в целом, а также об их увязке между собой. Это, разумеется, потребует выработки новой методологии проведения аудита и позволит делать более комплексный анализ инвестиционных программ.

– Почему возникла необходимость в таком глобальном аудите?

– В целом ТЦА помогает сосредоточить усилия государства как инвестора на решении стратегически важных задач, увеличить эффективность вложений и проконтролировать целевое использование затрат. Однако, когда речь заходит об энергетике, его значение возрастает многократно. Сейчас мы имеем несколько самостоятельно развивающихся подотраслей: сетевое хозяйство и различные виды генерирующих компаний. Вопрос о грамотной и рациональной синхронизации процессов, происходящих в них, до настоящего времени продолжает оставаться открытым. Например, существует целый ряд планируемых объектов в сетевом хозяйстве, которые эффективней было бы заменить строительством генерирующих мощностей. Механизма, который бы обеспечил анализ и гарантированное принятие наилучшего решения, с точки зрения государства и развития энергосистемы страны в целом, просто не существует. Точно так же во многих случаях идет дискуссия о том, что выгоднее: модернизировать уже имеющиеся энергетические мощности или выводить их из эксплуатации и строить новые?

Комплексный технологический и ценовой аудит инвестиционных программ энергетических компаний должен дать полноценную картину того, что происходит в отрасли, он как раз станет инструментом синхронизации отдельных проектов в генерации и сетевом строительстве.

– В каком порядке будут отбираться компании, инвестиционные программы которых будут подлежать технологическому и ценовому аудиту?

– В данный момент технологический и ценовой аудит инвестпроектов в энергетике должны в обязательном порядке проходить только АК «Транснефть», «Газпром», «Зарубежнефть» «Русгидро», «Россети» и их «дочерние» компании. Конкретно в электроэнергетике это 63 инвестпрограммы, которые утверждает Минэнерго РФ. Однако, в соответствии с тем же 132‑м постановлением правительства, Министерство энергетики в течение шести месяцев должно разработать предложения по обязательному аудиту инвестиционных программ всех государственных, региональных и муниципальных энергокомпаний в случае, если объем инвестиций превышает 3 миллиарда рублей. Принятие соответствующего нормативного акта ожидается к концу текущего года.

– Кто будет выполнять аудит: специально уполномоченные компании, структуры, занимавшиеся энергоаудитом ранее, иностранные фирмы?

– Сейчас Национальное объединение технологического и ценового аудита занимается разработкой концепции технологического и ценового аудита инвестиционных программ энергокомпаний, которая будет представлена Минэнерго России. Однако в любом случае исполнитель для проведения такого аудита инвестпрограмм будет выбираться в ходе конкурсных процедур, в соответствии с действующим законодательством о закупках. Участвовать в них будут аудиторские, консалтинговые компании, проектные организации, представители госструктур или даже специально созданные консорциумы различных организаций, которые обладают релевантным опытом в сфере технологического и ценового аудита энергетических проектов. Не менее важным моментом, наравне с уровнем компетентности аудиторов, является их независимость и отсутствие конфликта интересов. Например, когда технологический и ценовой аудит проводят сотрудники Главгосэкспертизы, такого конфликта не избежать, ведь проверяющие должны, по сути, давать заключение о работе своего же ведомства, если проект уже прошел государственную экспертизу, или проводить аудит и на него делать экспертизу.

– На основе чего сформирована схема или методы проведения аудита, использовался ли опыт других стран?

– В каждой стране такая проверка в той или иной форме существует. В Великобритании аналог технологического и ценового аудита проводится на шести этапах, в Казахстане – на трех этапах. При этом в зависимости от целей и задач методология отличается. В данный момент методологии проведения ТЦА как таковой в России не существует. Однако Национальное объединение технологического и ценового аудита готовит данные стандарты к публикации, что, с одной стороны, будет обязательным для членов объединения (более 20 компаний-аудиторов), с другой, может лечь в основу нормативных правовых актов.

– Может ли выявить ценовой аудит завышенные расходы, предусмотренные сметой на будущие объекты? Как вы поступите в таких ситуациях?

– ТЦА как раз и проводится для того, чтобы выявить завышение расходов. В процессе проверки аудитор должен проанализировать цены на рынке, информацию о стоимости подрядных работ, оборудования и материалов. Более того, когда речь идет о проекте, рассматривается еще и адекватность выбранных технологий, наличие более современных, дешевых или наиболее подходящих в конкретной ситуации аналогов.

По результатам технологического и ценового аудита составляется отчет, в который и включаются все эти выводы. Например, по результатам ТЦА отдельных проектов, проведенных в 2013‑2014 годах, была выявлена экономия в размере 60 миллиардов рублей. Суммируя полученный опыт, мы можем сказать, что по отдельным проектам превышение затрат может составлять до 20 процентов.

– На какой срок будет выдаваться документ о прохождении ТЦА, какую информацию он будет содержать и где его можно показывать?

– Энергокомпании обязаны раскрывать информацию по своим инвестиционным программам и делать публичным паспорт инвестпроекта. Если такая информация не была раскрыта, включая заключение по результатам ТЦА, то Минэнерго просто откажет компании в ходе очередного пересмотра тарифов.

– Будут ли проводить аудит в энергокомпаниях с иностранным участием и на каких условиях?

– Этот вопрос еще подлежит обсуждению. В данном случае речь идет о технологическом и ценовом аудите инвестпрограмм, которые утверждаются Министерством энергетики и, что самое главное, влияют на изменение тарифов. Если у энергокомпаний с иностранным участием появятся такие проекты, то, вполне возможно, они тоже будут проходить ТЦА. Сейчас, кроме ОАО «Россети» и ДЗО, аудит будут проходить ОАО «Русгидро» и потенциально ОАО «Росэнергоатом».

– Когда с вступлением в силу закона «Об энергоэфективности…» предприятия в срочном порядке стали проводить энергоаудит, все чаще стали говорить о том, что эти данные попросту покупаются компаниями у определенного рода фирм. Документ имеет государственный статус и облегчает его владельцу прохождение необходимых процедур. Понятно, что с паспортом по ценовому и технологическому аудиту такое в принципе невозможно, предполагаются ли какие‑то другие риски в связи с введением новых правил? Какие?

– Основной риск здесь заключается в том, что компании по стечению обстоятельств или умышленно не будут успевать с проведением технологического и ценового аудита. В этом случае они начнут оказывать максимальное давление на аудитора, чтобы проект не выпал из федеральной целевой инвестиционной программы. Именно поэтому вопрос о независимости аудиторов так важен. Сейчас совместно с Минэнерго обсуждаются различные варианты создания механизмов для обеспечения этой независимости. В частности, речь идет о создании специальной конфликтной комиссии и принятии потенциальных ограничений для компаний-аудиторов.

– Известно, что предстоит еще некое общественное и экспертное обсуждение. Кто будет участвовать в нем со стороны аудита? И какие права имеют члены этой комиссии?

– В рамках экспертных обсуждений члены Советов потребителей при Правительственной комиссии по развитию энергетики имеют широкие права по получению информации. Представительство достаточно репрезентативное: члены отраслевых и общественных объединений, экспертного совета при Правительстве РФ, деловых общероссийских организаций. Они могут направлять любые запросы в Правительственную комиссию, которая является высшим органом для принятия решений в энергетике. На уровне регионов действуют аналогичные Межотраслевые Советы потребителей при губернаторах.

На сегодняшний день работа Советов потребителей уже принесла вполне ощутимые плоды. Например, в конце прошлого года по результатам рассмотрения инвестпроекта электрификации трассы БАМ – Транссиб (ОАО «ФСК ЕЭС») паспорт проекта был скорректирован, а отдельные части инвестиционного проекта – исключены.

– Для чего в целом нужен аудит инвестиционных программ? Каких целей предполагается достичь?

– Наша задача будет выполнена, если удастся выстроить механизм синхронизации инвестиционных программ различных энергокомпаний между собой и с общей Схемой развития энергетики, которую ежегодно утверждает Минэнерго РФ.

По факту мы имеем ситуацию, когда Схема Минэнерго утверждается раз в год, а инвестпрограммы энергокомпаний корректируются значительно чаще. Сейчас необходимо выстроить механизмы координации процессов хотя бы на этом уровне, чтобы гарантировать управляемое развитие отрасли в среднесрочной перспективе и сделать более прозрачным процесс тарифообразования в энергетике.

Нет завышению расходов: аудит для  инвестпрограмм

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (267) апрель 2015 года:

  • Владимир Габриелян, президент компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг»
    Владимир Габриелян, президент компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг»

    – Мы запускаем первый проект в области конъюнктурных опросов – измерение предпринимательской уверенности (ИПУ). Суть его состоит в том, чтобы через ответы руководителей предприятий об изменении спроса, продаж, планов выпуска продукции, численности персонала и др. получить некую характеристику экономической деятельности предприятия светотехнической и электротехнической отрасли РФ и упреждающую информацию об изменениях экономических перем...

  • Сланцевые запреты встревожили нефтяников США
    Сланцевые запреты встревожили нефтяников США

    Министерство внутренних дел США впервые за тридцать лет обновило предписания, устанавливающие новые стандарты для добычи углеводородов методом гидравлического разрыва пласта (фрекинга). ...

  • На Нижне-Свирской ГЭС прошли учения
    На Нижне-Свирской ГЭС прошли учения

    На Нижне-Свирской ГЭС ОАО «ТГК-1» в Ленинградской области 2 апреля прошли учения по ликвидации чрезвычайной ситуации на гидроэлектростанции в условиях пропуска паводковых вод. ...

  • POWER-GEN Russia: чуткие надежды бизнеса
    POWER-GEN Russia: чуткие надежды бизнеса

    ЧТО: выставка и конференция POWER-GEN Russia и HydroVision Russia. ГДЕ: Москва, «Экспоцентр». СОСТОЯЛОСЬ: 3‑5 марта 2015 года....

  • Вопрос – в надежности
    Вопрос – в надежности

    Очень плодотворной оказалась конференция «Стратегические задачи электроэнергетического комплекса России в новых условиях: надежность и развитие», прошедшая в рамках VIII Недели российского бизнеса в Москве. ...