Нет завышению расходов: аудит для инвестпрограмм - Энергетика и промышленность России - № 07 (267) апрель 2015 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/267/653986.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (267) апрель 2015 года

Нет завышению расходов: аудит для инвестпрограмм

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

Основным инструментом при утверждении инвестиционных программ энергокомпаний и контроле за их реализацией станет технологический и ценовой аудит. Такие поправки разработаны при участии Национального объединения технологического и ценового аудита и приняты правительством.

Хотя говорить о предварительном технологическом и ценовом аудите (ТЦА) инвестпрограмм энергетических компаний на 2015 год преждевременно – методология проведения аудита еще не утверждена. Кроме того, они и без того подвергаются корректировке в силу целого ряда экономических причин, а также с учетом экспертного мнения Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики.

Итак, основная масса положений 132‑го постановления правительства вступает в силу с января 2016 года. Это означает, что утверждаться по новой схеме будут инвестпрограммы уже на 2017 и последующие годы.

О грядущих изменениях и последствиях, которые они повлекут за собой, мы побеседовали с членом правления Национального объединения технологического и ценового аудита (НО ТЦА) и секретарем Совета потребителей при Правительственной комиссии по развитию электроэнергетики Борисом Ярышевским.

– Известно, что отдельные проекты и ранее подвергались аудиту. Идет ли речь о ценовом и технологическом аудите и что видоизменилось в этих процедурах?

– Здесь важно уточнить, о каком аудите идет речь. Различные проверки преследуют совершенно разные цели. Задача технологического и ценового аудита – дать заключение о целесообразности реализации данного проекта в принципе, проанализировать выбранные технологии на предмет их соответствия современным требованиям по экономичности и проверить проект с точки зрения возможного завышения затрат.

По отдельным постановлениям правительства в 2013‑2014 годах уже был проведен ТЦА ряда проектов в крупных компаниях с государственным участием, в том числе в «Русгидро» и «Россетях». Например, в ходе технологического и ценового аудита Канкунской ГЭС необходимо было дать ответ на вопрос: не избыточные ли мощности заложены в обоснование инвестиций, будет ли востребовано электричество этой станции? По «Россетям» проверялась целесообразность выбранного проектного решения: в отношении строительства высоковольтной линии Донская АЭС – Борино в Липецке, где аудитором был предложен более рациональный альтернативный вариант, не предложенный проектировщиком, но позволяющий сэкономить более 1,5 миллиарда рублей.

Теперь же технологический и ценовой аудит в энергетике станет более комплексным. Благодаря вступившим в силу поправкам, в соответствии со 132-м постановлением правительства «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией». В частности, начинает действовать требование об обязательном аудите инвестиционных программ в целом, а также об их увязке между собой. Это, разумеется, потребует выработки новой методологии проведения аудита и позволит делать более комплексный анализ инвестиционных программ.

– Почему возникла необходимость в таком глобальном аудите?

– В целом ТЦА помогает сосредоточить усилия государства как инвестора на решении стратегически важных задач, увеличить эффективность вложений и проконтролировать целевое использование затрат. Однако, когда речь заходит об энергетике, его значение возрастает многократно. Сейчас мы имеем несколько самостоятельно развивающихся подотраслей: сетевое хозяйство и различные виды генерирующих компаний. Вопрос о грамотной и рациональной синхронизации процессов, происходящих в них, до настоящего времени продолжает оставаться открытым. Например, существует целый ряд планируемых объектов в сетевом хозяйстве, которые эффективней было бы заменить строительством генерирующих мощностей. Механизма, который бы обеспечил анализ и гарантированное принятие наилучшего решения, с точки зрения государства и развития энергосистемы страны в целом, просто не существует. Точно так же во многих случаях идет дискуссия о том, что выгоднее: модернизировать уже имеющиеся энергетические мощности или выводить их из эксплуатации и строить новые?

Комплексный технологический и ценовой аудит инвестиционных программ энергетических компаний должен дать полноценную картину того, что происходит в отрасли, он как раз станет инструментом синхронизации отдельных проектов в генерации и сетевом строительстве.

– В каком порядке будут отбираться компании, инвестиционные программы которых будут подлежать технологическому и ценовому аудиту?

– В данный момент технологический и ценовой аудит инвестпроектов в энергетике должны в обязательном порядке проходить только АК «Транснефть», «Газпром», «Зарубежнефть» «Русгидро», «Россети» и их «дочерние» компании. Конкретно в электроэнергетике это 63 инвестпрограммы, которые утверждает Минэнерго РФ. Однако, в соответствии с тем же 132‑м постановлением правительства, Министерство энергетики в течение шести месяцев должно разработать предложения по обязательному аудиту инвестиционных программ всех государственных, региональных и муниципальных энергокомпаний в случае, если объем инвестиций превышает 3 миллиарда рублей. Принятие соответствующего нормативного акта ожидается к концу текущего года.

– Кто будет выполнять аудит: специально уполномоченные компании, структуры, занимавшиеся энергоаудитом ранее, иностранные фирмы?

– Сейчас Национальное объединение технологического и ценового аудита занимается разработкой концепции технологического и ценового аудита инвестиционных программ энергокомпаний, которая будет представлена Минэнерго России. Однако в любом случае исполнитель для проведения такого аудита инвестпрограмм будет выбираться в ходе конкурсных процедур, в соответствии с действующим законодательством о закупках. Участвовать в них будут аудиторские, консалтинговые компании, проектные организации, представители госструктур или даже специально созданные консорциумы различных организаций, которые обладают релевантным опытом в сфере технологического и ценового аудита энергетических проектов. Не менее важным моментом, наравне с уровнем компетентности аудиторов, является их независимость и отсутствие конфликта интересов. Например, когда технологический и ценовой аудит проводят сотрудники Главгосэкспертизы, такого конфликта не избежать, ведь проверяющие должны, по сути, давать заключение о работе своего же ведомства, если проект уже прошел государственную экспертизу, или проводить аудит и на него делать экспертизу.

– На основе чего сформирована схема или методы проведения аудита, использовался ли опыт других стран?

– В каждой стране такая проверка в той или иной форме существует. В Великобритании аналог технологического и ценового аудита проводится на шести этапах, в Казахстане – на трех этапах. При этом в зависимости от целей и задач методология отличается. В данный момент методологии проведения ТЦА как таковой в России не существует. Однако Национальное объединение технологического и ценового аудита готовит данные стандарты к публикации, что, с одной стороны, будет обязательным для членов объединения (более 20 компаний-аудиторов), с другой, может лечь в основу нормативных правовых актов.

– Может ли выявить ценовой аудит завышенные расходы, предусмотренные сметой на будущие объекты? Как вы поступите в таких ситуациях?

– ТЦА как раз и проводится для того, чтобы выявить завышение расходов. В процессе проверки аудитор должен проанализировать цены на рынке, информацию о стоимости подрядных работ, оборудования и материалов. Более того, когда речь идет о проекте, рассматривается еще и адекватность выбранных технологий, наличие более современных, дешевых или наиболее подходящих в конкретной ситуации аналогов.

По результатам технологического и ценового аудита составляется отчет, в который и включаются все эти выводы. Например, по результатам ТЦА отдельных проектов, проведенных в 2013‑2014 годах, была выявлена экономия в размере 60 миллиардов рублей. Суммируя полученный опыт, мы можем сказать, что по отдельным проектам превышение затрат может составлять до 20 процентов.

– На какой срок будет выдаваться документ о прохождении ТЦА, какую информацию он будет содержать и где его можно показывать?

– Энергокомпании обязаны раскрывать информацию по своим инвестиционным программам и делать публичным паспорт инвестпроекта. Если такая информация не была раскрыта, включая заключение по результатам ТЦА, то Минэнерго просто откажет компании в ходе очередного пересмотра тарифов.

– Будут ли проводить аудит в энергокомпаниях с иностранным участием и на каких условиях?

– Этот вопрос еще подлежит обсуждению. В данном случае речь идет о технологическом и ценовом аудите инвестпрограмм, которые утверждаются Министерством энергетики и, что самое главное, влияют на изменение тарифов. Если у энергокомпаний с иностранным участием появятся такие проекты, то, вполне возможно, они тоже будут проходить ТЦА. Сейчас, кроме ОАО «Россети» и ДЗО, аудит будут проходить ОАО «Русгидро» и потенциально ОАО «Росэнергоатом».

– Когда с вступлением в силу закона «Об энергоэфективности…» предприятия в срочном порядке стали проводить энергоаудит, все чаще стали говорить о том, что эти данные попросту покупаются компаниями у определенного рода фирм. Документ имеет государственный статус и облегчает его владельцу прохождение необходимых процедур. Понятно, что с паспортом по ценовому и технологическому аудиту такое в принципе невозможно, предполагаются ли какие‑то другие риски в связи с введением новых правил? Какие?

– Основной риск здесь заключается в том, что компании по стечению обстоятельств или умышленно не будут успевать с проведением технологического и ценового аудита. В этом случае они начнут оказывать максимальное давление на аудитора, чтобы проект не выпал из федеральной целевой инвестиционной программы. Именно поэтому вопрос о независимости аудиторов так важен. Сейчас совместно с Минэнерго обсуждаются различные варианты создания механизмов для обеспечения этой независимости. В частности, речь идет о создании специальной конфликтной комиссии и принятии потенциальных ограничений для компаний-аудиторов.

– Известно, что предстоит еще некое общественное и экспертное обсуждение. Кто будет участвовать в нем со стороны аудита? И какие права имеют члены этой комиссии?

– В рамках экспертных обсуждений члены Советов потребителей при Правительственной комиссии по развитию энергетики имеют широкие права по получению информации. Представительство достаточно репрезентативное: члены отраслевых и общественных объединений, экспертного совета при Правительстве РФ, деловых общероссийских организаций. Они могут направлять любые запросы в Правительственную комиссию, которая является высшим органом для принятия решений в энергетике. На уровне регионов действуют аналогичные Межотраслевые Советы потребителей при губернаторах.

На сегодняшний день работа Советов потребителей уже принесла вполне ощутимые плоды. Например, в конце прошлого года по результатам рассмотрения инвестпроекта электрификации трассы БАМ – Транссиб (ОАО «ФСК ЕЭС») паспорт проекта был скорректирован, а отдельные части инвестиционного проекта – исключены.

– Для чего в целом нужен аудит инвестиционных программ? Каких целей предполагается достичь?

– Наша задача будет выполнена, если удастся выстроить механизм синхронизации инвестиционных программ различных энергокомпаний между собой и с общей Схемой развития энергетики, которую ежегодно утверждает Минэнерго РФ.

По факту мы имеем ситуацию, когда Схема Минэнерго утверждается раз в год, а инвестпрограммы энергокомпаний корректируются значительно чаще. Сейчас необходимо выстроить механизмы координации процессов хотя бы на этом уровне, чтобы гарантировать управляемое развитие отрасли в среднесрочной перспективе и сделать более прозрачным процесс тарифообразования в энергетике.

Нет завышению расходов: аудит для  инвестпрограмм

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (267) апрель 2015 года: