> Управление надежностью в энергетике - Энергетика и промышленность России - № 21 (257) ноябрь 2014 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/257/16496.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (257) ноябрь 2014 года

Управление надежностью в энергетике

Информационные технологии Константин ПИВОВАРОВ, заместитель директора департамента бизнес-консалтинга ЗАО «Эр-Стайл» 4653

Успешность и стабильность предприятия в энергетической отрасли зависят от надежности соответствующего энергетического оборудования. Надежность в энергетике складывается из двух составляющих – системной надежности и надежности отдельных единиц оборудования.

Системная надежность определяет способность энергетической системы реагировать на возникающие нарушения и «спасать» режим генерации или передачи мощности. Надежность отдельных единиц оборудования определяется их способностью выполнять свои функции в заданных условиях эксплуатации. Здесь, а ключевую роль в управлении надежностью играет cистема поддержания уровня «здоровья» на требуемом уровне. В данной статье речь пойдет о второй составляющей проблемы поддержания надежности – «здоровье» оборудования.

Классические подходы к этому вопросу страдают одним общим недостатком: планирование деятельности по поддержанию «здоровья» (надежности) слабо связано с ее естественным ожидаемым результатом – повышением надежности. Причины этого – усредненный подход к оборудованию, отсутствие понимания индивидуальных аспектов «здоровья» каждой единицы, планирование обслуживания и ремонтов без учета бизнес-целей предприятия, имеющихся рисков и ограничений. Как следствие – ремонтируется то, что не нужно, отказывает то, что должно еще было работать, потери всех видов растут, при том, что затраты на содержание тоже не снижаются.

Универсальным решением указанных проблем является такой подход к эксплуатации и содержанию оборудования, при котором каждая единица оборудования рассматривается как непрерывный фактор риска для бизнес-задач предприятия. Основной целью деятельности по содержанию оборудования является максимально возможное сокращение риска в имеющихся условиях и ограничениях. При такой постановке вопроса управление надежностью превращается из обеспечивающей затратной деятельности в инструмент решения текущих бизнес-задач – повышения прибыли за счет более эффективного использования оборудования, снижения накладных затрат при сохранении нагрузки на оборудование.

Основная управленческая проблема, связанная с обеспечением надежности, – это необходимость найти компромисс между желанием сэкономить на затратах на оборудование и желанием избегать аварий, простоев и потерь от них. Как правило, найти такой компромисс не получается, и в реальной жизни «побеждает» одна из точек зрения – либо во главу угла ставится надежность, зачастую в ущерб экономической целесообразности, либо производственные фонды эксплуатируются «на износ», обеспечивая максимальную отдачу «на сегодня».

В обоих случаях ситуация усугубляется такими объективными факторами, как серьезный износ основных фондов, его возрастная и технологическая разнородность, снижение профессионального уровня эксплуатирующего и ремонтного персонала, снижение качества производимых запасных частей и комплектующих, эксплуатация оборудования в предельных и запредельных режимах нагрузки, устаревшая, не отвечающая реалиям нормативная и регламентная база процессов эксплуатации, обслуживания и ремонтов.

Радикально решить указанные выше проблемы можно путем полной модернизации технологической базы, с переходом на сервисное обслуживание или на эксплуатацию «без обслуживания». Но этот путь весьма затратен. Более прагматичный подход – создание такой системы управления производственными активами, при которой компромисс между затратами и надежностью найти можно.

Такой подход должен ставить перед собой задачу поиска баланса между потенциальным риском потерь, связанным с эксплуатацией оборудования, и затратами на его устранение. Здесь ключевыми являются ответы на два вопроса:

• какова вероятность и сроки наступления нежелательных событий и потерь от них?

• каков оптимальный план действий по упреждению нежелательных событий в сложившихся ограничениях (финансовых, трудовых, технологических и пр.)?

Актуальность данного подхода обусловила появление на рынке программного обеспечения систем нового класса – прогнозное обслуживание (Predictive Maintenance).

Системы такого класса являются развитием, расширением возможностей классических систем управления активами (EAM) и ТОиР и предназначены для планирования работ по заменам, техническому обслуживанию и ремонтам исходя из фактических реалий – текущего и прогнозируемого состояния оборудования, условий эксплуатации, производственных планов и ограничений, целевых КПЭ предприятия. Такие системы позволяют непосредственно в ходе эксплуатации оборудования выполнять оценку их технического состояния – ожидаемых сроков развития дефектов до критического уровня, возможных видов и последствий функциональных отказов и нарушений по их вине.

Данная информация служит основой для планирования упреждающих воздействий, своевременное выполнение которых позволяет сократить количество аварийных и внеплановых ремонтов, минимизировать время простоя оборудования, повысить производственную безопасность, минимизировать последствия негативного влияния на окружающую среду, страховые издержки и прочие риски.

Алгоритм планирования в рамках данного подхода в общем виде представляет собой следующую последовательность:

I. В ходе регулярных и попутных диагностик, осмотров, обслуживания и ремонтов собираются различные объективные показания, характеризующие текущее состояние оборудования, условия его эксплуатации и прочие сопутствующие данные.

II. На основании этих данных производится определение вида и степени развития неисправностей / дефектов, определяется прогнозный остаточный ресурс оборудования по каждой такой неисправности – времени, оставшегося до достижения критического уровня развития, при котором дальнейшая эксплуатация будет невозможна. Прогнозирование производится на основании регрессионной модели, специфической для каждого вида дефекта, в которой в качестве исходных данных выступает вся история эксплуатации и ремонтов конкретной единицы оборудования.

III. По каждому выявленному дефекту определяются возможные последствия в случае, если по его причине наступит отказ. Последствия определяются по всем аспектам безопасности – экономические потери от простоя, затраты на устранение последствий отказа / аварии, риски для людей, окружающей среды и пр.

IV. По каждому из дефектов определяется необходимый и достаточный вид, состав и объем упреждающих ремонтных работ. Формируется предварительный план, в котором даты исполнения каждой из работ определяются остаточным ресурсом по соответствующему дефекту. Такой план обеспечивает максимальную надежность оборудования, но не учитывает экономические и производственные реалии.

V. На базе такого предварительного плана формируется оптимальный рабочий график ТОиР, сбалансированный по заданным КПЭ: надежность, затраты на ТОиР, полезная отдача от оборудования, стоимость владения активами и пр. Далее такой план утверждается и поступает в службы на обеспечение и исполнение.

Управление надежностью как система естественным образом позволит «навести порядок» во всех важнейших аспектах организации деятельности предприятия – процессы и регламенты, персонал, НТД и НСИ, техническая политика и стандарты, данные и программное обеспечение. Во всех этих областях система «потребует» внести большую четкость, ясность и ответственность.

Способствует этому международный опыт, обобщенный в рамках различных методик, подходов и стандартов. Это такие методики, как RCM (обслуживание на надежность), FMEA (анализ видов и причин отказов), RBI (диагностика, основанная на оценке рисков) и пр. При «наведении порядка» в процессах, регламентах, квалификации персонала хорошим ориентиром может стать стандарт PAS 55 (ISO 55000). В рамках cистемы управления надежностью все эти стандарты обретают четкий практический смысл, переставая быть абстрактными упражнениями или «новомодными штучками».

Для российской энергетики описанный подход не нов.Разрабатывались методики оценки состояния и риска, проводилась автоматизация расчетов таких оценок. Но на сегодняшний день, можно сказать, «воз и ныне там». Явных провалов, казалось бы, не было, но и успешными такие проекты назвать нельзя. В чем, на наш взгляд, причины неуспеха? Мы видим две ключевые проблемы:

1. Мы не знаем ни одного проекта, который был бы доведен до решения полного круга задач – от мониторинга и оценки состояния до реального планирования работ и бюджетов ТОиР. Все попытки, так или иначе, останавливались на каком‑то этапе, не доходя до конца. В результате такие системы оставались «вещью в себе», не встраивались в реальный процесс принятия решений по эксплуатации и ТОиР и постепенно уходили в забвение.

2. В ряде случаев дополнительной проблемой становился неверный выбор программного решения, нужного для автоматизации процессов нетривиальных расчетов на больших объемах исходных данных. Наиболее показательный пример – это попытка «доработать» до решения задач управления надежностью распространенную в российской энергетике систему SAP ERP.

Таким образом, система управления надежностью превращает проблемную, затратную деятельность по содержанию оборудования в инструмент решения бизнес-задач: повышения прибыли за счет более эффективного использования оборудования, снижения накладных затрат при сохранении нагрузки на оборудование. Насколько – вопрос индивидуальный, но на практике специалистов нашей компании 20‑30 процентов сокращения совокупных затрат на оборудование – цель вполне достижимая.

Автоматизация в энергетике,

Управление надежностью в энергетикеКод PHP" data-description="Успешность и стабильность предприятия в энергетической отрасли зависят от надежности соответствующего энергетического оборудования. Надежность в энергетике складывается из двух составляющих – системной надежности и надежности отдельных единиц оборудования.<br /> &lt;br&gt;" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/257/16496.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/046/04654c30096c387c8ac6efdfe89987ef.png" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.