16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/241/15829.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (241) март 2014 года

Украина затягивает пояса

«Газпром» отменяет льготный режим для украинского «Нафтогаза». Причина отказа от продления газовых скидок, озвученная российским руководством и руководством «Газпрома», – невыполнение обязательств, связанных со своевременным погашением накопленных долгов плюс неготовность расплатиться за февраль.

Киев просит о новых отсрочках, надеется на поставки газа из Венгрии, Польши и Словакии, рассчитывает на помощь Международного валютного фонда (МВФ) и на запасы топлива, оставшиеся в подземных хранилищах газа, и готовится к будущему затягиванию поясов – весьма вероятной цене помощи со стороны Евросоюза.

«Украина не исполняет своих обязательств, не исполняет тех договоренностей, которые были достигнуты при подписании дополнения к контракту по предоставлению скидки», – объявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Согласно договоренностям между президентом РФ Владимиром Путиным и его украинским коллегой Виктором Януковичем, подписанным в декабре минувшего года, «Газпром» поставляет газ в первом квартале 2014 года по льготной цене в 268,5 доллара США за 1 тысячу кубических метров (средняя цена газа в 2013 году составила 415 долларов за тысячу кубометров). Условием предоставления ценовых льгот и кредита в 15 миллиардов долларов стало своевременное погашение газовых долгов, превысивших на конец 2013 года 2 миллиарда долларов.

С начала января «Нафтогаз» погасил более 1,3 миллиарда долгов предыдущего года, но январские обязательства были оплачены лишь частично. В феврале госкомпания, погасившая менее половины двухмиллиардного долга, сообщила о невозможности полностью расплатиться по текущим счетам. Новое руководство Минэнерго Украины просит о реструктуризации долга.

В ответ на известие об отмене льгот Украина вспоминает о соглашении, подписанном в 2013 году с немецкой компанией RWE и предусматривающем поставку 10 миллиардов кубических метров газа в год, что соответствует примерно трети импортных потребностей страны. В начале 2014 года планы диверсификации газового импорта за счет поставок из Европы были отложены, поскольку Украине удалось получить доступ к относительно дешевому российскому газу. Но сегодня эти планы вновь актуальны: RWE подтверждает свою готовность снабжать Украину газом через Польшу и Чехию, а страны Вышеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) готовы возобновить проект по реверсу природного газа из Европы.

Одновременно Евросоюз обещает помощь в модернизации газотранспортной системы Украины (модернизация оценивается «в трехзначной цифре в миллионах евро») и в погашении долгов за российский газ. Как сообщает глава Минфина РФ Антон Силуанов, поддержка, обещанная Украине иностранными партнерами, будет осуществляться в первую очередь за счет средств МВФ. Условия, которые выдвигает МВФ, станут известны в первой половине марта, но, судя по предварительной информации, они могут включать крайне жесткие и непопулярные меры – такие, как повышение цены на газ для муниципальных предприятий и частных потребителей, повышение тарифов на электричество и акцизов на бензин, отмену льгот для предприятий ЖКХ и прочее. Граждан успокаивают обещаниями, что жесткие реформы будут проводиться не сразу, а постепенно. «Другого выхода, кроме как согласиться на условия МВФ, у нас нет – государственная казна пуста», – объявляет премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

«Если решение о повышении тарифов на коммунальные услуги будет принято, тарифы вырастут более чем вдвое», – считает независимый эксперт Валентин Землянский. «Скорее всего, эти меры, призванные обеспечить пополнение бюджета, дадут обратный эффект – рост неплатежей за коммунальные услуги, – опасается руководитель Украналитцентра Александр Охрименко. – Сейчас государство дает субсидии тем, у кого расходы на услуги ЖКХ превышают 15 процентов дохода семьи для работающих и 10 процентов для пенсионеров. Очевидно, что таких людей станет намного больше, и в бюджете надо предусмотреть деньги на субсидии, только в этом случае можно повышать тарифы».

Не меньше критики вызывает и перспектива приватизации «Нафтогаза», которой может потребовать МВФ и о возможности которой объявило правительство Украины. «Нафтогаз» – это бремя, абсолютно и полностью непрозрачное чудовище, которое контролирует огромные денежные потоки и которое, по сути, является квази-министерством финансов», – выражает позицию правительства господин Яценюк. С другой стороны, по мнению экспертов, ускоренная приватизация убыточного «Нафтогаза» – крайне опрометчивое решение. «Сперва нужно погасить долги компании, разделить «Нафтогаз» на три компании: добывающую полезные ископаемые, транспортирующую их и продающую их за границу, и тогда можно взять настоящую цену, на это уйдет год-два», – считает эксперт Валентин Землянский.

Впрочем, немедленная приватизация «Нафтогаза» едва ли возможна, полагает представитель Партии регионов Андрей Пинчук. «Есть регламентные нормы Фонда госимущества, который должен объявить конкурс, это как минимум месяц работы. Это довольно длительный процесс. Как минимум нужно провести оценку «Нафтогаза» – это тоже очень большой процесс. Если это делать в рамках действующего законодательства, то на это может уйти минимум полгода», – сообщает депутат.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (241) март 2014 года: