16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/235/15614.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (235-236) декабрь 2013 года

Вместе с Минэнерго подведем итоги десятилетия

Власть Яна ЛИСИЦЫНА 2932

В 2013 году отмечался своеобразный юбилей – десять лет с начала реформы топливно-энергетического комплекса России. Год близится к завершению. Давайте вместе оглянемся назад, а заодно подведем итоги десятилетия, прошедшего с момента начала реформирования отрасли.

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак убежден: базовые принципы, заложенные в основание реформы электроэнергетики, себя оправдали. В своих выступлениях он отмечал, что к целям реформирования, утвержденным 526‑м постановлением правительства в июле 2001 года, относилось, в первую очередь, повышение эффективности функционирования электроэнергетики, а также обеспечение бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электроэнергией. Для достижения поставленных целей были определены соответствующие механизмы, и все они, по словам министра, на сегодня реализованы. Подводя итоги реформирования РАО «ЕЭС России», министр дал оценку эффективности деятельности созданных на его базе структур. Он отметил, что имеющиеся упущения и проблемы не являются основанием для того, чтобы повернуть движение вспять.

– Прежде всего, вертикально-интегрированная монополия РАО «ЕЭС России» была разделена по видам деятельности – генерация, передача и распределение электроэнергии, сбыт, оперативно-диспетчерское управление. Такое разделение позволило сделать более прозрачной работу каждого сектора электроэнергетики, а регулирование отрасли более эффективным, – считает министр.

В короткий промежуток времени была изменена вся система отношений между потребителями, электроэнергетиками и государством, действовавшая в течение предыдущих десятилетий. Наиболее важное системное достижение, по мнению главы Минэнерго, заключается в том, что электроэнергетика в результате реформы приведена в единую систему экономических условий, которая построена в России после реформ 1990‑х годов.

Для потребителей это означает, что улучшилась доступность и повысилась надежность энергоснабжения, прекратились веерные отключения, появилась возможность выбора различных «тарифных планов». Для энергокомпаний это означает планирование и производство товара «электроэнергия» на основании рыночного спроса и предложения, экономические стимулы к повышению эффективности работы в условиях конкурентного рынка и получение средств на инвестиции из рыночных источников.

Одной из наиболее важных проблем остается перекрестное субсидирование в электроэнергетике. Эта проблема имеет давнюю историю и не имеет быстрого решения, считает министр.

– Мы должны действовать аккуратно, тщательно анализируя каждый свой шаг и взвешивая последствия принимаемых решений. Работа по совершенствованию отношений в электроэнергетике не закончена, она будет продолжаться, – подчеркнул глава Минэнерго.

В апреле этого года министр энергетики озвучил публичную декларацию целей и задач Минэнерго на 2013 год. Вспомним основные ее пункты и посмотрим, что уже удалось реализовать на деле, а что еще предстоит.



Рекорд года

Первым пунктом публичной декларации Минэнерго значится упрощение процедуры подключения потребителей к электрическим сетям. Цель на 2013 год – уменьшить количество этапов, которые проходят потребители мощности до 150 кВт при выполнении процедуры подключения к электросетям, с десяти до шести, а также уменьшить количество дней, необходимых для подключения потребителей мощности до 150 кВт, с 280 до 195.

В итоге в этом году Россия поставила рекорд, поднявшись со 184-го на 117-е место в рейтинге Doing Business в части удобства подключения к электросетевой инфраструктуре.

– Мы превысили те планы, которые были у нас по графику в поднятии в этом рейтинге, – подчеркнул министр энергетики РФ Александр Новак.

Работа в этом направлении не заканчивается, и Россия сможет улучшить свои позиции в рейтинге Всемирного банка, убежден глава Минэнерго:

– В рамках утвержденной дорожной карты мы выполнили только ряд мероприятий по упрощению присоединения. Это касается снижения количества этапов подключения, стоимости подключения и количества дней подключения. Сейчас мы продолжаем этим заниматься. В соответствии с решением правительства дорожная карта была откорректирована и расширена. В ней появились дополнительные мероприятия, связанные с возможностью перераспределения мощности, с упрощением подготовки документов, с сайтом, на котором должна полностью выкладываться вся информация по сетям и по подключению. Если раньше это касалось сетей свыше 35 киловольт, то сейчас мы будем стремиться к тому, чтобы и по более низким сетям напряжения выкладывать соответствующую информацию, – говорит господин Новак.

Рейтинг Doing Business составлялся на основе данных по состоянию на весну 2013 года. За период, прошедший с этого времени, были приняты дополнительные нормативно-правовые акты, но эти данные пойдут уже в зачет следующего года. По мнению главы Минэнерго, если бы Всемирный банк проводил оценку сегодня, то, возможно, у нас были бы еще более высокие показатели:

– Будем двигаться вверх в рейтинге в соответствии с дорожной картой, – заключил министр.



Монополизация или конкуренция?

Еще одной важной задачей для Минэнерго в этом году стала разработка новой модели развития розничного и оптового рынков электроэнергии и подготовка проекта постановления правительства РФ о модели розничного и оптового рынка электроэнергии, учитывающего позиции всех заинтересованных категорий. В итоге правительством был принят ряд документов, подготовленных Минэнерго, в частности постановление «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам проведения конкурентного отбора мощности на 2014 год».

По мнению директора некоммерческого партнерства «Сообщество потребителей энергии» Василия Киселева, «нужно, чтобы реформирование было, с одной стороны, не во вред самой энергетике и ровно в такой же мере не во вред, а на благо экономике и обществу». Летом он предложил создать координационный центр, уполномоченный давать общую оценку бизнес-сообщества будущим нормативным актам и изменениям в законодательстве, касающимся электроэнергетики.

Председатель правления НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая считает, что для того, чтобы перейти к реальной конкуренции, необходимо изменить правила работы энергетического рынка:

– До сих пор, несмотря на приход частного инвестора в генерирующий и сбытовой секторы, энергорынок так и не стал конкурентным, поскольку нет двусторонних отношений. Сейчас существует развилка – доведение реформы до логического завершения и начало работы в конкурентном рынке либо монополизация, – убеждена она.

Для того чтобы завершить реформу и перейти к реальной конкуренции, необходимо изменить правила работы энергорынка.

– Государство должно задать вектор конкуренции. Остальное сделает сама конкуренция, – утверждает генеральный директор ОАО «Фортум» Александр Чуваев.

По мнению председателя наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии» Александра Старченко, реформа энергетической отрасли в России на практике реализована пока слабо:

– Как участнику рынка мне бы хотелось, чтобы система работала независимо от людей, но пока это не очень получилось.

В других странах, где, в отличие от России, реформы энергетики не проводились, цены на электроэнергию меняются по рыночным законам и зависят от колебаний спроса.

– Минэнерго пора установить такие правила игры, чтобы рынок работал. Это вопрос механизмов, а не ручного управления, – отмечает господин Старченко.

Советник президента ЗАО «Евроцемент групп» Виктор Кудрявый убежден, что будущее энергетики в ближайшей перспективе будут определять не эксперты отрасли, а российский бизнес, который сейчас существует в тяжелых условиях неопределенности. Тем не менее он убежден, что там, где речь идет о многолетней окупаемости проектов и долгосрочном планировании, обязательно участие государства.



Пора навести порядок в теплоснабжении

Разработка модели рынка тепловой энергии – еще один пункт публичной декларации Минэнерго и очень важная задача нашей энергетики на сегодняшний день и на ближайшее будущее, считает Александр Новак. В этом году Минэнерго России подготовило и внесло в Госдуму поправки к принятому в первом чтении законопроекту № 182358‑6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», предусматривающие возможность определения единой теплоснабжающей организации (ЕТО) до утверждения схемы теплоснабжения. Министерством разработана система долгосрочного тарифа, рассчитанного от «альтернативной котельной» и с учетом введения ЕТО. Программа перехода на новую модель рынка тепловой энергии разделена на четыре этапа и запланирована на период до 2017 года. Разработка модели рынка тепловой энергии, по мнению Мин­энерго, позволит обеспечить доходность инвестиций и рыночные условия функционирования отрасли с целью повышения инвестиционной привлекательности рынка теплоэнергии, создания понятной системы распределения ответственности и полномочий между участниками рынка.

Реформа теплоснабжения означает, прежде всего, формирование конкурентного рынка тепла.

– На сегодняшний день существует большое перекрестное субсидирование между теплом и электроэнергетикой, и для качественной работы той и другой отрасли требуется четкое регулирование. Современное состояние тепловой генерации требует серьезных и оперативных регуляторных решений. Развитие отношений в сфере теплоснабжения – один из главных приоритетов для нашей страны с ее климатическими особенностями, – подчеркнул министр.

Для изменения ситуации с высоким износом оборудования и сокращением когенерации Минэнерго разработало ряд предложений. В частности, предлагается предоставить конкурентоспособные условия для квалифицированных и ответственных инвесторов – доходность инвестиций в тепловой бизнес должна быть сопоставимой с альтернативными возможностями размещения капитала.

Нужен закон о возможности создания единых теплоснабжающих организаций муниципальных образований, убежден глава Минэнерго. Необходимо также изменить тарифное регулирование, чтобы обеспечить более эффективному участнику рынка большую прибыль, чем менее эффективному.

В целях создания условий гарантированного возврата инвестиций министерство предлагает перейти к долгосрочным договорным отношениям на поставку тепловой энергии сроком до десяти лет с ограничением стоимости тепловой энергии для потребителя не выше тарифа «альтернативной котельной». Ожидается, что большая часть регионов перейдет на ценообразование по принципу «альтернативной котельной» с 2016 по 2022 год.

С министром энергетики солидарны руководители крупнейших компаний – представителей российского энергетического рынка. По мнению крупных генераторов, перемены давно назрели, и отрасль нужно приводить в порядок. В первую очередь, необходимо изменить правила цено­образования на тепло, назначить единую теплоснабжающую организацию в каждой системе централизованного теплоснабжения и определить ее ответственность, а также решить фундаментальную проблему накопленных неплатежей в отрасли, превысивших 170 миллиардов рублей.

– В России существует гигантский разброс тарифов и нормативов между регионами. Необходимо поднять на федеральный уровень принятие нормативов теплопотребления по типам домов с учетом климатических условий. Тепло – это неотключаемый ресурс. Мы предлагаем в случае двухмесячной задолженности управляющих компаний переходить на прямые расчеты с населением, минуя посредников-должников, – сказал зампредседателя наблюдательного совета НП «Совет производителей энергии», генеральный директор ЗАО «Комплексные энергетические системы» Борис Вайнзихер. С главой КЭС-Холдинга согласен Владимир Шелков, генеральный директор ОАО «Квадра»:

– Основная цель теплоснабжающих организаций – переход на прямые платежи с населением. У нас уже есть успешный опыт такого перехода в шести областях, и сейчас на очереди седьмая.

– Нужен оптимальный справедливый тариф, и здесь очень важна методика перехода, но, к сожалению, ее мало обсуждают. Нужен рост тарифов в абсолютной величине – другого выхода я не вижу, – убежден генеральный директор НП «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов.

Как отметил заместитель генерального директора Российского энергетического агентства Игорь Кожуховский, центральное место в вопросе повышения энергоэффективности тепла занимает тема комбинированной выработки:

– Сейчас для нас нет ничего важнее, чем необходимость скорректировать систему теплоэнергетики. К сожалению, этому мешают гигантские трудности в вопросах координации действий ведомств, субъектов власти и регуляторов.

С Игорем Кожуховским согласен генеральный директор ОАО «Фортум» Александр Чуваев:

– Нужно очень серьезно заниматься теплом. ТЭЦ значительно эффективнее котельных. Самый перспективный вид тепловых электростанций – на комбинированных источниках. Законодательство уже написано, существуют пилотные проекты. Государство должно задать вектор конкуренции, а все остальное сделает сама конкуренция.

Вице-президент, заместитель гендиректора по операционной деятельности, главный инженер ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров отметил, что во всем цивилизованном мире ЖКХ – это очень привлекательный для инвестиций и очень надежный бизнес:

– Давайте зафиксируем правила игры, создадим законы, которые позволят получать доход. Прежде всего, необходимо понять, что это – бизнес или социальная нагрузка. Это ключевая развилка – тут нужно остановиться и вести дискуссии.



К Олимпиаде готовы

Еще один пункт публичной декларации целей и задач Минэнерго – подготовка и реализация программы энергообеспечения Сочинского энергорайона в период проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года и по прошествии спортивных событий. Эту тему «ЭПР» подробно исследовала в № 22 (234) от 16‑30 ноября 2013 года (см. статью «Олимпийская гонка обновила Сочи»). По мнению замглавы Министерства энергетики РФ Андрея Черезова, энергетики полностью готовы обеспечить Сочи электроэнергией, и это позволит всем олимпийским мероприятиям пройти без аварий.

– Во всем, что относится к зоне ответственности Минэнерго, мы идем без срывов сроков, – подчеркнул замминистра.

Между тем стало известно, что через несколько лет, в 2019 году Россия может принять у себя Всемирный энергетический форум. Этой осенью стало известно, что президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по подаче заявки на проведение Всемирного энергетического форума в нашей стране в 2019 году. Место проведения Всемирного энергетического форума-2019 определится в следующем году. Срок подачи заявки – январь 2014 года, и, по словам министра энергетики Александра Новака, Минэнерго работает над подготовкой этого документа.

Провод, Генерация, ЕЭС , Котельная, Минэнерго, Мощность, Напряжение , Сети , Теплоснабжение, ТЭЦ, Электроэнергия , Энергия , Кабельная арматура, Тепловая энергетика, Электрические сети, Электростанция, Электроэнергетика, Энергетические системы, Энергосбыт, СРО,

Вместе с Минэнерго подведем итоги десятилетияКод PHP" data-description="В 2013 году отмечался своеобразный юбилей – десять лет с начала реформы топливно-энергетического комплекса России. Год близится к завершению. Давайте вместе оглянемся назад, а заодно подведем итоги десятилетия, прошедшего с момента начала реформирования отрасли.<br /> &lt;br&gt;" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/235/15614.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/1c9/1c9ecea3006a42ff651665d98bcf8f2c.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.