16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/206/14339.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 18 (206) сентябрь 2012 года

Схемы теплоснабжения зависли в воздухе

Российские регионы один за другим сообщают о начале работ по созданию схем теплоснабжения.

Только за последние полгода в этот процесс включились Томск, сообщающий о готовности создать важнейший стратегический документ в течение года, Оренбург, рассчитывающий утвердить схему теплоснабжения в Минэнерго до конца первого полугодия 2013 года, Самара и Тольятти, Саратов, Тверь, Тюмень и Ярославль.

Между тем, в соответствии с требованиями федерального Закона о теплоснабжении, работа над этими документами должна была завершиться еще полгода назад. В реальности предписанные законом сроки растянулись на долгие месяцы: многие подзаконные акты, необходимые для разработки схем теплоснабжения, были приняты после указанного срока или находятся в разработке до сих пор.



Информация под замком

«Именно отсутствие соответствующей настоящему положению дел схемы теплоснабжения тормозит реализацию программы развития тепловых сетей ТГК-11 и препятствует подключению новых потребителей», – объявил Омск еще весной 2011 года. Предыдущая схема теплоснабжения города-миллионника, утвержденная в 2000 году, давно утратила актуальность. Сегодня тепловая нагрузка Омска составляет около 4,5 тысячи Гкал-ч. Основными источниками тепла в большом городе служат ТЭЦ-2, -3, -4 и -5 и Кировская районная котельная, входящие в состав Омского филиала ОАО «ТГК-11», а также ряд ведомственных котельных.

По данным ТГК-11, одного из заказчиков новой схемы теплоснабжения (вторым заказчиком выступает МП «Тепловая компания»), прирост тепловой нагрузки в период до 2015 года может составить 370 Гкал-ч, с 2015 по 2020 год – 850 Гкал-ч и с 2020 до 2025 – 650 Гкал-ч.

– Отсутствие информации об объемах перспективных нагрузок и направлениях развития города препятствует планированию перспективного развития, строительства теплоисточников и тепловых сетей, – подчеркивает Андрей Лукьянов, начальник департамента перспективного развития и присоединений ОАО «ТГК-11». – Поэтому одной из задач, необходимых для создания схемы теплоснабжения, стало взаимодействие с владельцами теплоснабжающих предприятий и органами государственной власти с целью получения исходных данных. В настоящий момент осуществлен сбор исходных данных по существующим источникам теплоснабжения и перспективной застройке, прорабатываются варианты развития и рассчитывается экономический эффект каждого варианта для выбора наиболее оптимального.

Что усложняло решение этой задачи? Прежде всего, отсутствие актуальной единой информационной базы данных по источникам и сетям теплоснабжения города Омска, непонимание важности решаемой задачи и отказ в предоставлении данных по теплоисточникам со стороны большинства владельцев. Часто на теплоисточниках просто нет требуемой информации для полноценной разработки схемы теплоснабжения, так как на предприятии не всегда ведется сохранение тех или иных данных.

Впрочем, нерешенные вопросы остаются и сейчас, ведь многие подзаконные акты к Закону «О теплоснабжении» до настоящего времени не утверждены. Такое положение дел создает риск необходимости доработки схемы для возможности ее утверждения. Преждевременно делать выводы и о том, как будут финансироваться предлагаемые разработчиками схем теплоснабжения мероприятия. Предположительно, одним из источников финансирования могут являться заемные средства. Но это только предположения, так как до настоящего времени отсутствуют утвержденные Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и методики к ней, на основании которых будет возможным сделать выводы об источниках, – резюмирует господин Лукьянов.



Законы задержались в пути

С тем, что неуверенность в беспроблемном завершении работ по созданию схемы теплоснабжения налицо, согласен и Игнат Бородихин, главный специалист теплотехнического отдела института «Новосибирсктеплоэлектропроект» (входит в состав ЗАО «Сибирский ЭНТЦ», ОАО «Группа Е4»).

– Судя по опыту нашего института, участвовавшего в разработке схемы теплоснабжения Новосибирска и в настоящий момент работающего над созданием схемы теплоснабжения города Омска, одной из важнейших проблем, препятствующих своевременной разработке этих документов, является непроработанность отечественного законодательства, – считает он. – Налицо задержка с принятием многих нормативных документов, порождающая неуверенность в том, что результаты наших работ будут оценены и приняты, а не отправлены на доработку. Достаточно вспомнить, что согласно федеральному Закону о теплоснабжении утверждение схем теплоснабжения должно было быть осуществлено до 31 декабря 2011 года. Между тем постановление правительства РФ «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» было принято лишь в феврале 2012 года, а методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения, уточняющие и конкретизирующие эти требования, не приняты до сих пор. Мы знакомы только с предварительным проектом этого документа, который должен быть утвержден совместным приказом Минэнерго и Минрегиона РФ, и надеемся, что рекомендации будут приняты до конца 2012 года и что окончательная редакция будет не слишком отличаться от предложенного к обсуждению текста. Более того, в примере с разработкой схемы теплоснабжения Омска уже сегодня мы видим, что отдельные составляющие полученного технического задания уже не соответствуют требованиям принятых позднее нормативных документов. В частности, это относится к требованиям по охране окружающей среды, которые присутствовали в техническом задании на разработку схемы, но отсутствуют в принятом намного позднее правительственном постановлении № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». И наоборот, постановление правительства РФ № 154 предусматривает анализ балансов теплоносителя на всех этапах разработки схем теплоснабжения, в то время как в техническом задании это требование отсутствует.

Проблема номер два, влияющая на качество и достоверность схем теплоснабжения, связана с приблизительностью прогнозных ожиданий, положенных в основу нового документа – в первую очередь планов строительства жилья в городе Омске. Как и следовало ожидать, эти прогнозы, указанные в генеральном плане города, оказались более оптимистическими, чем реальное положение дел. Уже сегодня можно предвидеть, что планы, определяющие темпы строительства жилья в середине будущего десятилетия и составленные на основе прогнозов 2009‑2010 годов, не выдерживаются. Можно предвидеть, что с каждым годом (а эти прогнозы даны на период до 2025 года) этот разрыв будет нарастать. И это усложняет стоящую перед нами задачу создания как можно более реалистичного, близкого к действительности документа, учитывающего и согласовывающего между собой и планы развития города, и принятые по отдельности и на разные годы планы развития ресурсоснабжающих организаций.

Между тем актуальность утверждения новых схем теплоснабжения очевидна не только потому, что речь идет о принятии важнейших стратегических документов, но и потому, что принятие схем теплоснабжения прямо связано с вопросом инвестирования в теплоэнергетический комплекс РФ. Пока не приняты эти схемы, у энергетиков нет возможности обосновать инвестиционную составляющую в цене тепловой энергии, что является главным препятствием в реализации «тепловых» планов».

Кабельная арматура, Котельная, Минэнерго, Сети , ТГК , Тепловые сети, Теплоснабжение, ТЭЦ, Энергия , СРО

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.