16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/201/14181.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13-14 (201-202) июль 2012 года

Россия в ВТО: «грабиловка» или новые возможности?

Власть Подготовила Вера ОЛЕЩУК. Специально для «ЭПР»

Развернувшаяся в последние месяцы дискуссия о пользе или вреде вступления России во Всемирную торговую организацию достигла большого накала.

Правда, стоит оговориться – ожесточенно спорят об этом предмете в больших городах с развитой инфраструктурой и промышленным производством. В глубинке это не является проблемой. Более того, там до 90 процентов населения даже не знают о существовании подобной организации.

Известно, что 26 апреля этого года в Министерстве промышленности и торговли РФ прошло расширенное заседание Бюро Союза машиностроителей России на тему: «Россия в ВТО: возможности, риски, решения». Было отмечено: чтобы быть равными партнерами для зарубежных производителей, нужно быть конкурентоспособными. Главная проблема России сегодня, согласились участники, заключается в том, что российский производитель неконкурентоспособен по ряду причин, главными из которых являются высочайший уровень износа основных производственных фондов и большая энергозатратность производства.

А вот первый заместитель председателя Союза машиностроителей России, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по промышленности Владимир Гутенёв уверен: «Для того чтобы мы были успешными, необходимо выработать, законодательно оформить и практически реализовать комплекс парирующих и заградительных мер. Ведь ВТО – не только риски и угрозы, но и новые возможности: расширение рынков сбыта, международная кооперация и т. д.».

Наша газета обратилась к ведущим российским политикам, лидерам парламентских фракций с просьбой прокомментировать их позиции по этому вопросу в преддверии голосования о вступлении в ВТО, которое должно состояться в Госдуме уже в конце текущей сессии.



Лавина под названием ВТО

Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия»Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия»:

«Не принимать поспешных решений!» – уж к кому-кому, а к парламентариям, принимающим законы, по которым будет жить страна, ее экономика, ее социальная сфера, это правило относится в полной мере. И попытка поспешного вступления России во Всемирную торговую организацию – яркий пример несоблюдения этого золотого правила. А в качестве объяснения, почему я говорю «поспешного», скажу только, что Совет Государственной думы принял решение, согласно которому на внесение поправок и замечаний к предложенному документу о вступлении было отведено всего десять дней.

Это о поспешности. А теперь собственно о последствиях вступления нашей страны в ВТО. Причем важно говорить о последствиях именно социальных, а не экономических, о которых в последнее время говорится немало. Именно социальные последствия, как снежный ком, точнее, как лавина, накроют нас в самом ближайшем будущем. Это – не паника, это – трезвый прогноз. К тому же обойти вниманием этот вопрос я не могу как лидер социал-демократической партии «Справедливая Россия», для которой социальная составляющая всегда имела приоритет.

И как социал-демократ выступаю против неравенства, которое заложено в условиях этой опасной игры. На мой взгляд, на данный момент вступление России в ВТО не соответствует интересам нашей страны и наших граждан. Я не вижу, каким образом членство в этой международной организации сможет повысить конкурентоспособность нашей экономики, обеспечить благоприятную почву для экономического развития страны.

И что интересно (и печально!): никто из господ – членов правительства, ратующих за этот шаг, ни парламентариям, ни специалистам в области экономики, ни простым гражданам даже и не пытался объяснить, какие же все‑таки плюсы таит в себе вступление в ВТО. Почему? Проведя не один год в политике, уверенно делаю вывод: сказать нечего!

Ну, а теперь о снежном коме и о лавине. Это мной сказано не ради «красного словца». Дело в том, что любые экономические перемены выливаются в социальные изменения, причем очень и очень быстро.

Судите сами.

Поддержка отечественного агрария пока существует по большей части лишь на бумаге, а зависимость России от импорта сельхозпродукции высока. Уже с этой точки зрения вступление в ВТО чревато угрозой нашему суверенитету.

Согласно оценкам экспертов, при вступлении в ВТО ежегодно российский бюджет может терять порядка 250 миллиардов рублей – колоссальные деньги, которых так не хватает нашей экономике и социальной сфере, пенсионерам и бюджетникам.

Порядка 30 процентов населения проживают в сельской местности, где проблема безработицы остра уже сегодня. Что будет в условиях завтрашнего рынка?

Россия – огромная по площади страна с огромным количеством малонаселенных районов. И во многих районах есть общая история и общая же проблема – градообразующие предприятия в больших и малых городах. Многие из них в настоящий момент малоэффективны, и когда на рынок хлынут товары и услуги по новым правилам, достойно конкурировать с зарубежными производителями они не смогут. Добавлю, что населенные пункты – города, поселки и деревни – мы теряем сегодня тысячами. А поскольку линии на поддержку таких населенных пунктов в политике правительства не прослеживается, можно легко догадаться, что печальный «курс на потери» будет продолжен. К тому же регионы все разные, и экономические проблемы, возникающие с разной степенью остроты в различных регионах, обернутся непрогнозируемой социальной напряженностью.

Диспропорция в развитии регионов неизбежно вызовет волну внутренней миграции. Огромное количество населения, вынужденного покидать малозаселенные, вымирающие населенные пункты, будут селиться в крупных городах (что происходит в массовом порядке уже сейчас!), умножая широкий круг нерешенных проблем – школы, детские сады, транспорт, инфраструктура и пр.

Присоединение России к ГАТС (Генеральное соглашение о торговых услугах) в рамках вступления в ВТО несет в себе угрозу пострашнее, которая охватит все без исключения города и веси. Так, новая система превратит здравоохранение и образование в товар, в услуги! И наряду с печально известным 83-м Федеральным законом станет еще одним могильщиком социальных преобразований в нашей стране. А ликвидировать коммерциализацию социальных услуг в новых условиях будет практически невозможно!

Сложно будет и запретить рекламу алкоголя и табака, поскольку регламент соглашений в рамках ВТО усматривает в этом ограничение конкуренции.

Список «печальных дел», которые способно натворить необдуманное присоединение к ВТО, конечно же, неполон. Но и перечисленного любому здравомыслящему человеку достаточно, чтобы понять: этот внешне безобидный шаг таит в себе целый ряд угроз. И для России, которая и так решает сегодня массу нерешенных проблем, это – дополнительная обуза и тяжкое бремя, нести которое не чиновникам и не правительству, а простым гражданам.

Убедившись в очередной раз, что российское правительство не слышит ни голоса народа, ни аргументов парламентариев, 20 июня более ста депутатов Государственной думы направили в Конституционный суд запрос, в котором оспаривают конституционность международного договора о вступлении России в ВТО. Претензий масса: ни правительством, ни Госдумой проект договора не был согласован с субъектами РФ, в Госдуму не было представлено соглашение со всеми приложениями, в Думе отсутствует официальный перевод протокола на русский язык.

Вот с какой скоростью (а точнее, поспешностью) порой принимаются господами депутатами в угоду правительству важные для страны и ее граждан решения. И лавина под названием ВТО угрожает с такой же скоростью накрыть нашу страну и породить новые многочисленные проблемы. А самоотверженно решать их потом будут те, кто сегодня спровоцировал сход этой лавины!



Вступление в ВТО – ускоренная грабиловка России

Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФГеннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ:

После восемнадцати лет переговоров Запад согласился наконец дать зеленый свет на вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Момент выбран, несомненно, удачный. Это даст Западу спасительный рынок сбыта, дешевую рабочую силу и доступ к колоссальным природным ресурсам нашей страны в условиях нарастающего экономического кризиса.

Нас уверяют, что от членства в ВТО экономика страны станет конкурентоспособней, а благосостояние народа улучшится. Точно так же в 90‑х годах под разговоры об общечеловеческих ценностях и обещания лучшей жизни произошло разрушение СССР и переход страны на рельсы дикого капитализма.

Между тем, по данным Всемирного банка, выгода от присоединения России к ВТО более чем скромна и составит 0,3 процента прибавки к ВВП, а в долгосрочной перспективе – 1,1 процента без учета потерь от открытия таможенных границ. Даже министр финансов Антон Силуанов признал, что из‑за вступления в ВТО российский бюджет недосчитается в 2013 году 310 миллиардов рублей. Накопленные потери до 2020 года составят не менее 26 триллионов рублей. Почти три годовых бюджета России!

Наша страна вступает в ВТО, будучи абсолютно неготовой к этому и на невыгодных условиях. Нас уверяют, что появляются возможности доступа отечественных товаров и услуг на мировые рынки. Однако не называют, каких именно. Ибо состояние основных отраслей экономики не позволяет им конкурировать с западными корпорациями, а остатки промышленности практически не выпускают продукции, востребованной на мировом рынке.

Входя в эту организацию, Россия во многом отказывается от последних инструментов защиты стратегических отраслей, от валютного регулирования и контроля. Правительство уходит от поддержки отечественных производителей именно тогда, когда усиливается борьба за рынки сбыта, финансовые потоки и доступ к природным ресурсам.

Нам говорят про беспрецедентные уступки для России при вступлении в ВТО. Но российские «переговорщики» умудрились согласиться даже с выравниванием внутренних и внешних цен на энергоносители и на отказ от поддержки авиакосмической отрасли – основы высокотехнологичных производств.

В результате присоединения к ВТО средневзвешенная ставка импортных пошлин на товары будет снижена до 7,8 процента (с 10 процентов в 2011 году). В том числе на сельскохозяйственную продукцию – с 13,2 процента до 10,8 процента, а на промышленные товары – с 9,5 процента до 7,3 процента. Это приведет к ухудшению наполняемости бюджета, доходную часть которого сегодня до 37 процентов формируют таможенные пошлины. Неизбежно обострятся проблемы выплаты пенсий, социальных пособий, усугубится нищета и безработица.

Россия должна будет каждые пять лет на 5‑10 процентов сокращать и без того низкий уровень господдержки аграрного сектора. В отличие от США, где фермеры получают дотацию в размере 750 долларов на гектар, российские сельхозпроизводители – не больше 35 долларов. В то время как Запад защищает свой продовольственный рынок высокими пошлинами, Россия их снижает. Например, пошлины на ввоз в ЕС сахара – 215 процентов, а в России – 30 процентов, охлажденного мяса крупного рогатого скота – 174 процента, а у нас – 15 процентов, пшеницы – 173 процента, у нас – 5 процентов. То есть экологически чистые российские продукты будут вытеснены с прилавков генетически модифицированными аналогами. И если наша страна уже сейчас закупает около 50 процентов продуктов питания за рубежом, то скоро она может полностью лишиться продовольственной безопасности.

Нашей промышленности придется вступить в неравную борьбу с мировыми корпорациями, которые обладают огромными ресурсами и пользуются господдержкой. Например, членство России в ВТО чревато потерей своего авиапрома. Ибо парк самолетов российских авиакомпаний уже более чем на 80 процентов укомплектован иностранной авиатехникой. Мы будем лишь удостоены чести стать местом отверточной сборки, как это было в случае с «Суперджетом», а также поставщиком сырья для иностранных аэрокосмических холдингов. Не лучшая судьба ожидает и отечественный автопром, судостроение, а также другие отрасли высокотехнологичного производства. Пострадает легкая промышленность.

Нам заявляют, что Россия нуждается в ВТО для устранения потерь доходов от экспорта в размере 2,5 миллиарда долларов ежегодно. Между тем проигрывают от дискриминации нашего экспорта лишь российские магнаты черной и цветной металлургии, которые и лоббируют присоединение к ВТО. Но они уже научились выдерживать международную конкуренцию. Большинство же российских компаний, не говоря уже о предприятиях мелкого бизнеса, неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке страны. Без сильной государственной поддержки им не выжить. То есть ВТО – угроза для малого и среднего бизнеса.

ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой конкуренции. Это значит, что маломощные российская финансовая система и банковский сектор окончательно перейдут под контроль международных банков и глобального спекулятивного капитала.

У России нет никаких экономических стимулов для вступления в ВТО. Основные экспортные статьи – сырье, топливно-энергетические товары и оружие – не являются предметом регулирования ВТО. Поэтому единственное, чем обернется для страны присоединение к ВТО, это окончательное закрепление за ней статуса сырьевого придатка Запада и рынка сбыта глобальных корпораций.

ВТО энергично подталкивает Россию, и без того пострадавшую от криминальной приватизации, к дальнейшей распродаже государственного имущества. ­

7 июня правительство утвердило ускоренный план приватизации крупнейших энергетических компаний, горнорудной отрасли, инфраструктурного бизнеса и госбанков. В планах власти – полностью выйти из компаний «Роснефть», «РусГидро», «Интер РАО ЕЭС», «Аэрофлот», Россельхозбанка, алмазной компании АЛРОСА. Должны быть также частично приватизированы РЖД, «Совкомфлот», Сбербанк, ВТБ, Объединенная зерновая компания, Росагролизинг. Предполагается сократить к 2016 году госдолю в «танковом» Уралвагонзаводе, в Объединенных судостроительной и авиастроительной корпорациях. Заместитель премьер-министра Шувалов заявляет, что в ходе приватизации российские власти не допустят дискриминации иностранцев. Иными словами, власти не станут мешать передаче наших стратегических объектов под зарубежный контроль.

ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. На самом деле либерализация внешней торговли работает в интересах развитых экономик, прежде всего – США и Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам.

ВТО – это инструмент в руках транснациональных корпораций и банков, которые, создавая систему наднационального права, закрепляют свое доминирующее положение. Их интересы ставятся выше интересов того или иного народа. ВТО грубо нарушает принцип национально-государственного суверенитета.

Нам навязывают идею о том, что для выхода из мирового кризиса необходимо ввести единое «глобальное управление», «наднациональный контроль», создать «инстанции всемирного надзора». Активность мировых менеджеров показывает, что идет переход к завершающей стадии стратегии «глобального управления» через создание системы частной власти транснациональных элит.

Международные организации все более превращаются в наднациональные органы управления, деятельность которых не согласуется с принципами и нормами международного права. Одновременно государственные функции и сферы деятельности последовательно переходят в руки частных структур посредством «аутсорсинга». В США в руки корпораций уже переходят военное дело, тюрьмы, разведка, контроль над информацией. Но если там господствует «свой» частный капитал, то в России приватизация функций государственного управления создает условия для передачи их в руки иностранного капитала.

Таким образом, создается общемировая система тотального финансового, правового, политического, военного и электронного контроля со стороны частных корпораций, которая будет опираться на собственный карательный аппарат (типа Гаагского трибунала). Возникнут параллельные структуры власти, подчиняющиеся внешним центрам на основе принципа главенства международного права над национальным. Оболочка остается государственно-национальной, а реальная власть становится транснациональной.

Одним из механизмов построения такого «глобального правового государства» и является ВТО, которая только по названию остается торговой, а в реальности уже давно присвоила себе диктаторские полномочия в сфере управления социально-экономической политикой входящих в нее стран. Таким образом, под видом организации, регулирующей торговлю, действует мощный механизм по демонтажу государства как такового, расчищающий почву для утверждения мировой корпоратократии. Присоединение к ВТО будет означать для России превращение в территорию, управляемую извне.

Ускоренное втягивание России в ВТО вновь обнажает классовую сущность российской власти, которая давно срослась с отечественными и зарубежными олигархическими структурами. Ради интересов нечестивого альянса олигархов и высших чиновников под удар поставлены практически вся российская промышленность и сельское хозяйство. Нажива в очередной раз оказалась важнее общенациональных интересов.

КПРФ призывает не допустить ратификации договора о присоединении России к ВТО. Содержание обязательств России перед ВТО народу практически неизвестно. Между тем вступление в ВТО создаст реальную угрозу национальному суверенитету и безопасности страны. Власти обязаны одуматься и не усугублять и без того критическое положение России.



Сначала надо решить наши внутренние проблемы

Игорь Лебедев, руководитель Высшего совета ЛДПР, заместитель председателя Государственной думыИгорь Лебедев, руководитель Высшего совета ЛДПР, заместитель председателя Государственной думы:

Спикер Государственной думы поторопил депутатов: он призывает еще до конца весенней сессии ратифицировать соглашение о вступлении нашей страны в ВТО.

За это вступление, как известно, только партия власти, остальные фракции против. Но, учитывая большинство «Единой России» в Думе, этой ратификации весьма сложно помешать. А надо бы, поскольку после вступления в ВТО Россия станет исключительно сырьевой страной, без собственного реального сектора.

Аргументация за вступление в ВТО строится из двух частей.

Во-первых, указывается, что «российские товары и услуги» смогут проникнуть на мировые рынки. Я «товары и услуги» поставил в кавычки, поскольку тут речь может идти лишь о нашем сырье: энергоносителях, металле, лесе, возможно – об электроэнергии.

Но Россия и так уже вовсю присутствует на соответствующих рынках. Снижение пошлин на энергоносители сделает, конечно, некоторых олигархов еще богаче, но едва ли что‑то принципиально изменит в мировой экономической роли нашей страны. Да, Россия не только «сырьевой придаток», но и «сырьевой диктатор». Мы можем многого добиться, слегка прикрутив тот или иной вентиль – и это отлично. Но, повторяю, вступление в ВТО не так уж много прибавит к тем возможностям, которые у нашей страны и без того уже есть.

Зато снижение пошлин на ввоз иностранного товара ударит по отечественному производителю в реальном секторе…

И тут начинает звучать второй – «либеральный» – аргумент сторонников вступления в ВТО: мол, если наш реальный сектор не может производить дешевые и качественные товары, то и зачем он нам? Обычно в пример сразу приводят российский легковой автопром...

По поводу автопрома я согласен: он, мягко говоря, нелеп. Он держится исключительно на заградительных пошлинах. Но на этом мое согласие кончается. Все эти байки о том, что якобы в России «ничего не умеют делать», подкреплены исключительно примерами из автомобильной отрасли.

Почему же тогда не только автопром, но в целом реальный сектор оказывается под угрозой уничтожения? Я процитирую открытое письмо российских производителей: «Вступление России в ВТО не решает, а даже усугубляет главные экономические проблемы, стоящие перед российскими производителями: это высокие процентные ставки по кредитам, обременительная налоговая нагрузка, коррупция, административные барьеры, высокие тарифы естественных монополий».

Наша финансовая система слабо годится для кредитования производства – а именно на этом во всем мире держится реальный сектор.

Наши налоги для предприятий таковы, что платить их целиком просто невозможно – особенно на стадии стартапа.

Наша коррупция зашкаливает.

Наши «естественные» монополии создают «инфраструктурный коллапс» своими тарифами.

Вот что реально уничтожает российский реальный сектор. Все перечислено. И если указанные проблемы решить, то вступление в ВТО не будет катастрофой. Пока же мы просто проигрываем тем странам, где нет перечисленных проблем.

Повторяю: надо решить наши внутренние проблемы – никак не связанные с тем, что, мол, «русские ничего не умеют». В нашей стране умеют всё – за исключением, возможно, производства легковых автомобилей. Но и этот недочет будет устранен, я уверен, если выбить «внутреннюю пробку» – проблемы кредитования, «уничтожающее» налогообложение, коррупцию, «естественные» монополии.

После чего уже можно вступать в ВТО – и завалить их рынки нашими товарами и услугами. Без кавычек.




ВТО – перспективы и реальность


Игорь Руденский, партия «Единая Россия», председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательствуИгорь Руденский, партия «Единая Россия», председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:

Тема о вступлении в ВТО вызвала широкий общественный резонанс. На этот счет специалистами высказываются разные, порой самые полярные мнения.

Считаю, что опасения, связанные с этим шагом, безосновательны. Сегодня мы уже работаем по правилам ВТО, но преимуществами от этого не пользуемся. Членство в ВТО в условиях открытости глобального рынка заставит нас повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг. Открытие рынков и увеличение конкуренции облегчат привлечение отечественных и иностранных инвестиций, получение новых технологий. В стратегическом плане мы получим мощный импульс для модернизации и инновационного развития нашей экономики.

Однозначно от вступления в ВТО выиграют российские потребители. Они получат доступ к конкурентным, значит, более дешевым и качественным товарам и услугам.

Преимущества от присоединения получат металлургия, химия, нефтяная и газовая промышленность, экспорт зерна, туристические и транспортные услуги.

Никто не утверждает, что членство России принесет нам одни плюсы. Возможны определенные трудности на начальном этапе нашего пребывания в ВТО. В «группе риска» находятся сельхозмашиностроение, авиационная промышленность, автомобильная промышленность, легкая и текстильная промышленность. Однако больших негативных последствий ждать не стоит, возможны отдельные точечные проблемы, но все они решаемы.

По решению руководства Государственной думы была сформирована межфракционная Рабочая группа по законодательному обеспечению присоединения к ВТО. На более чем сорока заседаниях был рассмотрен двадцать один из наиболее «чувствительных» секторов экономики. Были проведены парламентские слушания.

По итогам этой работы можно сделать следующие выводы.

Главной проблемой для отечественных предприятий является недоступность кредитных ресурсов для развития производства. Как можно развивать реальный сектор экономики, когда ставки по кредитам за рубежом менее 4 процентов, а у нас свыше 10 процентов? Мы должны создать для наших предпринимателей такие же условия по доступу к ресурсам развития, какие имеют их зарубежные конкуренты.

Большинство отраслей не просят финансовой поддержки, они опасаются не обязательств при вступлении в ВТО, а снижения уровня тарифной защиты. Прямые дотации нужны главным образом сельскому хозяйству, где ожидается наиболее сложное положение при вступлении в ВТО.

В основном же требуются другие меры государственной поддержки: где‑то изменение законодательства, где‑то отмена подзаконных актов, корректировка таможенных пошлин или введение заградительных мер.

Правительством совместно с Государственной думой при участии бизнес-сообщества подготовлен план по адаптации нашей экономики к условиям работы в ВТО. В нем более четырехсот мер, половину подготовило бизнес-сообщество. Восемьдесят из них касаются сельского хозяйства. Необходимо обеспечить контроль за безопасностью и качеством ввозимой продукции, не пустить генно-модифицированные продукты, недоброкачественную продукцию на наш рынок. Россия сохранила право не присоединяться к соглашению по госзакупкам, а значит, может вводить любые преимущества для госзакупок отечественной продукции вплоть до запрета закупки импортной продукции. С момента присоединения к ВТО РФ продолжит квотирование импорта говядины, свинины, мяса птицы и других товаров.

Сохранится запрет на деятельность прямых филиалов иностранных банков и прямых филиалов страховых компаний на девять лет.

Сохранится субсидирование процентных ставок, только поменяется получатель субсидий.

Очень важна государственная поддержка в продвижении российских товаров на мировые рынки, здесь нужно активизировать работу торгпредств. В дальнейшем целесообразно создать специальное Агентство по поддержке экспорта. Нужна поддержка экспорта – особенно высокотехнологичного – экспортными кредитами. Необходимо повысить информированность о нормах и правилах ВТО для участников рынка; кроме того, необходима учеба работе в условиях ВТО на всех уровнях.

ВТО – это инструмент, который еще нужно научиться грамотно использовать, чтобы получить эффект для экономики.

Пессимисты говорят, что мы потеряем от вступления в ВТО, оптимисты утверждают, что через два-три года мы сможем нарастить 3 процента ВВП.

Мое мнение таково: в переходный период нашим предприятиям будет достаточно сложно жить и конкурировать, но в будущем (через пять-семь лет), интегрировавшись в глобальную экономику, Россия от этого только выиграет.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13-14 (201-202) июль 2012 года: