16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/176/13088.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (176) июнь 2011 года

Дороги, которые мы выбираем

Электрические сети и сбыт Александр ГРИДИН

В мае коллектив «Колэнерго» отметил семидесятипятилетие предприятия, но наши публикации документов, воспоминаний, фотографий из истории Кольской энергосистемы продолжаются.

Ведь в филиале МРСК Северо-Запада «Колэнерго» решено восстановить музей кольской энергетики – идет сбор артефактов. И в связи с этим важны не только полотна эпического масштаба, повествующие о первых стройках, военном лихолетье и послевоенном восстановлении энергообъектов, но и «тонкий голос души»: более камерные, более личные воспоминания современников тех или иных событий.

Сегодня мы публикуем рассказ одного из нынешних работников энергосистемы о, казалось бы, таком недалеком прошлом…

Обстоятельства одной поездки, или Дрифт на ГТТ
Шел январь 1988 года. Я в то время работал электромонтером в бригаде междугородных линий связи ПССДТУ СЭС «Колэнерго». Связь всегда замечают, когда ее нет. Вот и в этот раз заметили. Произошел обрыв воздушной линии, по которой были организованы диспетчерская связь и каналы телемеханики с Печенгским районом электрических сетей. Эта линия пролегала в труднодоступном месте между реками Титовка и Западная Лица.

По приборам было определено расстояние до повреждения – примерно в 25 километрах от поселка Луостари в районе горы Большой Кариквайвиш. Рядом проходила дорога, которую в простонародье называли левофланговой. Этот тракт и летом был доступен только для машин, рассчитанных на бездорожье. А тут зима, к тому же многоснежная. Руководством было принято решение пробиваться к месту повреждения на гусеничном транспортере-тягаче (ГТТ).

Бригада выезжала в сумерках, чтобы добраться засветло. Дорога предстояла тяжелая. Но под мерное сопение танковой печки, несмотря на приличную тряску, я слегка задремал. Вспомнилась история из сознательного детства: двое взрослых спорили насчет формулы расчета сопротивления. И когда один из них стал доказывать, что электрическое сопротивление материала зависит, в том числе, от длины проводника, его оппонент заявил, что если бы так было, то от Москвы до Мурманска докатилось бы всего 2 вольта. Я в полудреме улыбнулся сам себе: «Это ж надо, я в энергетику попал! Никогда б не подумал! Вот сейчас бы я тем спорщикам все сказал, что думаю о 2 вольтах!»

3 часа в пути пролетели незаметно. В кабине вездехода вместе с водителем сидел наш бригадир Борис Федорович Ильин, он издали увидел оборванный провод. Опора, на которой произошел обрыв, была в непосредственной близости от дороги, и ГТТ подъехал почти к месту производства работ. «Ну, хоть меньше таскать инструменты», – подумалось мне.

Полдень, пик светового дня – это хорошо. А погода жутчайшая: мороз под минус 15 и мощная метель – это уже плохо. Ветер дует постоянно, снег летит параллельно земле. Мороз с ветром проникают под фуфайку и холодят тело. Сергей Иванович Щелованов поднялся на опору и освободил от вязок оборванный провод. В такую погоду лучше его сращивать на земле. Снег глубокий, с трудом передвигаешься вдоль линии. Промерзшие скрюченные пальцы пытаются срастить провод с помощью трубки специальным инструментом… Непонятно, что крутится: пальцы или трубка? Я возвращаюсь к опоре, ветер в лицо не дает сделать вдох. Приходится останавливаться, чтоб перевести дыхание. Ну, вот вроде все и готово, чтоб поднять провод на опору, натянуть с помощью полиспастных блоков и срастить его.

Работа обыденная, та, которая каждым из нас была проделана множество раз. Но ветер с морозом не дают расслабиться. На опору поднимается Александр Николаевич Нахалов. Опытный электромонтер должен быстро справиться с заданием, но это в хороших условиях. Снег забивается в зажимы полиспастных блоков – и провод не держится. Несколько раз приходится перезаряжать блоки и натягивать провод снова и снова, пока не достигается его фиксация и необходимое натяжение. А ветер звереет, кажется, будто он специально строит козни. И вот, наконец, все сделано. Александр Николаевич приступает к завершающей стадии – креплению провода к изолятору с помощью вязального провода. Когда он спустился с опоры, на него нельзя было смотреть без боли. Ветер со снегом вышиб слезинки, которые замерзли, облепив вокруг все ресницы, так что не видно глаз…

Но ничего! Мы собираем инструмент, такелаж. Нас ждет теплый кунг вездехода, отогреемся, а через два - три часа напьемся горячего чаю…

Погрузились, настроение, несмотря ни на что, хорошее. ГТТ начинает двигаться в сторону «к дому». Но что‑то не то! Непонятно. И тут нам водитель объясняет, что вышла из строя салонная печка. Вот и согрелись… Я кутаюсь в фуфайку, вновь надеваю рукавицы. Железный кунг на морозе начинает остывать моментально. Мы ежимся. Но это не все – как‑то тягач ведет себя на дороге неуверенно. Водитель нам объясняет, что сломался фрикцион – механизм поворота ГТТ. Вездеход проезжает метров пятнадцать прямо, а потом начинает уходить вправо, съезжая с дороги в глубокий снег. Водитель проводит какие‑то манипуляции с рычагами управления, двигаемся задним ходом, ГТТ возвращается на дорогу. Движение вперед, пятнадцать метров, правая обочина, задний ход… Я, кажется, начинаю привыкать к такому движению. Но сумерки сгущаются, темноту тундры начинает рассекать прожектор нашего тягача. То вдоль дороги светит, то потом вместе с ГТТ срывается вправо, то опять возвращается на дорогу. Холодок по коже пробегает от мысли: а вдруг в темноте мы слетим с обочины под какой‑нибудь косогор? Но я стараюсь отогнать такие мысли прочь.

Прошло долгих шесть часов езды в холодном кунге со сломанным фрикционом, и вот вдалеке замаячил встречный луч света. Что это? Мы все недоуменно переглянулись. Оказалось, что два ГТТ спешат к нам на помощь. Мастер нашей бригады Владимир Егорович Иванов, обеспокоившись нашим долгим отсутствием, договорился с командиром соседней воинской части, который направил по нашим следам спасательную экспедицию. Мы пересели в теплый кунг ГТТ-спасателя, а второй тягач взял на буксир наш вездеход.

Вот так все закончилось вполне благополучно. Почему я вспомнил эту историю? За время работы много чего случалось – и веселого, и грустного. Но почему эту? Наверное, потому, что это был мой первый коллектив в «Кол­энерго», куда я пришел трудиться. Я многому научился у этих людей, упорных в достижении своей цели. К сожалению, не все из моей бригады дожили до нынешней знаменательной даты. Светлая память В. Е. Иванову, Б. Ф. Ильину, А. Н. Нахалову. Профессиональный опыт, полученный в подобных условиях, закрепляется на всю жизнь. Спасибо моей первой бригаде за это!

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (176) июнь 2011 года:

  • В Бразилии построят новый биотопливный завод
    В Бразилии построят новый биотопливный завод

    Топливный гигант Shell и бразильская компания Cosan, занимающаяся сбором и переработкой сахарного тростника, объявили о создании совместного предприятия. ...

  • Минэнерго идет на прорыв
    Минэнерго идет на прорыв

    Перед топливно-энергетическим комплексом России стоят задачи качественного прорыва, роста производства и ухода от наследства советской экономики. Об этом заявил министр энергетики Сергей Шматко, выступая на конференции «Отрасль: ТЭК-2011» в рамках Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. ...

  • Дороги, которые мы выбираем
    Дороги, которые мы выбираем

    В мае коллектив «Колэнерго» отметил семидесятипятилетие предприятия, но наши публикации документов, воспоминаний, фотографий из истории Кольской энергосистемы продолжаются. ...

  • Комплексный подход к энергосбережению: от энергетического обследования до санации зданий
    Комплексный подход к энергосбережению: от энергетического обследования до санации зданий

    В современных условиях вопросы рационального и эффективного использования всех видов энергоресурсов в экономике становятся определяющими для обеспечения ее планируемого роста. ...

  • Как это было: история прогресса
    Как это было: история прогресса

    Самые первые осветительные приборы, работающие на электрическом токе, появились в начале XIX века, когда было открыто электричество. ...