16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/175/13025.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (175) июнь 2011 года

Новые правила вносят смятение

Российское правительство утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах.

Новые правила пришли на смену действующему документу аналогичного назначения, утвержденному еще в 2006 году и вызывавшему множество вопросов со стороны рядовых граждан, других заинтересованных лиц и независимых экспертов.

Точная дата вступления в силу новых правил пока не определена, хотя эксперты говорят, что это может произойти уже осенью.

Правила вступят в силу после принятия поправок в постановление «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» № 306, на подготовку которых Министерству регионального развития, Министерству экономического развития и Федеральной службе по тарифам дается три месяца и два месяца – на установление новых нормативов потребления региональными госорганами.

Кроме того, Минрегионразвития предстоит подготовить примерную форму платежного документа, примерные условия договора управления многоквартирным домом, примерные условия энергосервисного договора, критерии отсутствия технической возможности установки приборов учета и порядок оформления факта отсутствия такой возможности.



Что нового

В числе наиболее существенных новаций, предусмотренных правилами, – предоставленное потребителям право переходить на прямые расчеты РСО при любом способе управления многоквартирным домом (сегодня прямые расчеты за отопление, холодное и горячее водоснабжение возможны при условии, что собственники квартир выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом), изменение алгоритмов расчета платы за коммунальные услуги как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии (что исключает возможность предъявления потребителям так называемой «тринадцатой квитанции»).

Корректировке подверглись и суммы задолженности, при достижении которых неплательщику в жилом помещении может быть ограничено или приостановлено предоставление коммунальных услуг. Прежде речь шла о шестимесячном размере платы, определенном исходя из тарифа и норматива, вне зависимости от наличия индивидуального прибора учета. Новые правила снижают сумму предельно допустимой задолженности до трехмесячной.

При этом управляющая компания или ТСЖ как исполнитель коммунальных услуг будет иметь право приостановить или ограничить предоставление любой коммунальной услуги (кроме отопления или холодного водоснабжения), вне зависимости от того, за какую услугу скопилась задолженность.

Как считает Андрей Чибис, директор по правовым и корпоративным вопросам ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС), участвовавший в разработке новых правил, принятая мера должна повысить дисциплину расчетов – в том числе по тем видам услуг, отключить которые нельзя в силу законодательных или технических ограничений.

Существенные изменения внесены в перечень мероприятий по содержанию и ремонту общедомового имущества, дополненный мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности, по установке и надлежащей эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета, по снятию показаний приборов учета и выставлению платежных документов. Теперь расходы на проведение указанных мероприятий должны будут включаться собственниками в состав платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Все эти меры, как и введение отдельного вида энергосервисного договора, работающего на экономию потребляемых энергоресурсов, должны работать на реализацию действующего с 1 января минувшего года Закона об энергосбережении, получившего репутацию «поспешного» и «непроработанного».



Умножение рисков

И все‑таки новации, которые вводят Правила предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года, могут быть поставлены под сомнение, считает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев. Это связано с разногласиями между правилами и базовым документом, определяющим идеологию реформы ЖКХ, – Жилищным кодексом РФ.

– Предоставление возможности перехода на прямые расчеты с собственниками жилых помещений при реализации любого способа управления общим имуществом многоквартирного дома устанавливают только последние поправки в Жилищный кодекс, – считает господин Гордеев. – Они еще не подписаны президентом и не вступили в силу. Поэтому правила «забежали вперед паровоза».

Согласно Жилищному кодексу, – продолжает Гордеев, – за предоставление коммунальных услуг потребителям отвечают исполнители коммунальных услуг, иными словами, УК или ТСЖ, а при непосредственном управлении домом – РСО. Переход на прямые договоры собственников с РСО в случае, если домом управляет УК или ТСЖ, может создать дополнительные риски для РСО, поскольку заключенные между РСО и потребителями коммунальных услуг договоры будут признаны юридически ничтожными. Действующие правила позволяют потребителям осуществлять прямые платежи в адрес ресурсоснабжающих организаций только за электро- и газоснабжение.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (175) июнь 2011 года: