16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/173/12932.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (173) май 2011 года

Нефть – морем: из истории танкеров

Нефть, газ, уголь в энергетике К. т. н. Александр МОГИЛЕНКО

В 1870‑е годы Людвиг Нобель осаждал каспийские пароходства и верфи с чертежами нового вида судна – и сталкивался со стеной непонимания.

Ему говорили, что, если бы это была действительно такая блестящая идея, то американцы ее уже реализовали бы. Нобель мечтал построить судно, которое бы упростило перевозку нефти. В то время нефть доставлялась в бочках. Нобель предполагал строить суда с металлическими резервуарами, в которые можно было бы закачивать нефть при помощи насосов.

Людвиг был младшим братом Альфреда Нобеля, создавшего империю по производству динамита и позднее вписавшего свое имя в историю в качестве создателя Нобелевской премии. С точки зрения сообразительности и изобретательности Людвиг был не менее талантлив, чем его старший брат. С еще одним старшим братом Робертом он основал в Баку нефтяную компанию Branobel, причем эта компания стала одной из крупнейших в Российской империи. Основой успеха компании стало преобразование способов доставки нефти.

Доставка нефти от скважин до перерабатывающих заводов была достаточно трудоемкой. Тысячи рабочих везли тележки с бочками при помощи ослов, а также вручную. В 1877 году Людвиг Нобель упростил этот процесс, построив нефтепровод. Этот 12‑километровый нефтепровод окупился в течение года. Идея танкера стала следующим логическим шагом. В то время продукты нефтепереработки транспортировались в бочках по Каспийскому морю и Волге для дальнейшей доставки клиентам в Москву и Санкт-Петербург.

Холодная реакция владельцев верфей не остановила Людвига Нобеля. Он обдумывал безопасность своей идеи. Как защитить нефть от парового двигателя? Как предотвратить накопление взрывоопасных газов? В конечном итоге он нашел верфь Motala в Швеции, которая согласилась строить судно по его проекту. Первый в мире нефтяной танкер «Зороастр» (Zoroaster) начал работу в 1878 году и в течение тридцати лет ходил по Каспию и Волге между Баку и Астраханью, работая на компанию Branobel.

Вскоре после этого подобный транспорт появился и в экстерриториальных водах. Первый морской танкер был создан немецким импортером нефти Вильгельмом Антоном Ридеманном. Построенный в Ньюкасле, танкер Glückauf совершил свой первый рейс от Гамбурга до Нью-Йорка в 1886 году, что стало большим успехом для Ридеманна. В 1920‑е годы прошлого столетия его компания Waried Tankschiff владела крупнейшим танкерным флотом в мире.

После появления танкера Ридеманна в мире началось строительство танкеров все больших размеров с целью снижения транспортных издержек. Впрочем, суда, перевозившие от 300 до 550 тысяч тонн, уже ушли в историю. После нефтяного кризиса нефтедобывающие государства стали строить собственные нефтеперерабатывающие мощности. Поэтому потребовалось большее количество судов с меньшей единичной вместимостью для транспортировки бензина, керосина и дизельного топлива.

В настоящее время используются преимущественно танкеры, которые могут перевозить от 200 до 300 тысяч тонн сырой нефти (до 2 миллионов баррелей, соответственно). Такое количество нефти, к примеру, потребляется ежедневно Германией. Около 600 подобных судов эксплуатируется в мире на сегодняшний день.

Самый крупный танкер Seawise Giant длиной 387 метров был построен в 1976 году, а в 1980‑м реконструирован (длина увеличилась еще на 81 метр). Из-за трудностей маневрирования судно не могло войти в пролив Ла-Манш. Впоследствии неоднократно менялось название судна: Jahre Viking, Knock Nevis и Mont. С 2004 по 2009 год танкер был пришвартован в Катаре и служил в качестве емкости для хранения сырой нефти.

В 1992 году построен Eleo Mærsk, первый в мире танкер с двойным корпусом грузо­вместимостью около 300 тысяч тонн. После аварии 24 марта 1989 года принадлежащего компании Exxon Valdez судна Prince William двойные корпуса и двойные уровни стали обязательными для новых танкеров грузовместимостью более чем 5 тысяч тонн. С 2015 года эксплуатация нефтяных танкеров без двойного корпуса будет запрещена.

В целом танкеры сегодня составляют самую важную категорию коммерческих судов. По данным KPMG, 9893 судна обеспечивают транспортировку 40 процентов всего торгового тоннажа. Из них две трети перевозят сырую нефть, а остальные – продукты нефтепереработки, химикалии и газ. Можно заключить, что идея Людвига Нобеля получила длительную жизнь.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (173) май 2011 года:

  • Атомные инициативы Дмитрия Медведева
    Атомные инициативы Дмитрия Медведева

    Президент России Дмитрий Медведев направил лидерам ведущих государств и всем главам стран СНГ предложения по развитию атомной энергетики. ...

  • СЕО-саммит «Искусство быть успешным»
    СЕО-саммит «Искусство быть успешным»

    Ключевыми спикерами СЕО-Саммита-2011 выступят Клаус Кобьелл, один из самых харизматичных и успешных предпринимателей Германии, и Пекка Вильякайнен, бывший глава Tieto International, одной из ведущих IT-компаний в странах Северной Европы. ...

  • МРСК Северо-Запада нашла способ улучшить системы связи
    МРСК Северо-Запада нашла способ улучшить системы связи

    МРСК Северо-Запада и «ВымпелКом» приступили к реализации проекта по совместному использованию волоконно-оптических линий связи в Северо-Западном регионе. ...

  • Измерительные приборы для эффективного управления энергией EMpro
    Измерительные приборы для эффективного управления энергией EMpro

    Вопрос эффективного распределения и экономии энергоресурсов, всегда актуальный, в наши дни приобретает особую важность. ...

  • Smart grid изменят отрасль
    Smart grid изменят отрасль

    Российский рынок электроэнергии уникален, считают наши зарубежные коллеги-энергетики. И подчеркивают, что мы идем правильным путем. Вопрос в том, как мы идем. Чтобы не совершать известных ошибок, мы можем применить опыт других стран, освоивших новые отраслевые технологии, методы и программы. «Концентрируйте внимание на доказательствах работоспособности и комплексности технического решения, а не на конкретной технологии», – так оценива...