Нефть – морем: из истории танкеров - Энергетика и промышленность России - № 09 (173) май 2011 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/173/12932.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 09 (173) май 2011 года

Нефть – морем: из истории танкеров

Нефть, газ, уголь в энергетике К. т. н. Александр МОГИЛЕНКО

В 1870‑е годы Людвиг Нобель осаждал каспийские пароходства и верфи с чертежами нового вида судна – и сталкивался со стеной непонимания.

Ему говорили, что, если бы это была действительно такая блестящая идея, то американцы ее уже реализовали бы. Нобель мечтал построить судно, которое бы упростило перевозку нефти. В то время нефть доставлялась в бочках. Нобель предполагал строить суда с металлическими резервуарами, в которые можно было бы закачивать нефть при помощи насосов.

Людвиг был младшим братом Альфреда Нобеля, создавшего империю по производству динамита и позднее вписавшего свое имя в историю в качестве создателя Нобелевской премии. С точки зрения сообразительности и изобретательности Людвиг был не менее талантлив, чем его старший брат. С еще одним старшим братом Робертом он основал в Баку нефтяную компанию Branobel, причем эта компания стала одной из крупнейших в Российской империи. Основой успеха компании стало преобразование способов доставки нефти.

Доставка нефти от скважин до перерабатывающих заводов была достаточно трудоемкой. Тысячи рабочих везли тележки с бочками при помощи ослов, а также вручную. В 1877 году Людвиг Нобель упростил этот процесс, построив нефтепровод. Этот 12‑километровый нефтепровод окупился в течение года. Идея танкера стала следующим логическим шагом. В то время продукты нефтепереработки транспортировались в бочках по Каспийскому морю и Волге для дальнейшей доставки клиентам в Москву и Санкт-Петербург.

Холодная реакция владельцев верфей не остановила Людвига Нобеля. Он обдумывал безопасность своей идеи. Как защитить нефть от парового двигателя? Как предотвратить накопление взрывоопасных газов? В конечном итоге он нашел верфь Motala в Швеции, которая согласилась строить судно по его проекту. Первый в мире нефтяной танкер «Зороастр» (Zoroaster) начал работу в 1878 году и в течение тридцати лет ходил по Каспию и Волге между Баку и Астраханью, работая на компанию Branobel.

Вскоре после этого подобный транспорт появился и в экстерриториальных водах. Первый морской танкер был создан немецким импортером нефти Вильгельмом Антоном Ридеманном. Построенный в Ньюкасле, танкер Glückauf совершил свой первый рейс от Гамбурга до Нью-Йорка в 1886 году, что стало большим успехом для Ридеманна. В 1920‑е годы прошлого столетия его компания Waried Tankschiff владела крупнейшим танкерным флотом в мире.

После появления танкера Ридеманна в мире началось строительство танкеров все больших размеров с целью снижения транспортных издержек. Впрочем, суда, перевозившие от 300 до 550 тысяч тонн, уже ушли в историю. После нефтяного кризиса нефтедобывающие государства стали строить собственные нефтеперерабатывающие мощности. Поэтому потребовалось большее количество судов с меньшей единичной вместимостью для транспортировки бензина, керосина и дизельного топлива.

В настоящее время используются преимущественно танкеры, которые могут перевозить от 200 до 300 тысяч тонн сырой нефти (до 2 миллионов баррелей, соответственно). Такое количество нефти, к примеру, потребляется ежедневно Германией. Около 600 подобных судов эксплуатируется в мире на сегодняшний день.

Самый крупный танкер Seawise Giant длиной 387 метров был построен в 1976 году, а в 1980‑м реконструирован (длина увеличилась еще на 81 метр). Из-за трудностей маневрирования судно не могло войти в пролив Ла-Манш. Впоследствии неоднократно менялось название судна: Jahre Viking, Knock Nevis и Mont. С 2004 по 2009 год танкер был пришвартован в Катаре и служил в качестве емкости для хранения сырой нефти.

В 1992 году построен Eleo Mærsk, первый в мире танкер с двойным корпусом грузо­вместимостью около 300 тысяч тонн. После аварии 24 марта 1989 года принадлежащего компании Exxon Valdez судна Prince William двойные корпуса и двойные уровни стали обязательными для новых танкеров грузовместимостью более чем 5 тысяч тонн. С 2015 года эксплуатация нефтяных танкеров без двойного корпуса будет запрещена.

В целом танкеры сегодня составляют самую важную категорию коммерческих судов. По данным KPMG, 9893 судна обеспечивают транспортировку 40 процентов всего торгового тоннажа. Из них две трети перевозят сырую нефть, а остальные – продукты нефтепереработки, химикалии и газ. Можно заключить, что идея Людвига Нобеля получила длительную жизнь.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 09 (173) май 2011 года:

  • На первом плане – учет требований заказчиков
    На первом плане – учет требований заказчиков

    Интервью генерального директора компании «Электронмаш» Валерия Владимировича Назарова. ...

  • Россия увеличила добычу газа
    Россия увеличила добычу газа

    Добыча газа в России в январе-апреле увеличилась на 0,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 240,121 миллиарда кубометров, сообщает Минэнерго. ...

  • ИЦ «Бреслер»: от энергии молодости к энергичности бизнеса
    ИЦ «Бреслер»: от энергии молодости к энергичности бизнеса

    Лозунг любой компании дает ей не только определенный имиджевый статус в отраслевых кругах: он может стать и принципом корпоративной жизни, и стимулом для роста, и правилом ведения бизнеса. ...

  • «Новая ЭРА» пришла на девять из десяти российских АЭС
    «Новая ЭРА» пришла на девять из десяти российских АЭС

    ОАО «Новая ЭРА» заключило контракты на изготовление и поставку электрооборудования еще для трех атомных станций. ...

  • Применение золошлаков сделают выгодным
    Применение золошлаков сделают выгодным

    В настоящее время в Государственной думе рассматривается законопроект, стимулирующий максимальное применение золошлаковых отходов (ЗШО) в экономике страны. Закон будет предусматривать разработку стандартов использования вторичной продукции из ЗШО. Этот документ должен стать существенным шагом к решению проблемы ЗШО – одной из самых важных задач, стоящих перед угольной генерацией РФ. В чем заключается новизна предлагаемого законопроекта...