16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/171/12784.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 07 (171) апрель 2011 года

Новая реформа нуждается в положительном импульсе энергоинжиниринга

Теплоснабжение Подготовлено пресс-центром ЗАО «Межрегионэнергогаз» специально для ЭПР

Электроэнергетика испытание рынком перенесла болезненно. Пока промышленность и население медленно оправляются от шока, задача – не повторить ошибок реформы при создании рынка тепла.

В разгаре весна-2011. Активизировавшееся солнце и повышение среднесуточной температуры неизбежно приблизили окончание очередного отопительного сезона, подведение его итогов и подготовку к новому осенне-зимнему периоду. По традиции вместе с таянием снега на поверхности оказались неподвижно пролежавшие всю зиму вопросы коммунально-энергетической сферы. Остроты им придаёт тот факт, что текущий год является знаковым для российской энергетики и ЖКХ: закончился период реформирования электроэнергетики, на горизонте – масштабная работа по созданию рынка тепловой энергии.

Прежде, чем что-то менять, у нас принято анализировать текущее положение вещей, а оно, судя по коммунальным инцидентам, то и дело возникавшим этой зимой в разных регионах страны, весьма безрадостное. «Жители села N остались отрезанными от электроснабжения», «Поселки M-ской области замерзают по вине коммунальщиков», «Спор хозяйствующих субъектов привёл к срыву отопительного сезона в городе К»… Вот неполный список типичных заголовков в новостных лентах прошедшего ОЗП, что, если разобраться, и немудрено.

С каждым годом становится всё сложнее бороться с энергетическим и коммунальным «наследством» советского периода. Наибольшее распространение в то время приобрели ТЭЦ, строительство которых в условиях высокой централизации энергосистемы СССР и государственной монополии было вполне оправданным. При низких ценах на энергоносители приемлемым было даже содержание этих предприятий – ориентированных на производство электроэнергии и лишь попутно производивших тепло. Небольшие удаленные города и посёлки были тогда щедро одарены котельными (чаще всего работающими на электроэнергии и мазуте), которые по сей день тяжким грузом «висят» преимущественно на балансе муниципальных предприятий.

Через несколько десятков лет после исполненных в советское время благих намерений мы получили то, чего в принципе следовало ожидать: при слабом финансировании обновления и капитального ремонта ТЭЦ и котельных оборудование безнадёжно устарело морально и заметно обветшало. Из-за цен на топливо, растущих не по дням, а по часам, ценообразование на рынке тепловой энергии перестало вписываться в рамки нормальных экономических законов. Одновременно критической массы достиг вопрос ремонта теплосетей. Степень износа сетевого хозяйства в северных регионах доходит до 80%, а огромная протяженность сетей на территории нашей необъятной Родины предопределяет крайне высокий уровень потерь тепла при передаче. В результате всё, что остаётся не обанкроченным, не отключенным за топливные долги и не вышедшим из строя от старости, легко добивается штормовыми ветрами, снегопадами, ледяными дождями и прочими погодными катаклизмами.

В самом незавидном положении оказываются те, кому за это «бесперебойное» электро- и теплоснабжение приходится платить, то есть, граждане-потребители. Ведь если вернуться к вопросу о том, что по задумке «строили», а что реально «наконец построили», то вместо предполагавшихся расширения территорий небольших населенных пунктов (под перспективное развитие которых как раз и строились электрические и мазутные котельные), роста населения и увеличения числа крупных промышленных потребителей мы видим погибающие посёлки с полуразрушенной инфраструктурой и убыточными котельными, установленная мощность которых в разы превосходит реальную нагрузку. Неполная загруженность котельных означает удорожание их содержания, а в случае с электрокотельными ситуация усугубляется ещё и дисбалансом между стоимостью электроэнергии, необходимой для производства тепла, и устанавливаемой ценой тепла для конечного потребителя. Результат – рост тарифов, за которым следует их искусственное сдерживание в целях недопущения чрезмерной нагрузки на население. Далее – закономерное перекладывание этой нагрузки на предприятия-потребителей энергии при помощи механизмов тарифообразования и перекрестного субсидирования, а в конечном итоге – снова на население в составе цен на товары и услуги…

Казалось бы, проблемы чисто объективные, никто конкретно не виноват, и, более того, все отлично знают, что делать: разрабатывать новые программы развития теплоснабжения регионов, привлекать в отрасль инвестиции, в том числе зарубежные, заниматься, наконец, энергосбережением и экономией топливно-энергетических ресурсов, отдавать приоритет новому строительству и реконструкции генерирующих мощностей и сетей, увеличивать в топливном балансе страны долю угля и торфа… Вот только строительство и технологии требуют первое – финансирования, второе – контролируемости и управляемости. Значит, неизбежно формирование рыночных механизмов организации и управления теплоснабжением регионов. А это, в свою очередь, означает разделение единой системы на производителей, сетевые и сбытовые компании, перекраивание нормативно-правовой базы функционирования теплоэнергетики, внедрение учётных и биллинговых систем на рынке производства, поставки и потребления тепловой энергии, вытекающую оттуда очередную волну реформы ЖКХ с перекладыванием немалой доли ответственности за содержание теплоэнергетического хозяйства и финансовой нагрузки на неготовое к этому население… В общем, один в один – российская реформа электроэнергетики, совсем недавно крайне болезненно подошедшая к официальному завершению.

Опыт реформирования электроэнергетики, неразрывно связанной с теплоэнергетикой, заставляет настороженно относиться к перспективе создания свободного (пусть даже относительно свободного) рынка тепловой энергии. Ведь остроту проблематики перехода на рыночные рельсы в электроэнергетике в полной мере ощутили на себе не только участники рынка, но и буквально каждый житель. Довольно форсировано изменилось многое: законодательная база, структура рынка, механизмы тарифообразования. Но если бизнес худо-бедно успел адаптироваться, то почва, на которой должен расти новый рынок, оказалась слабо подготовленной к таким потрясениям. Пореформенное законодательство в области электроэнергетики на практике то и дело вступает в противоречие с ранее созданными законодательными актами в смежных отраслях, главным образом, в ЖКХ. Сила мысли и изобретательность юридических служб энергокомпаний до сих пор работают на пределе своих возможностей, заполняя пробелы, додумывая и интерпретируя существующую нормативную базу.

Не готовыми к переменам также остались инженерная инфраструктура и новые собственники старого жилого фонда с давно вышедшими из строя системами энергообеспечения. Сформулированная глобальная и экономически «правильная» стратегия в реальной жизни во многом оказалась применима с той же долей успеха, с какой на реальный рынок может быть переложена теория из учебника.

Рыночный механизм эффективен, когда он работает в подлинно рыночных условиях. В то же время реалии нашего рынка – это по-прежнему существенное влияние государства, которое, как минимум, сохраняет за собой жёсткий контроль социально значимых вопросов в области энергообеспечения, а значит – осуществляет регулирование, сдерживает рост тарифов на электро- и теплоснабжение для населения. А в условиях, когда продукт стандартизирован донельзя, отсутствие самой возможности развития ценовой конкуренции убивает последние рыночные ростки на корню (сервис и имиджевые составляющие в качестве весомого конкурентного преимущества вряд ли стоит рассматривать, ибо массовый потребитель в России переплачивать за «комфортную» или «экологичную» энергию будет готов ещё не скоро). Кроме того, муниципальные и федеральные государственные предприятия, содержащие объекты генерации, часто ограничены в возможности рационально реагировать на рынок и развивать адекватные рыночные отношения: действуя в рамках бюджетных лимитов и субсидий, они вынуждены направлять средства в первую очередь на закупку топлива, необходимого для выполнения своих прямых социально значимых функций по жизнеобеспечению населения (а это в свете упомянутой выше проблемы тарифных дисбалансов –колоссальная доля расходов).

А теперь о тех, кому после реформ жить должно, по идее, стать «лучше и веселее»: о гражданах. Ради их же защиты для категории «Население» устанавливаются фиксированные тарифы на тепловую и электрическую энергию. Иначе никак, ведь аксиома «энергия общая и должна быть бесплатной» будет жить в умах россиян ещё долго. Между тем, регулируемые тарифы оказываются экономически не обоснованными, поскольку за ту самую стратегически необходимую модернизацию, за строительство и содержание мощностей нужно платить. В результате и за себя, и за население платят предприятия. Причём если многие крупные промышленные предприятия (особенно приоритетных отраслей) и энергетические компании могут хотя бы частично покрывать свои затраты на несение некой социальной ответственности благодаря различным федеральным субсидиям, то малому бизнесу приходится совсем туго. С другой стороны, эти предприятия работают в нормальных рыночных условиях, а потому посредством ценообразования на свои продукты и услуги относительно благополучно возвращают всё, что государство за их счёт подарило гражданам. Нужно заметить, что аналогично по замкнутому кругу (только с более широким составом участников и в обратном направлении) движется задолженность за энергоресурсы, создающая опасные «тромбы» в энергосистеме.

Когда уже всем стало очевидно, что в таком виде существование круговорота платежей и задолженности неприемлемо, ответственность за жизнеобеспечение граждан стали по-тихоньку перекладывать на самих граждан. Однако и тут оказался априори заложен камень преткновения: когда людям начали объяснять, что именно они являются собственниками внутридомовых сетей и прочего коммунального добра, поднялась мощная волна возмущения, ибо осознание собственности дырявых сетей и требующих капитального ремонта инженерных коммуникаций душу гражданам ничуть не греет. «И вопросы должно решать государство» – ещё одна народная аксиома.

Таким образом, передача в частные руки неэффективных, убыточных котельных, планомерно наносящих ущерб экологии, и изношенных сетей с огромными потерями – дело непростое. Между тем, у нас переход на рыночные рельсы – процесс даже не реформаторский, а революционный. И готовы к нему должны быть не только направляющие стрелки и переводимый состав, но и пассажиры, а главное – сами новые рыночные рельсы и окружающая инфраструктура. А для этого нужно строить, обновлять, модернизировать, налаживать. Сначала – навести порядок, затем – передавать имущество новоявленным собственникам на содержание.

Осталось выяснить, кто сегодня строит и «наводит порядок». Дело это непростое, государственное, и основным Заказчиком здесь являются правительства разных уровней. Хотя есть и прогрессивное меньшинство предприятий, перешедших на рыночные принципы функционирования, работающих с западными инвесторами и/или в плотном альянсе с тем же государством.

Небольшим предприятиям, строящим энергообъекты для собственных нужд, хватает и небольших квалифицированных компаний-подрядчиков, использующих современные технологии, современное оборудование и стабильно работающих со своими заказчиками на рынке строительства энергоисточников. Когда дело касается вопроса обновления всей энергосистемы какого-либо забытого богом муниципалитета или одного из регионов нашей необъятной страны, обильно снабженного доживающими свой век котельными с их безнадежно старыми технологиями и оборудованием, сетями, системами сбыта и учёта энергии – здесь уже необходимы огромные ресурсы (главным образом, доступ к ним). Прежде всего, речь о ресурсах собственно топливных, безусловно, финансовых, опытных человеческих, инвестиционных государственных и частных, а также высокотехнологичных партнёрских. Такие проекты под силу сегодня только энергетических гигантам. Это и нефтяные компании, и объединенные генерирующие, а также мощные, вертикально и горизонтально интегрированные компании, ярчайшим примером которых является концерн «Газпром».

По неписанному закону бизнес-жанра, эффективнее всего на этом рынке работают узкоспециализированные компании, сконцентрированные на одном направлении деятельности, но имеющие доступ к обширным ресурсам партнёрских или материнских организаций. В частности, если продолжить рассматривать в качестве примера ОАО «Газпром», как лидера отрасли, то в структуре холдинга реконструкцией и строительством энергетических объектов активно занимается ЗАО «Межрегионэнергогаз». С 2005 года эта компания реализует проекты строительства «под ключ» объектов тепло- и электроэнергетики малой и средней мощности в России и за ее пределами.

Рассматриваемый пример показателен тем, что на сегодняшний день деятельность компании чётко отвечает всем указанным потребностям отрасли. ЗАО «Межрегионэнергогаз» участвует в разработке государственных, региональных программ в области коммунальной энергетики, создавая системы энергоснабжения для новых жилых микрорайонов, осуществляя комплексную реконструкцию существующих систем теплоснабжения сельских и городских поселений. Также компания реализует проекты строительства и модернизации систем теплоснабжения промышленных потребителей (в том числе создаёт высокоэффективные электростанций малой мощности с совместной выработкой электрической и тепловой энергии – малых ТЭЦ). Интересно то, что компания нередко сама выступает инвестором, заказчиком и генеральным подрядчиком при реализации проектов строительства, работая практически автономно и аккумулируя все необходимые для этого ресурсы.

Большое внимание компания уделяет работе с регионами и вопросам повышения энергоэффективности, обеспечению эффективной загрузки газопроводов, строящихся в рамках региональных программ газификации. Одним из приоритетов деятельности и развития дочерней структуры газового гиганта является снижение объёмов потребления природного газа за счет использования альтернативных источников топлива и энергии, создание условий для устойчивого и бесперебойного обеспечения энергией населения и промышленности удаленных регионов без строительства дорогостоящих газопроводов.


Теплоэнергетика активно готовится к переменам. Их неотвратимость уже подтверждена документально. Ещё в апреле прошлого года Постановлением Правительства РФ были определены правила и параметры долгосрочного рынка мощности для теплогенерирующих компаний, которые с января 2011 г. учитываются при расчете тарифов на новую мощность. Министерство энергетики провозгласило курс на создание, начиная с 2011 года, «полноценного, цивилизованного рынка тепла». Вектор развития самого процесса поэтапного реформирования теплоэнергетики задает Энергетическая стратегия России до 2030 года. В тексте последней утверждается, что за время ее реализации произойдет снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения. А пока сильнейшие компании рынка строительства и реконструкции систем теплоснабжения ведут активную работу и ищут возможности для реализации новых проектов, чтобы рыночный механизм в теплоэнергетике был органично запущен и стал по-настоящему эффективным.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 07 (171) апрель 2011 года:

  • Благими намерениями...

    Реформа российской электроэнергетики преследовала цель увеличения объема инвестиций в отрасль, повышения эффективности ее предприятий и обеспечения надежного, бесперебойного энергоснабжения потребителей. ...

  • Миражи и действительность энергорынка России
    Миражи и действительность энергорынка России

    ЧТО: энергетические выставки и конференции Russia Power-2011 и HydroVision Russia-2011. ГДЕ: Москва, Экспоцентр на Красной Пресне. СОСТОЯЛОСЬ: 28‑30 марта 2011 года....

  • ИЦ «Бреслер» – молодая компания с большим опытом
    ИЦ «Бреслер» – молодая компания с большим опытом

    Темы, подобные той, – «как бизнесу удалось преодолеть кризис», стали сейчас уже не такими частыми и интересными, как год-два назад. Однако заявление представителей бизнеса о том, что именно в сложный экономический период компания достигла беспрецедентного роста объемов выпуска продукции, безусловно, вызывает интерес. Один из лидеров российского рынка микропроцессорных релейных защит и автоматики чебоксарская компания ИЦ «Бреслер» в 20...

  • Энергетический аудит предприятий
    Энергетический аудит предприятий

    Энергетическим аудитом называется комплексное обследование предприятия с целью установления его энергетического баланса. Это обследование включает в себя сбор исходных данных, определение балансов потребления и распределения энергетических ресурсов, анализ финансовых и технических данных, обнаружение нецелесообразных энергетических потерь, разработку эффективных энергосберегающих мероприятий, выдачу рекомендаций и определение теоретичес...

  • Модернизация комплексов телемеханики – простое и надежное решение
    Модернизация комплексов телемеханики – простое и надежное решение

    Значительная часть оборудования комплексов телемеханики на предприятиях России и ближнего зарубежья находится в эксплуатации в течение достаточно большого срока – пятнадцати-двадцати лет. ...