Чубайс: размышления о будущем - Энергетика и промышленность России - № 06 (170) март 2011 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/170/12748.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (170) март 2011 года

Чубайс: размышления о будущем

Энергетика: тенденции и перспективы Подготовила Ольга ТРУНОВА

Анатолий Чубайс, генеральный директор госкорпорации «Роснано», в очередной раз поделился с нами видением того, что такое на сегодняшний день инновационная экономика в России и, самое главное, что нужно сделать, чтобы эту самую инновационную экономику в стране создать.

Зарубежный опыт

– Вот самые простые примеры, фиксирующие сроки решения задачи строительства инновационной экономики в других странах. Не углубляясь в детали, в общем, совершенно ясно, что ровно в те самые 20 лет, которые мы по разным объективным или субъективным причинам потеряли, на земном шаре возник десяток образцовых инновационных моделей, демонстрирующих фантастические результаты в области функционирования инновационной экономики.

Финляндия, если я правильно помню, в 1991 году имела уровень безработицы 22 процента и катастрофическую ситуацию в силу обрушившейся торговли с СССР, умершего экспорта и так далее. И ровно тогда в этой стране в небольшую кабельную компанию пришел молодой человек, который сказал: «Вот, готов вашу кабельную компанию поднимать, но нужно сменить профиль продукции». Его звали Йорма Оллила, теперь он президент компании Nokia. Каким‑то чудом ему удалось убедить акционеров снять с производства 95 процентов производимой продукции, полностью сменить профиль, создать компанию по производству мобильных телефонов. Как известно, в 2010 году количество мобильных пользователей Интернетом, мобильными смартфонами вместе с другими устройствами составило в мире 4,2 миллиарда.

Нечто подобное произошло в десятке стран мира в тот самый период, когда мы с вами даже отдаленно к этому приступать не собирались.



Российская действительность

– А что сегодня сделано в России? Надо признать, что есть определенный задел, что‑то в России происходило в последние 10‑15 лет. Между прочим, больше происходило в регионах, чем в Москве. В Томске, Ставрополе, Пензе, Чебоксарах есть десятки компаний с объемом продаж под 100 миллионов долларов каждая, имеющие реальный экспорт под 70‑80 процентов, абсолютный хай-тек, с продажами в Европе. Они малоизвестны, родились 10‑12 лет назад и пробиваются сквозь тысячи барьеров, выставленных родным государством на пути инновационной экономики. Но они есть.

На сегодняшний день реализован набор политических решений. Прежде всего, были предприняты определенные организационные шаги: президентская комиссия, регулярно заседающая всерьез, ежемесячно, вслед за ней создана премьерская комиссия. Еще один закон – ФЗ-217. Речь идет о создании малых инновационных предприятий при вузах и институтах академий наук. Вокруг этого закона было много бурных дискуссий, в нем имеются определенные изъяны, но, тем не менее, он был принят. На сегодняшний день при российских вузах создано уже более 400 малых инновационных предприятий. Следующий шаг: внесены поправки в миграционное законодательство. С 1 июля стоит иностранцу только обеспечить себе зарплату на уровне 2 миллионов рублей в год, и он приезжает в Россию без ограничений. Радикально упрощается визовый режим, регистрация при переезде и так далее.

Далее – крупному государственному бизнесу предложена идея создания так называемых инновационных программ. Родилась методическая база, ежегодно создаются инвестпрограммы. У РАО ЕЭС, например, годовая инвестиционная программа была 960 миллиардов рублей. Инновационная программа – это совсем другой срез темы. Это, собственно, модернизация. В ближайшее время министр экономики будет докладывать правительству о механизме обеспечения инновационных программ крупных государственных компаний. Крупному частному бизнесу уже дан серьезный импульс. На президентской комиссии было принято решение, по которому заявки на крупные проекты инновационного характера с объемом продаж под 15 миллиардов рублей в 2015 году будут поддерживаться государством. Сейчас завершается процесс отбора, больше 40 проектов уже отобрано.



Чего не хватает?

– Мы видим сегодня бурные процессы. Израиль стал практически мировым центром IP (Intellectual Property) интеллектуальной собственности. Южная Корея, которая почти не имела собственной фундаментальной науки, тем не менее экспортирует инновационную хай-тек-продукцию на сотни миллиардов долларов, в десятки раз больше, чем Россия. Науки нет, а инновационный бизнес есть. И наоборот: наука есть, а инновационного бизнеса нет. И такие модели возможны, и иные. Или Китай, который сегодня вкладывает в это направление, по моей оценке, триллионы долларов. Фантастический объем ресурсов, который даже сложно себе представить. Добавьте к ним реальные стоимости, реальную цену рабочей силы и на этом фоне определите, а что в России можно сделать такого, что способно было бы конкурировать с китайской продукцией через пять лет. Именно с инновационной продукцией через пять лет – я сейчас не про уголь. Понятно, что задача не простая и ответ на нее совсем не тривиален.

Самое главное – что должно быть внутри, в этой программе. Дать сейчас полный ответ на этот вопрос сложно, но могу обозначить пять приоритетов: общее экономическое законодательство; региональная политика; технологические приоритеты; состав федеральных органов исполнительной власти, инструменты механизма государственной инновационной политики; преобразования науки. Список можно и нужно продолжать.



Техническое регулирование

– В 2002 году в России был принят закон о техническом регулировании. Замечательный, прогрессивный, передовой, очень стратегический. При этом никакого отношения к реальной жизни не имеющий. Не реализован вообще ни в какой форме. В стране на сегодняшний день принято чуть меньше 20 технических регламентов, а это основа закона. Это означает, если называть вещи своими именами, что страна живет без технического регулирования. Ответить на вопрос: а работают ли сегодня те введенные в отраслях 100 000 ГОСТов, полтора миллиона ОСТов, столько‑то сот тысяч СНИПов и еще столько‑то сот тысяч норм и правил или нет, – невозможно. Нет ответа. И представить себе на секунду, что экономика наших масштабов, за триллион долларов ВВП, вообще не имеет технического регулирования, в жизни, основанной «на трубе», можно. Так не бывает.

Я считаю, что задача концептуального переосмысления технического регулирования является важнейшей и ее решение требует серьезнейших интеллектуальных усилий.

Законодательство об интеллектуальной собственности
– Я убежден, что суть проблемы в интеллектуальной собственности, – я говорю не о копирайте, не об авторском праве, а о промышленной интеллектуальной собственности – в разрыве между центром мотивации и центром правообладания. Мотивация все равно находится у того, кто придумывал, а правообладание – там где‑то далеко-далеко. Все остальное – вторично. Все дискуссии о том, что у нас плохо в РСБУ учитываются нематериальные активы, что доля нематериальных активов составляет столько‑то, а вот в Америке – столько‑то, что нам нужно развивать оценщиков в сфере нематериальных активов и так далее,– все это правильно. Только вторично. А первична – мотивация, которая растоптана, разорвана на части.

Пока мы не решим эту задачу, мы не добьемся ничего. Суть решения – я боюсь использовать некоторые термины из «проклятых 90‑х», как‑то хочется их избежать – интеллектуальная амнистия. Это суть того, что мы будем предлагать для существенного обновления всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности.



Светотехника на светодиодах

– Сегодня любой эксперт в этой сфере скажет: очевидно, что светодиод с электропотреблением в семь раз меньше и сроком службы в пятьдесят раз дольше точно заменит и офисное, и уличное, и промышленное, и автомобильное освещение, и освещение специальное и дальше вплоть до хирургического освещения или фонариков. Отрасль стоит в шаге от смены технологического уклада. Она будет заменена полностью в течение ближайших 10‑15 лет. Ясно, что мы можем попытаться этот рынок освоить или, как обычно, отдать его «друзьям» за рубеж. Очень похожая ситуация с автомобилестроением, где, очевидно, просматривается переход сначала к гибридному, а затем и к электромобилю, за которым крупномасштабная технологическая проблема: двигатель, аккумулятор и суперконденсатор. Эти три задачи более чем серьезны.

Понятно, что переход такого рода, прежде всего, упирается в инфраструктуру, в возможности замены либо аккумуляторов, либо зарядки, которая не решается без масштабной государственной поддержки. Такого уровня задача требует крупномасштабного участия государства. Высокоскоростное железнодорожное сообщение. Европа в 1990‑е годы эту задачу решила. Скорость 280‑300 км/ч там освоена повсеместно. Для сведения добавлю: в Китае совсем недавно пущен первый поезд на 1000 километров со скоростью 398 км/ч. Китайская инвестиционная программа предполагает развитие этого проекта примерно с 10‑кратным увеличением в ближайшие пять лет. В России есть «Сапсан», что, конечно, хорошо. Но, как мы понимаем, это очень далеко от масштаба задачи, которая должна быть решена в целом.



Цифровые медийные средства

– Поезжайте в Сингапур. На любой встрече вам скажут: «такие средства – это стратегия Сингапура, на ней мы собираемся выращивать будущее. Наша задача – сделать четыре университета и 12 исследовательских центров по цифровым медийным средствам». И так далее. Интерактивность, многожанровость, индивидуализация запроса, возможность изучения индивидуализированного новостного ряда. Новостная лента в Facebook по отношению к этому покажется детским лепетом. И очень скоро появятся магазины без кассы: суть заключается в том, что вы приходите в магазин, берете что надо и уходите, и, собственно, все.

Правда, при этом с вашей кредитной карты автоматически списывается объем ваших расходов. Если вы хотите увидеть чек – пожалуйста. Не хотите – не надо. Все сделают за вас. Штрих-код исчез, ручное считывание штрих-кода исчезло. Вместо него появилась метка, которая в автоматическом режиме без потребления энергии дает информацию о каждом купленном товаре. Нами подписан проект «Магазин будущего», создаем вместе с «Пятерочкой» и АФК «Система» первый опытный магазин.



Инструменты и механизмы государственной инновационной политики

– Суть состоит в том, что все действующие инструменты неадекватны задачам воздействия государства в условиях инновационной экономики. Вообще, ситуация проста: степень сложности государственного воздействия на экономику возрастает на порядки. Уровень компетентных запросов, требований к государству в этой ситуации возрастает на порядки. Диверсификация инструментов, способность применять их к разным видам бизнеса возрастает также.

Эта задача, конечно же, требует специальной работы, к которой присоединяется еще одна мелкая задачка под названием «реформа образования и науки». А если поставить вопрос: есть ли какой‑то набор фундаментальных реформ, которые стране необходимы? Реформа МВД. Ясно, что надо, но к инновационной экономике это прямого отношения все‑таки не имеет. Пенсионная реформа. Вопрос жизни и смерти для страны.

А вот реформа образования и науки – просто на инновационном пути, и никуда от этого не деться. Наверное, это вопрос не данного политического цикла, а следующего. Если в сфере образования мы видим реальные шаги: единый госэкзамен, исследовательские университеты, то в сфере науки – я, может, что‑то проглядел, но сдвигов не заметил. Может, что‑то секретное происходит, готовится где‑то в глубинах – мне неизвестно.
Чубайс: размышления о будущем
Борис Федоров, бывший член совета директоров РАО ЕЭС:

Господин Чубайс – самый плохой менеджер в России. Он пытается за счет государства и акционеров стать крупным олигархом.



Андрей Семенов, «Общая газета. ру»:

Чубайс укатывает «нанотехнологии» в асфальт.



А. Ермолаев, журнал «Золотой Лев» – «издание русской консервативной мысли»:

Нанотехнологии – проект, лоббируемый влиятельными людьми из окружения Путина. И одновременно – сверхмодный рекламный термин, служащий для увода денег в обход науки и ученых. «Нанотехнология» все больше принимает знакомый облик другой «царицы наук» – алхимии.



Борис Миронов, публицист: «Чубайс. Враг народа. Факты и документы»:

По масштабу совершенных преступлений Чубайса нельзя сравнить ни с одним гитлеровским преступником, отправленным на виселицу Нюрнбергским трибуналом, – злодеяния Чубайса страшнее.



Энн Уильямсон, американская журналистка:

В глубине души Чубайс, я думаю, большевик. Движущая им сила – ­желание власти, потому что он хочет контролировать все основные составляющие общества. Он, похоже, наслаждается образом игрока, сильно распространенного среди политической и финансовой элиты России. Я всегда говорю, что нет ничего лучше хорошей интриги, чтобы взбодрить человека для изнуряющей многочасовой работы, будь то очистка авгиевых конюшен или заполнение их.



Альфред Кох, экономист, в 1996–1997 годах – глава Госкомимущества:

Даже усталый и расслабленный, он буквально излучает странную, удивительную энергию. Он заточен на борьбу, как гладиатор. Сантименты ему чужды, он нечувствителен к боли. Пусть кругом все взрывается и рушится, Чубайс, как Терминатор, пробивается к своей цели, невзирая на цену, которую придется заплатить.



Анекдот:

Чубайс ловит такси. Таксист спрашивает: «Куда?»
Чубайс отвечает: «Все равно. Везде нужен».



СПРАВКА

По сообщению официального сайта РОСНАНО, российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».

Все 100 процентов акций РОСНАНО поступают в собственность государства. В настоящее время сформированы совет директоров, ревизионная комиссия общества, назначен председатель правления – Анатолий Чубайс. Правление ОАО «РОСНАНО» будет сформировано на первом заседании совета директоров компании (планируется, что он пройдет в конце марта 2011 года).

К ОАО «РОСНАНО» перешли все права и обязательства госкорпорации в порядке универсального правопреемства. ОАО «РОСНАНО» продолжает реализацию государственной политики в сфере нанотехнологий, включающую коммерциализацию научных разработок наноиндустрии.

Задачи госкорпорации по созданию инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий и реализации образовательных программ будут выполняться Фондом инфраструктурных и образовательных программ, который создан в соответствии с федеральным законом № 211‑ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».

Изменение статуса и структуры РОСНАНО позволит компании стать более динамичной и эффективной, четко сфокусирует деятельность ОАО на достижении бизнес-результатов, а фонда – на создании инфраструктуры наноиндустрии.

– Реорганизация РОСНАНО в акционерное общество – не просто смена вывески. Это переход на новые требования прозрачности и ответственности, которые характеризуют открытое акционерное общество. Это переход на иной уровень взаимодействия с бизнес-средой и научным сообществом, который будет реализован в новых высокотехнологичных проектах в области российской наноиндустрии, – подчеркнул глава «РОСНАНО» Анатолий Чубайс.



Мнение

Первый заместитель генерального директора Международного экономического форума «ТЭК России в XXI веке» Александр Епишов:

– Нанотехнологиям сейчас уделяется слишком большое внимание. Да, это научная сфера, которая может дать толчок развитию сразу нескольких отраслей. Но речь идет, скорее, об уровне научной глубины, новом подходе к созданию материалов будущего. Нанотехнологии призваны обеспечить новый уровень эффективности уже существующих материалов и технологий. Однако при этом никто не отменял задачи развития других секторов прикладной науки, в частности в области энергетического машиностроения.

Лично у меня вызывает удивление то, какие колоссальные деньги мы направляем в развитие нанотехнологий, но при этом оставляем без внимания другие традиционные высокотехнологичные сферы, без которых невозможно полноценно решать задачу модернизации экономики страны. Я считаю, что финансирование как фундаментальной, так и прикладной науки должно быть более сбалансированным. На сегодняшний день в наносфере мы видим лишь небольшие по масштабам, единичные проекты. А, как известно, сегодня прикладная наука без идущих за ней технологий лишена экономического смысла.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (170) март 2011 года:

  • Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности
    Энергетическая безопасность как важная составляющая национальной безопасности

    Cложность, масштабность и глубина энергетических проблем современности выдвигает энергетическую безопасность в ряд наиболее важных составляющих национальной безопасности. ...

  • ОАО «НПО ЦКТИ» – на острие глобальных энергетических проблем
    ОАО «НПО ЦКТИ» – на острие глобальных энергетических проблем

    НПО ЦКТИ, созданное в 1927 году в качестве научно-технической базы отечественного энергомашиностроения, долгие годы выполняло функции головного института отрасли, прошло вместе со всей страной период создания и освоения головных энергетических блоков и сегодня является активным участником рынка инновационных решений и технологий применительно к энергооборудованию для ТЭС, ГЭС, АЭС, промышленной и коммунальной энергетики. ...

  • Контакт втычной наборный (КВН). Выбор исполнения
    Контакт втычной наборный (КВН). Выбор исполнения

    Совместная разработка ООО «ЕССО-Технолоджи» и ЗАО «НПО «Каскад». ...

  • СРО в области пожарной безопасности
    СРО в области пожарной безопасности

    Созданию института СРО в области пожарной безопасности способствовало желание государства улучшить контроль над соблюдением законов в этой области, а так же ряд трагических случаев, связанных с несоблюдением требований пожарной безопасности. Количество обладателей лицензий достигло опасного предела, при котором их деятельность стало трудно контролировать. И в этой связи было принято решение создать такие условия, при которых ответственн...

  • Российское энергоагентство будет овладевать биотопливом
    Российское энергоагентство будет овладевать биотопливом

    Российское энергетическое агентство подписало соглашение о намерениях с Министерством сельского хозяйства, продовольственной и лесной политики Италии. ...