Профсоюз и собственник: вопрос не в конфликте труда и капитала, а в умении его разрешать - Энергетика и промышленность России - № 1 (17) январь 2002 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/17/1034.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (17) январь 2002 года

Профсоюз и собственник: вопрос не в конфликте труда и капитала, а в умении его разрешать

Производство для энергетики Беседовала Елена Непомящая

- Профком на предприятии должен быть фактически посредником между работодателем и наемным работником, - говорит Виталий Артюхин, - и дело его жизни добиться, чтобы между первым и вторым установились отношения настоящего социального партнерства. Так принято во всех развитых странах.

-В советское время народ, мягко говоря, неоднозначно относился к профсоюзам: эта структура не столько защищала рядовых работников от произвола начальства, сколько выполняла функции социально-бытового отдела. Получилось, что в начале 90-х профсоюзы были совершенно не готовы к своей основной роли и начали разваливаться. Можно ожидать, что сегодня лидер профсоюзной организации, простите за резкость, стал просто слугой двух господ: собственника предприятия - работодателя и рядовых членов профсоюза - наемных работников. Так ли это?

-Я думаю, что лидер профессионального союза содержится на деньги рядовых членов профсоюза - наемных работников и обязан бороться за их интересы. К тому же ложиться под администрацию - последнее дело: во-первых, люди уважают только бойцов, а трусов выгоняют, во-вторых, если администрация хоть раз почувствует в тебе раба, считай - ты для нее исчез с лица земли.

-А в управляющей компании «Силовые машины» есть профсоюзная организация?

-К сожалению, нет, и я бы рекомендовал им создать свою профсоюзную организацию. Но, конечно, в первую очередь профсоюзы нужны на крупных предприятиях, где работает не одна сотня человек. Тут профсоюз - действительно эффективный посредник между работодателем и наемным работником.

Могу сказать, к чести сегодняшнего основного собственника ЛМЗ - концерна «Силовые машины» - он, в отличие от прежнего - «Энергомашкорпорации», понимает, что с профсоюзом легче решать социальные проблемы, чем без него, и идет с нами на нормальный диалог. Такие отношения сложились у нас, можно сказать, исторически.

Не разевай роток на чужой пирожок...

-Напомню, что в 1998 году к власти на ЛМЗ пришла «Энергомашкорпорация» – структура, созданная энергомашиностроительными предприятиями города фактически взамен министерства. Во главе ее оказались так называемые новые русские, которые повели преобразования в очень жестком стиле: решили повышать эффективность производства за счет рядовых людей, которым месяцами не выплачивали зарплату.

В то же время новые хозяева грузовиками вывозили с завода оборудование и переводили на себя активы завода. Механизм разорения завода был прост как дважды два четыре: продукция ЛМЗ продавалась через структуры корпорации, и закупки ЛМЗ шли тоже через них, при этом и за то и за другое корпорация брала с завода определенную плату. Естественно, что скоро заводу стало не хватать оборотных средств, и он вынужден был брать в долг у корпорации. ЛМЗ вот-вот должен был раствориться в воздухе. Дошло до того, что корпорация зарегистрировала новое предприятие в оффшорной зоне под Архангельском, и все мы должны были юридически оформиться на работу там, а не в Петербурге.

Но не тут-то было - наша профсоюзная организация (не хвалюсь, а констатирую факт), одна из немногих в стране, оказалась достаточно грамотной и сильной: мы объединили усилия профсоюзных организаций ряда предприятий, находящихся под контролем корпорации, и обратились в ЦК профсоюза машиностроителей. Там нам помогли, мы смогли сплотить коллектив и «вынести» дирекцию «Энергомашкорпорации» с завода.

-Все обошлось без перестрелок и мордобоя?

- Все шло строго в рамках закона. (Кстати говоря, тогдашний вице-губернатор Петербурга Илья Клебанов присутствовал на решающем собрании и одобрил наши действия.)

Правда, были чисто юридические заморочки. Например, в совете директоров было 6 человек (седьмой к тому времени умер), и получилось, что голоса «за» и «против» сотрудничества с корпорацией разделились поровну. Но, к счастью, председатель совета директоров поддержал заводчан.

Были еще сложности из-за противоречий в законах «О банкротстве» и «Об акционерных обществах (в соответствии с первым на время процедуры банкротства вся власть на предприятии переходит к совету кредиторов, в соответствии со вторым - только собрание акционеров может принимать решение о дополнительной эмиссии акций). Кредиторы обратились в Верховный суд, и он разрешил противоречие в пользу завода: мы получили возможность провести дополнительную эмиссию акций и рассчитаться с кредиторами.

На заводе появился новый собственник - владельцем контрольного пакета акций (51%) стала компания «Силовые машины», которая входит в структуру холдинговой компании «Интеррос». Сегодня у «Энергомашкорпорации» осталось около 20%, у физических лиц - примерно 7%, у «Сименс» - 10%

Кстати, мы когда-то боялись, что «Сименс» пришел к нам, чтобы уничтожить нас как конкурента, а на самом деле они-то пришли сюда зарабатывать деньги и вели себя очень цивилизованно.

Идет нормальный диалог

-Руководители «Силовых машин» (опять-таки в отличие от прежних собственников) понимают, что корову надо сначала кормить, а потом доить. Или без аллегорий - для увеличения объемов производства, для улучшения качества продукции и, соответственно, для получения хорошей прибыли нужно вовремя платить зарплату и нужны вложения и в социальную сферу. Кстати, вопрос своевременной выплаты зарплаты снят с повестки дня с момента прихода «Силовых машин» в 1999 году, и даже в колдоговоре есть пункт, по которому профсоюз имеет право остановить работу предприятия, если выплата просрочена даже на один день. Поэтому, если кто-то из заказчиков вовремя не рассчитался и у работодателя нет денег на счету, он берет кредит, но зарплату выплачивает вовремя.

Однако не будем строить иллюзий: работодатель всегда старается поменьше заплатить наемному работнику и побольше нагрузить его.

Но когда в стране экономический подъем, все прекрасно понимают: если зарплата профессиональных рабочих будет недостаточна, они сбегут на соседнее предприятие, а других профи днем с огнем не найти - рабочие в дефиците.

Социальная сфера тоже помогает удерживать кадры. Мы сохранили базу отдыха, которая обходится заводу примерно в 500 тысяч в год. Если базу закрыть, а деньги разбросать на всех работающих, а их 6200 человек, то получится смешная прибавка к зарплате. А база позволяет многим отдохнуть и зимой, и летом, и просто в выходные: в течение года там бывает до 1000 человек, которые не могут позволить себе Канары.

Завод тратит примерно 2 млн. рублей в год на детский оздоровительный лагерь, который находится в прекрасном месте, и все желающие могут отправить детей на отдых.

С санаторными путевками после введения единого социального налога стало плоховато, но и здесь находим выход из положения. Так, работодатель согласился на предложение страховщиков выделить более 6 млн. рублей на добровольное медицинское страхование всех сотрудников завода. Это позволяет дополнительно тратить 6 млн. рублей на путевки, лекарства, дорогостоящее лечение заводчан, на переоборудование заводской медсанчасти без всякого ущерба для финансирования самого производства. (По закону определенная сумма, выделяемая на страхование, ложится на себестоимость продукции, а значит, оплачивается покупателем нашей продукции)

-На Западе работодатель удерживает работника еще и настоящей медицинской страховкой.

-До этого мы еще не дожили - нет денег. Но не забывайте, что у нас есть еще и социальное страхование, по которому оплачиваются больничные листы, и т. д. Мы пробовали страховать сотрудников по конкретным программам, но работники не выбирают всех денег, и заводу это невыгодно.

У нас сохраняются спортклуб, детская спортивная школа дзюдо, клуб. Завод продолжает вкладывать средства в строительство жилья и этим тоже удерживает кадры. Сейчас готовятся к сдаче 4 дома – это около 80 квартир, которые будут распределяться среди работников ЛМЗ.

Наши работники могут выкупать жилье у завода на достаточно приемлемых условиях: первый взнос составляет 25% от стоимости квартиры, а остаток, зафиксированный в сегодняшних рублевых ценах, можно выплачивать постепенно, в течение 15 лет. Но если это кому-то не подходит, то можно просто арендовать квартиру у завода.

В этом году первый раз за последние 10 лет заводчане получили возможность вместе встретить Новый год: мы сняли для этого зал в казино «Конти». Треть затрат взял на себя завод, треть - профком, треть - заплатили сами люди. Желающих было так много, что билетов всем не хватило - народ соскучился по общению, мы этого не ожидали. Следующий раз снимем зал побольше. Администрация поддержала корпоративный праздник и в будущем году сделаем следующий шаг.

Есть вопросы, с которыми надо выходить сообща

- Я не строю иллюзий, и у меня есть к администрации претензии, но это решаемые вопросы

-А какие претензии?

-Во-первых, когда приходит на завод представитель собственника - красивый, умный молодой человек, уже привыкший к определенному уровню сервиса, он должен помнить, что, допустим, наша база отдыха с неприемлемым по его понятиям уровнем сервиса пока устраивает заводчан, которые иной уровень не могут оплатить. И поэтому базу пока нельзя ликвидировать.

- Людям свойственно забывать, и они уже не помнят, как сами жили всего 10 лет назад.

-Вероятно. Во-вторых, утомляет недоверие новых управленцев к старым кадрам. Правда, тут есть положительный момент - серьезный контроль за финансовыми потоками. Но иногда этот контроль приобретает гипертрофированную форму, и человека заставляют «ноги сносить», пока поверят, что у него нет личных интересов нанимать именно этого подрядчика и что именно этот подрядчик не берет лишнего за работу.

-Это тяжело, но воровство и коррупция наш старый бич, и без контроля - никуда. В заключение вернемся к идее создания ассоциации профсоюзных организаций предприятий, входящих в концерн «Силовые машины». Как она появилась?

- Скажу, что опыт борьбы с «Энергомашкорпорацией» подсказывает, что объединятся надо. Этот вопрос мы сейчас прорабатываем, но не торопимся, у нас с новым собственником - концерном «Силовые машины» и так идет нормальный диалог.

А появилась идея после поездки председателя профкома «Электросилы» в Москву, куда его пригласили лидеры профсоюзов нашей нефтянки: НК «Юкос» , НК «Лукойл» и т.д. Там речь шла о создании Ассоциации профсоюзов транснациональных компаний, поговаривали, что она создается в противовес Федерации независимых профсоюзов. Но мы здесь, в Петербурге, решили, что надо создать Ассоциацию профсоюзов концерна «Силовые машины».

Сегодня у нас многие вопросы выходят за рамки одного предприятия. Допустим, хорошая спортивная база нужна всем трем предприятиям, определенная политика по заработной плате - тоже вопрос вопросов для всех предприятий.

Если вопрос своевременной выплаты зарплаты давно снят с повестки дня, то вопрос об уровне заработной платы остается весьма острым, и его надо решать. (Не секрет, что радикалы говорят о необходимости резкого повышения зарплаты, но тут нельзя забывать, что продукция, в себестоимости которой зарплата составляет, например, 70%, становится неконкурентоспособной и ее просто не продать и тогда можно вообще остаться без зарплаты.)

Кадровая политика - еще один вопрос, который надо решать всем предприятиям концерна сообща. Инженеров - с трудом, но находим, мастеров найти сложнее, а рабочих просто нет.

Не секрет, что при советской власти кадры комплектовались за счет иногородних рабочих, которые жили в заводских общежитиях и ждали очереди на получение жилья. Теперь - ни общежитий, ни очереди.

С молодежью - проблема, в прошлом году приняли на работу 50 молодых людей, но держатся они только за счет дополнительных заработков по договорным работам, не будет - уйдут.

В общем, работа по достижению отношений настоящего социального партнерства между работодателем и нанятым работником идет, и важно, что ее пользу «Силовые машины» прекрасно понимают.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (17) январь 2002 года:

  • Долг - 53,5 млн. руб.

    Пресс-служба АО «Саратовгаз-энерго» распространила очередное сообщение, в котором сказано, что Саратов и муниципальные образования области по-прежнему не оплачивают услуги энергетиков в полном объеме. Общий размер задолженности потребителей перед «Саратовгазэнерго» достиг 53,5 млн руб. Наиболее тревожная ситуация, как сообщает пресс-служба компании, сложилась в Саратове, где население задолжало за отопление и горячую воду около 17 млн...

  • ОЯТ - топливо будущего

    ОЯТ - облученное ядерное топливо - промежуточный энергетический материал, который содержит гигантский топливный потенциал урана-238 (95%), урана-235 (1%) и плутония-239 (1%). Это ценное ядерное сырье, которое, единожды пройдя топливный цикл на АЭС, после регенерации, переработки и рефабрикации может быть пригодно для повторного использования. Один грамм плутония, извлекаемого из ОЯТ, по энергетике равен одной тонне нефти. В России источ...

  • Кредит на городское теплоснабжение

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выделит России на финансирование проекта «Городское теплоснабжение» кредит в размере 85 млн. долларов. Как сообщили в Департаменте правительственной информации, Премьер-министр РФ Михаил Касьянов сегодня одобрил постановление о подписании соответствующего соглашения. Кредит будет предоставлен на 17 лет с 5-летним льготным периодом погашения. При этом 78,75 млн. долларов будут предоставл...

  • 2,9 млрд кубометров газа - за 11 месяцев

    За одиннадцать месяцев прошлого года ООО «Севергазпром» добыло 2,9 млрд кубометров газа и 346,2 тыс. тонн газового конденсата. Это составляет 97,3% и 100,8% к аналогичному уровню 2000 года соответственно. Как сообщили в пресс-службе компании, после переработки газа и конденсата с начала года было получено 26,5 тыс. тонн техуглерода (112,1% к январю-ноябрю 2000 года) и 234,5 тыс. тонн стабильного конденсата (100,9%). Несколько снизился...

  • Ищем инвестора!

    Суть проекта и его размещение Проект заключается в обеспечении предприятий Молдовы энергоресурсами для получения тепла и электроэнергии. Партнерами на территории Молдовы могут быть четыре теплоэлектростанции. Часть энергоресурсов (уголь) будет реализована населению Республики Молдова через Социальный фонд и другим организациям на основании тендера, проводимого Правительством Республики Молдова. Привлекательные стороны проекта для и...