Путь из лабиринта - Энергетика и промышленность России - № 10 (150) май 2010 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/150/11585.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (150) май 2010 года

Путь из лабиринта

ЗАО «Уралсевергаз», газоснабжающая компания Свердловской области, «дочка» независимой газодобывающей компании «ИТЕРА», намерено разрубить гордиев узел неплатежей за поставленный газ.

Это предполагается сделать путем внедрения автоматизированной системы коммерческого учета газа (АСКУГ). Действовавшая прежде система учета и диспетчеризации не только не поспевала за изменениями на рынке энергоресурсов, но и провоцировала получение и дальнейшую трансляцию заведомо некорректных данных.

Новая система, созданная в соответствии с разработанными требованиями, поможет построению прозрачного и упорядоченного рынка газа, предотвращению аварий и других газовых ЧП, а также станет предпосылкой участия в электронных газовых торгах, которые будут внедряться с 2011 года. Разработчики АСКУГ для «Уралсевергаза» – ООО «АНТ-Информ» (Москва) и инженерная компания «Прософт-Системы» (Екатеринбург), основные участники разработки технических требований к системам АСКУГ, утвержденные в ООО «Межрегионгаз» ОАО «Газпром».



Источники риска

В настоящее время в практике российских газовых компаний существует немало проблем, которые могут быть решены только при условии внедрения АСКУГ, подчеркивают специалисты. Многие из этих сложностей связаны с архитектурой действующих систем учета. К примеру, коммерческий учет газа, отпускаемого потребителям, осуществляется в основном по приборам учета потребителя или газораспределяющей компании (ГРО), а не поставщика.

Немало проблем связано с распространенной практикой применения устаревших систем и приборов учета, не позволяющих контролировать качество и объемы потребляемого газа в режиме реального времени, с применением измерительных комплексов различной точности, наконец, с неисправностью или отсутствием приборов учета. Так формируются финансовые потери при расчетах с потребителями газа, разбалансы между газотранспортными предприятиями, газораспределительными организациями и поставщиками. В результате возникают многочисленные предпосылки для споров и взаимных претензий, повышается вероятность предъявления штрафных исков и санкций, связанных с неадекватным учетом поставляемого и потребляемого газа.



Старое и новое

Прежняя система учета и диспетчеризации поставок природного газа, действовавшая в регионе до внедрения новой АСКУГ, не отвечает в полной мере требованиям настоящего времени. Потребитель выходил на связь с газораспределительной компанией дважды в сутки, сообщая по телефону об объемах потребляемого газа. Иными словами, это была система, соответствовавшая реалиям вчерашнего дня, уязвимая с точки зрения оперативности и достоверности передаваемой информации, не говоря о степени автоматизации процесса учета.

Новая система АСКУГ предполагает автоматический опрос узлов учета газа каждые 15 минут, что позволяет получать данные об объеме и параметрах газа (давлении и температуре) в режиме реального времени. Новая АСКУГ не только позволяет вести точный учет поставляемых объемов газа, но и подает сигналы об опасном снижении давления газа в распределительной сети, что снижает риск возникновения «газовых» ЧП – задача, более чем актуальная для такого холодного региона, как Свердловская область.



Дисциплина и точность

Основные преимущества и выгоды, связанные с внедрением системы АСКУГ в газовой компании, – снижение погрешности измерений, возможность вести оперативный контроль дисциплины газопотребления и разбалансов, повышение управляемости компании и качества планирования поставок газа. Так, повышение класса точности контрольно-измерительных комплексов учета поставленного/принятого газа позволяет вовлечь в коммерческий оборот объемы, пропорциональные проценту повышения точности измерений, предотвратить разногласия и возможные убытки, связанные с различными значениями погрешности на приборах газоснабжающей и газотранспортной компании.

Программное обеспечение верхнего уровня АСКУГ

Оперативный контроль дисциплины газопотребления позволяет отражать в договорах поставки и реализовывать на практике различные финансовые стратегии повышения доходности поставок за счет учета и особенностей тарификации переборов и недоборов газа промышленными потребителями. Немалое значение для газовой компании имеет и снижение вероятности ошибок, связанных с ручной подготовкой документов, снижение затрат на подготовку статистической и отчетной информации, позволяющее сократить трудозатраты диспетчеров, экономистов, управленческого персонала компании.



Подготовка к внедрению

– Прежде чем приступить к внедрению новой, современной АСКУГ, мы долго и внимательно изучали опыт внедрения систем аналогичного назначения и масштаба – и в России, и за рубежом, – рассказывает Дмитрий Лавренко, заместитель генерального директора ЗАО «Уралсевергаз». – Результатом оценок и сопоставлений стало уточнение технических требований к будущей АСКУГ, позволяющих построить сбалансированную и гибкую систему учета природного газа. Позаботились и о том, чтобы определить постоянный источник указанных инвестиций на будущие годы, который будет служить цели дальнейшего развития АСКУГ. Этим источником стала надбавка к стоимости газа, утвержденная ФСТ при поддержке правительства Свердловской области. Нам требовалась масштабируемая и надежная система, которая легко адаптируется к возможным изменениям газового рынка, защищена от сбоев, совместима с техническими решениями, применяемыми для построения аналогичных систем в региональных компаниях ООО «Межрегионгаз».

Кроме того, мы принимали в расчет не только собственные интересы, но и потребности других участников рынка природного газа Свердловской области, включая основных потребителей и независимые газотранспортные компании нашего региона, а также перспективы развития экономики области. Более того, мы готовы обмениваться с нашими коллегами получаемой с помощью АСКУГ информацией, необходимой для решения общих проблем. Все мы стремимся к созданию упорядоченного и прозрачного рынка энергоресурсов, а этот процесс предполагает не только единые, принятые всеми правила игры, но и взаимное доверие.



Гарантии надежности

Автоматизированные системы, созданные на базе решений компаний «АНТ-Информ» и «Прософт-Системы», позволяют получать исчерпывающую информацию о параметрах и объемах поставляемого газа в режиме реального времени, повышать достоверность прогнозов потребления газа на основе более детальных и обширных данных (здесь используются преимущества единого хранилища информации), вовремя обнаруживать потери газа, нарушения дисциплины потребления и неисправности приборов учета.

В основу решения данных АСКУГ заложены принципы географической и иерархической распределенности, масштабируемости, минимизации затрат на модернизацию измерительных комплексов при подключении к системе, минимизации затрат на обслуживание и сопровождение АСКУГ, максимального использования имеющегося оборудования и каналов связи, в том числе существующих сетей операторов сотовой связи. Масштабируемость предлагаемых решений позволяет задействовать только самые необходимые ресурсы, осуществлять оптимальное проектирование системы сбора данных и телеметрии в соответствии с потребностями предприятия.

Минимизация отказов оборудования и программного обеспечения АСКУГ осуществляется благодаря выбору надежных базовых решений, минимизация зависимости программно-аппаратных решений АСКУГ от «человеческого фактора» – за счет максимального использования промышленных стандартов, четкой организации разработки прикладного ПО. Сокращение затрат на техническое сопровождение (обслуживание) системы АСКУГ достигается за счет широких возможностей централизованного администрирования системы, дистанционной установки и настройки параметров работы всех представленных компонентов. Универсальное промышленное решение, применяемое при создании АСКУГ, гарантирует длительный (не менее 5‑10 лет) период выпуска совместимых изделий в промышленных масштабах.

Уже на этапе пилотного внедрения АСКУГ, созданной на базе решений вышеуказанных компаний, предусмотрено внедрение систем телеметрии и диспетчеризации. Телеметрия обеспечивает удаленное измерение параметров диспетчеризации. Система диспетчеризации отвечает за сбор, хранение и архивирование технологических параметров объектов газовой сети и параметров поставки газа потребителям, оперативный мониторинг режимов системы газоснабжения. Автоматизированный оперативный контроль дисциплины газопотребления, решение аналитических задач, включая сведение материального баланса по зонам газопотребления и региону в целом. Кроме того, внедрение системы диспетчеризации позволяет выполнять автоматизированную подготовку документов по поставкам и потреблению газа, поддерживать протоколы обмена данными с автоматизированными системами газовой компании и внешними системами газотранспортных предприятий, ГРО, потребителей и других участников рынка энергоресурсов.



Начало больших перемен

Реализация программы по внедрению современной АСКУГ в зоне действия компании «Уралсевергаз» началась в 2008 году. В качестве пилотных площадок выбран ряд крупных промышленных центров Свердловской области, отличающихся высоким уровнем энергопотребления, в том числе Екатеринбург и Нижний Тагил. К настоящему времени новая система учета включает 387 узлов учета газа. Примерно двести из них уже функционируют в полном объеме, оставшиеся будут сданы в эксплуатацию до конца 2010 года. В текущем году компания планирует начать работу по внедрению 400 узлов учета.

– Если мы сохраним взятые темпы, то справимся с поставленной задачей за 4‑5 лет, – говорит Дмитрий Лавренко. – В перспективе на всех узлах учета будут установлены контроллеры системы телеметрии, позволяющие передавать по GSM-каналу информацию о расходе и параметрах потребляемого газа на базовую станцию, а затем – на сервер оператора мобильной связи. На узлах, находящихся на территории ответственности наиболее ответственных и крупных потребителей природного газа, будет применяться дублирование канала. Конечный пункт передачи информации – сервер ЗАО «Уралсевергаз», выполняющий функции приема, обработки, хранения поступающих данных и предоставления информации по запросам, поступающим с автоматизированных рабочих мест диспетчеров и других заинтересованных служб.



Как работает АСКУГ

Построение системы АСКУГ на базе решений «Прософт-Системы» предполагает создание иерархической системы сбора и передачи данных, начиная с нижнего уровня контрольных пунктов узлов учета газа и заканчивая верхним уровнем центрального диспетчерского пункта (ЦДП). На нижнем уровне этой структуры происходит сбор технологических параметров, контроль текущего состояния измерительного комплекса, осуществляется возможность управления технологическим оборудованием узлов учета газа (автоматически или по запросам с более высокого уровня иерархии).

Общая архитектура системы сбора данных АСКУГ

Следующий «этаж» – уровень диспетчерских пунктов газовой компании. Здесь осуществляется сбор, обработка и сохранение технологических данных, получаемых от контрольных пунктов узлов учета, а также наблюдение над состоянием контролируемого оборудования крупных и средних потребителей. Кроме того, на уровне диспетчерских пунктов возможно частичное управление технологическими процессами контрольных пунктов крупных и средних потребителей.

Наконец, верхний уровень АСКУГ – центральный диспетчерский пункт, способный к интеграции в единую систему АСКУГ диспетчерских пунктов региональных газовых компаний. Одно из существенных преимуществ иерархической системы АСКУГ – легкость масштабирования, позволяющая включать в ее состав произвольное количество узлов учета газа, контрольных пунктов и диспетчерских центров. Стандартизация всех видов передачи данных в системе на базе открытых протоколов OPC, IEC 60870-5-104 обеспечивает максимальное упрощение интеграции и применения разнородного оборудования и программных комплексов, в том числе и вновь подключаемых элементов единой системы. Стандартизация формата предоставления данных в АСКУГ обеспечивает автоматическое формирование иерархической структуры имен сигналов/данных.

В числе региональных газовых компаний, оценивших преимущества построенных по вышеперечисленным принципам АСКУГ, – ЗАО «Петербургрегионгаз», ЗАО «Уралсевергаз», ЗАО «Татгазинвест», а так же еще десять межрегиональных компаний, использующих ПТК от «Прософт-Системы» более чем на тысяче объектов.



Победить разбаланс и улучшить расчетность за поставку

Одна из неотложных задач, которую намерено решить ЗАО «Уралсевергаз» путем внедрения АСКУГ, – проблема долгов за поставленный газ, растущих подобно снежной лавине. Сегодня общая сумма задолженности потребителей Свердловской области перед «Уралсевергазом» превышает 5 миллиардов рублей. Крупнейший неплательщик – предприятия ЖКХ, на долю которых приходится 3,5 миллиарда рублей, или 70 процентов совокупной задолженности региона. Одна из основных причин роста неплатежей – значительный уровень физического и морального старения действующей системы учета и диспетчеризации газа, порождающий разбаланс в распределительных сетях и провоцирующей рост сверхнормативных расходов теплоснабжающих компаний региона.

– Основной причиной, влияющей на объективность учета и сохранение разбаланса, является несовершенство системы и отдельных узлов учета газа, – подчеркивает Дмитрий Лавренко. – Применение приборов низкого класса точности, устаревших морально и физически самопишущих приборов, незащищенность системы учета от несанкционированного доступа, обработка подлежащих регистрации параметров газа в ручном режиме – все это создает высокий риск отклонений от истинных значений объемов принятого и потребляемого газа. Фактор сезонности, температурные перепады наружного воздуха и газа в газопроводе приводят к искажению показаний счетчиков газа, не оборудованных средствами коррекции температуры и давления». Так создается основа для разногласий между газораспределительными организациями и поставщиками газа. Отсутствие точного учета газа, эксплуатация приборов с заведомо высоким значением погрешности измерения приводят к увеличению актируемых объемов на величину разбаланса. В итоге у теплоснабжающей организации появляются сверхнормативные расходы, которые не могут быть включены в тариф на поставку тепла. Результат – рост задолженности теплоснабжающих компаний по оплате поставленных объемов газа, создающий взаимные претензии, конфликты и дефицит инвестиций, необходимых для обслуживания и модернизации самих распределительных сетей.



Приближение к потребителю

Новая система учета и контроля, внедряемая в зоне действия «Уралсевергаза», призвана разорвать этот замкнутый круг, устранить погрешности в передаче информации, которые создают эффект «испорченного телефона» для поставщика и теплоснабжающих предприятий Свердловской области, региона в целом. Остаются другие факторы риска, связанные с многоступенчатой структурой рынка газоснабжения, тормозящей взыскание задолженностей и применение ответных мер со стороны поставщика. Чтобы снизить эти риски, ЗАО «Уралсевергаз» намерено и в дальнейшем внедрять указанные и прочие новации в работе с потребителями, газораспределительными организациями и другими участниками газового рынка. Если эти предложения окажутся успешными, они создадут дальнейшие возможности для развития системы АСКУГ, приближения к конечному потребителю и включения опций, позволяющих воздействовать на упорных должников и поощрять ответственных потребителей.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (150) май 2010 года:

  • Швейцарская точность для русской энергии
    Швейцарская точность для русской энергии

    С чем ассоциируется у русского человека страна Швейцария? Надежные банки, точные часы, превосходный шоколад, восхитительный сыр и респектабельные горнолыжные курорты. ...

  • Адаптируем параметры проводов
    Адаптируем параметры проводов

    «Микропровод» адаптирует эмалированные провода по требованию заказчиков. ...

  • Блиц

    Представители Минэнерго приняли участие в первом заседании подгруппы по энергоэффективности российско-американской рабочей группы по энергетике, прошедшем в США. Участники обменялись мнениями по основным направлениям энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как отметил директор Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России Сергей Михайлов, «имеющийся в Министерстве энерге...

  • Строители нефтепровода лишают амурские села электроэнергии
    Строители нефтепровода лишают амурские села электроэнергии

    Бригаде Амурского филиала Дальневосточной распределительной сетевой компании (ДРСК) потребовалось почти два часа, чтобы отремонтировать линию и восстановить электроснабжение в селах Серышевского района Амурской области. ...

  • Нарушителей – в черный список!

    МРСК Северо-Запада намерена разработать технические требования к закупаемой продукции по отдельным группам электротехнического оборудования. ...