16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/145/11179.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 05 (145) март 2010 года

Закон стимулирует манипуляторов?

Энергетика: тенденции и перспективы Павел НИКИТИН, генеральный директор ЗАО «ТЭМ» (Санкт-Петербург)

Россия – одна из наиболее энергопотребляющих стран мира. Поэтому снижение энергопотребления – одно из условий успешного развития. Однако нужно, чтоб это условие было зафиксировано и подкреплено законом.

Об этом специалисты говорили давно, а в этом году проблемой всерьез озаботилось руководство нашего государства. В своих программных выступлениях представители правительства РФ заявляют о жизненной необходимости снижения энергопотребления, повышения энергоэффективности, предлагают ряд мер для решения проблемы.

Очевидно, что без полноценного приборного учета энергопотребления никакие меры по снижению потребления энергоресурсов не будут эффективными. И этот факт нашел отражение в новой редакции закона «Об энергосбережении», недавно подписанного президентом России Дмитрием Медведевым. В отличие от предыдущей редакции, где необходимость учета на всех этапах производства и потребления устанавливалась практически как пожелание, в новой редакции закона указан конкретный срок установки приборов, по истечении которого потребление энергии без учета станет весьма дорогим удовольствием.

Казалось бы, есть повод для радости. Однако поспешность принятия закона не могла не сказаться на его качестве. Совершенно очевидно, что, определяя сроки установки приборов учета, разработчики закона слабо представляли масштабы проблемы. По разным оценкам, на сегодняшний день узлами учета тепловой энергии обеспечены не более 40 процентов зданий. И это в крупных городах. С учетом потребления энергоресурсов на уровне квартир картина и того хуже. Иными словами: за два года нам предлагают сделать столько же, сколько сделано за 20 предыдущих лет. Реально ли это?

Для успешной реализации положений нового закона «Об энерго-сбережении» требуются огромные средства. Ни федеральный, ни, тем более, региональные бюджеты не смогут в одиночку финансировать установку приборов учета в требуемых количествах. А это означает привлечение дополнительных источников финансирования. И главное, необходимо искать оборудование по минимальной цене. Более того, в соответствии с законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94 ФЗ именно минимальная цена является решающим фактором при выборе поставщика. Не качество оборудования, не репутация поставщика, а именно минимальная цена. Таким образом, начнется массовое применение некачественного, но дешевого оборудования.

Стоит отметить, что система государственной сертификации по целому ряду причин уже давно не является препятствием для недобросовестных производителей. Стоимость установки узла учета складывается из стоимости оборудования и стоимости работ, включающих согласование проектов и сдачу в эксплуатацию представителям теплоснабжающих организаций. Причем стоимость оборудования составляет не более 25 процентов. Львиная доля расходов приходится именно на согласование и выполнение специальных требований энерго-снабжающих организаций. На сегодняшний день ситуация такова, что энергоснабжающие организации, используя свое монопольное положение, могут выдвигать какие угодно требования к узлам учета, зачастую совершенно не связанные с измерениями. Соответственно, пропорционально возрастает стоимость работ и дополнительного оборудования.

В положениях нового закона это не проработано. Более того, энергоснабжающим организациям дают дополнительные полномочия: принудительное взятие на обслуживание узлов учета при «ненадлежащей эксплуатации» (что такое «ненадлежащая эксплуатация», в законе не раскрывается), возможность самостоятельной установки узлов учета и т. д. Фактически, организация, менее всех заинтересованная в экономии и энергосбережении, ставится в доминирующее положение. А механизмы государственного, равно и какого то другого контроля в законе фактически отсутствуют.

Таким образом, потребитель может получить дорогостоящий узел учета энергоресурсов, собранный на дешевом и некачественном оборудовании и самим потребителем не контролируемый, т. к. узел обслуживает энергоснабжающая организация, – в этом случае становятся доступными любые манипуляции с измерениями со стороны энергоснабжающей организации. Нарушается действующая система взаимоотношений. Бесправный потребитель, не имеющий необходимых знаний и опыта, оставляется один на один с монополистом, главная цель которого – сбыт энергии в максимальных количествах – противоположна энергосбережению. В результате энергосберегающие мероприятия не принесут реальной экономии и станут бессмысленными. Будут потрачены огромные государственные средства без толку. Цели энергосбережения и повышения энергоэффективности достигнуты не будут.

Надеемся в самое ближайшее время найти возможность донести свои соображения до высшего руководства страны для исправления ситуации. Пока не стало поздно.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 05 (145) март 2010 года:

  • Нормы энергоэффективности
    Нормы энергоэффективности

    Жогорку Кенеш (парламент) Киргизии одобрил законопроект, обязывающий прописывать в технических регламентах нормы по обеспечению энергетической эффективности. По словам депутата Юрия Данилова, за последние годы в Киргизии достигнут прогресс в обеспечении эффективного использования топливно-энергетических ресурсов. – Но есть огромные резервы экономии энергии во всех направлениях производственной и коммунально-хозяйственной сферы. ...

  • НОУ ДПО УМИТЦ – учебно-методический инженерно-технический центр (Санкт-Петербург). План тематических обучающих семинаров, предаттестационной подготовки и курсов повышения квалификации на II квартал 2010 года
    НОУ ДПО УМИТЦ – учебно-методический инженерно-технический центр (Санкт-Петербург). План тематических обучающих семинаров, предаттестационной подготовки и курсов повышения квалификации на II квартал 2010 года

    10‑11 марта Семинар «Актуальные вопросы газоснабжения. Газотурбинные, газопоршневые, генерирующие станции и установки. Условия для строительства, допуск в эксплуатацию». 17 марта, 14 апреля, 19 мая, 16 июня Семинар «Требования технического регламента к декларации пожарной безопасности и к аудиту пожарной безопасности при эксплуатации энергоустановок потребителей в административных, бытовых и общественных зданиях». 9‑10 апр...

  • Даты

    3 марта 12 лет Бурейской ГЭС Одна из самых молодых российских гидроэлектростанций, к ее строительству приступили в 1978 году. Расположена на реке Бурее, в Амурской области. Установленная мощность – 2010 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии – 7,1 миллиарда кВт-ч. В здании ГЭС установлены 6 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 335 МВт, работающих при расчетном напоре 103 метра. Плотина ГЭС создала Бурейское водохранилище...

  • Первый пуск после аварии

    На Саяно-Шушенской ГЭС включен в сеть гидроагрегат № 6 мощностью 640 МВт. Промышленная эксплуатация пущеного гидроагрегата № 6 и гидроагрегата № 5, пуск которого запланирован на март, означает ввод базовой мощности 1280 МВт. ...

  • Подстанцию «Центральную» оснастили по‑новому
    Подстанцию «Центральную» оснастили по‑новому

    ООО «Новая инжиниринговая компания» завершила монтаж комплектного распределительного устройства с элегазовой изоляцией (КРУЭ) 330 кВ на подстанции «Центральная» в Санкт-Петербурге....