16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/130/10069.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 14 (130) июль 2009 года

Правила техприсоединения: перезагрузка

Первая полоса Наталья РУЗАНОВА

В законодательстве появились существенные изменения, касающиеся технологического присоединения к сетям электроустановок малого и среднего бизнеса.

Изменения в правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением правительства от 27 декабря 2004 года, вступили в силу 5 мая. Они были разработаны Министерством экономического развития.

Кроме определения порядка технологического присоединения, существенных условий договора, требований к выдаче технических условий, включены новые требования. В том числе по выдаче индивидуальных технических условий для присоединения, критериям наличия технической возможности для присоединения и особенностям технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Новая редакция правил призвана упростить и удешевить присоединение к электрическим сетям в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, а также повысить эффективность использования присоединенной мощности потребителями.



Отказать нельзя подключить

Важнейшее нововведение правил состоит в недопустимости отказа в технологическом присоединении к электросетям потребителям с присоединенной мощностью до 100 кВт включительно. Теперь сетевая организация не может отказать таким потребителям, сославшись на отсутствие технической возможности присоединения.

Предельные сроки технологического присоединения также подверглись коррекции в сторону уменьшения. Вдвое сокращен предельный срок технологического присоединения для заявителей с присоединяемой мощностью до 100 кВт включительно.

В п. 16 правил включены дополнительные существенные условия:
а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;
б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать: 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) – для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров; 6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
потребители с присоединенной мощностью энергопринимающих устройств до 100 кВт могут воспользоваться беспроцентной рассрочкой при оплате услуг по технологическому присоединению в размере 95 процентов от общей стоимости платы за технологическое присоединение с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

Таким образом, не придется единовременно привлекать значительные суммы денежных средств для отплаты сетевой компании за присоединение. Новые правила позволяют в течение 5 лет после присоединения потребовать у сетевой компании возврата средств за невостребованную мощность. Этот раздел, устанавливающий обязанность возврата сетевой организацией денежных средств заявителю за объем невостребованной им мощности, присоединенной после первого января 2009 года (независимо от даты заключения договора) еще требует отдельной разработки нового механизма реализации.

Что касается потребителей-граждан и субъектов малого бизнеса с присоединенной мощностью до 15 кВт, то, согласно новым правилам, стоимость технологического присоединения для них не может превышать 550 рублей, что теоретически делает подключение к электросетям для этих потребителей существенно доступнее.



Границы ответственности

Старая редакция правил не устанавливала ответственности сетевой компании за срыв сроков присоединения, из‑за чего потребители сталкивались с упущенной выгодой. Новые правила возлагают на сетевую организацию обязанность уплаты неустойки за срыв сроков технологического присоединения, что может стать серьезным инструментов в экономической борьбе с сетевыми предприятиями.

Еще одно новшество – исключение выдачи органами Ростехнадзора разрешений на допуск электроустановок некоторых физических лиц и представителей малого предпринимательства. Граждане и малый бизнес смогут сэкономить свое время, несколько быстрее обеспечивая энергоснабжение собственных объектов – так, имеется изъятие из полномочий технологического надзора: «получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя». Это, безусловно, обосновано с экономической точки зрения, однако отсутствие прогнозов того, как данное решение повлияет на безопасность энергоустановок, может привести к тому, что за мизерное ускорение придется заплатить несчастными случаями.

Существенно дополнено содержание технических условий для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 правил: а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы); б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.

При этом в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 правил, должны быть указаны: а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя; б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей, обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств; в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности; г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий: в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, – для заявителя; до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, – для сетевой организации.



Стимулы бережливости

Новая редакция правил вводит принципиально новый порядок перераспределения неиспользуемой электрической мощности, высвобождаемой за счет реализации мероприятий по энергосбережению.

По предварительной договоренности между субъектами – сторонами отношений по перераспределению присоединенной мощности стороны направляют в сетевую организацию запрос о стоимости услуг по технологическому присоединению. После получения ответа от сетевой компании о стоимости и сроках проведения работ по перераспределению, если стоимость услуг устраивает заявителя, заключается соглашение о перераспределении мощности, о чем стороны уведомляют сетевую компанию. Устанавливается тариф региональной энергетической комиссией, затем осуществляются мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части присоединенной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя (третьих лиц) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя. Порядок компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях и точка присоединения к электрическим сетям третьих лиц устанавливаются соглашением об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя. В случае отсутствия в таком соглашении условий компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях размер потерь в электрических сетях третьего лица оплачивается заявителем.

Разработаны вопросы по координации сетевых компаний: ранее при исчерпании резерва по присоединению новых потребителей сетевые предприятия могли отказать потребителям в присоединении, но новые правила утверждают порядок обязательного расширения существующей сети сетевыми компаниями в случае исчерпания резерва.



Гладко было на бумаге…

Однако в первые же недели действия новой редакции правил появились серьезные вопросы по их применению.

Исходя из последовательности пунктов 18 и 19 правил, подача напряжения («фиксация коммутационного аппарата в положении «включено») происходит до составления акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Это может привести к появлению на определенный период (время оформления документов) электроустановок, за которые никто не будет нести ответственности.

В п. 12.1 правил рассматривается случай, когда заявитель хотел бы осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 100 кВт по одному источнику электроснабжения. Следует ли понимать авторов поправок таким образом, что речь идет об электроприемниках третьей категории надежности электроснабжения (по п. 1.2.21 правил устройства электроустановок (ПУЭ) 7‑го издания и табл. 5.1 СП 31‑110‑2003)? Понятие «источник» не совпадает здесь с понятием, заложенным в ПУЭ.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 правил для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 правил, срок присоединения не может превышать полгода, если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Исчисление этого расстояния по прямой не всегда корректно, так как на протяжении этих 500 метров могут быть препятствия, вследствие чего фактическая длина ЛЭП окажется значительно больше.

Наконец, новая редакция правил исключает выдачу органами государственного энергетического надзора разрешений на допуск электроустановок лиц, указанных в пунктах 12.1 – 14. При этом в соответствии с п. 62 правил розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением правительства от 31 августа 2006 года, лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения, направляет гарантирующему поставщику документ, «подтверждающий надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору».

В соответствии с действующим «Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок», Ростехнадзор последовательно выдает «Акт осмотра» и «Разрешение на допуск», и по ситуации до 5 мая 2009 года «Разрешение на допуск» или «Акт осмотра», выданные органом Ростехнадзора, являлись документом, подтверждающим надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя.

Помимо этого, уже проявилась тенденция разрыва потребителями ранее заключенных договоров на присоединение, по которым еще не осуществлены платежи. Это те потребители, присоединение которых по новым правилам оплачивается в размере 550 рублей. По некоторым оценкам, только для одной из крупнейших в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сетевых компаний объем недополученной таким образом прибыли в 2009 году составит около 2 миллиардов рублей. В связи с отмеченным следует ожидать секвестирования инвестиционных программ всех сетевых организаций России.

Таким образом, несмотря на то что новая редакция правил влечет за собой существенное улучшение положения потребителей, поправки привели к немалым разночтениям с другими нормативными актами и в некоторых случаях откровенно запутали ситуацию. Очевидно, что в новую редакцию правил в ближайшее время необходимо внести изменения, которые позволят устранить описанные противоречия.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 14 (130) июль 2009 года: