16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/128/9951.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (128) июнь 2009 года

Уголь ищет покупателя

Власти Кемеровской области по инициативе губернатора Амана Тулеева начали выяснять отношения с работодателями, уличенными в задержках зарплаты.

Одними из первых адресатов начальственного гнева стали руководители шахты «Зеленогорская» (Крапивинский район) в лице генерального директора Валерия Зубарева и директора шахты Валерия Прусакова.

Досье на обвиняемых уже переданы в областную прокуратуру. Все запасы угля, хранящиеся на складах шахты, будут проданы, полученные средства направятся на погашение задолженности перед шахтерами с марта этого года. Общий долг по зарплате перед 98 шахтерами «Зеленогорской» составляет 2,64 миллиона рублей. Вопрос в том, кому будут проданы запасы зеленогорского угля, если учитывать, что угольные склады Кузбасса переполнены до предела.



Кузбасский уголь: вывезти нельзя складировать

По информации, озвученной на недавнем совещании Координационного совета по развитию угольной промышленности, охране труда, промышленной и экологической безопасности в Кемеровской области, в настоящее время на складах Кузбасса хранится более 13 миллионов тонн угля. Впервые с 2001 года сальдовый финансовый результат угольных компаний стал отрицательным. Общий размер задолженности перед угольными предприятиями по итогам первого квартала 2009 года составляет 13 604 миллиона рублей, в том числе более 11 миллиардов рублей платежей за отгруженную продукцию. В свою очередь, 53 угледобывающих предприятия области должны кредиторам 27 миллиардов рублей, в том числе 20 880 миллионов рублей в счет долга за поставленное оборудование. Задолженность кузбасских угольщиков перед бюджетами всех уровней составляет 1 578 миллионов рублей, перед государственными бюджетными фондами – около одного миллиарда рублей.

Особенно болезненно сказывается на финансовом состоянии угольных компаний спад экспортных поставок плюс неутешительные прогнозы по экспорту до конца года. Изложенные на заседании Координационного совета прогнозы Министерства энергетики показывают, что снижение спроса на российский уголь со стороны Японии и Южной Кореи неизбежно. Это объясняется наличием солидных запасов угля, которых хватит для бесперебойной работы на ближайшие полгода. Не собираются наращивать закупки российского угля и Индия, и европейские потребители. Дополнительным негативным фактором для угольного экспорта стало снижение цены на природный газ и солидные остатки угля на тепловых станциях.

Рассчитывать на оживление спроса за счет внутреннего рынка тоже не приходится. Несмотря на ориентиры, заданные Энергетической стратегией России до 2020 года, реальное потребление угля на электростанциях и в котельных продолжает снижаться. Теоретически доля газа в выработке электроэнергии должна снизиться с 68 процентов в 2006 году до 56 процентов в 2020 году, доля угля за то же время должна вырасти с 25 до 39,4 процента. На практике, по данным экспертов, сегодня на угле вырабатывается только 14–16 процентов электроэнергии, то есть меньше, чем на ГРЭС и АЭС.



Шансы для переработки

Ученые Кузбасса подчеркивают, что их прогнозы оправдались: ставка на увеличение экспорта угля без его глубокой переработки оказалась слишком рискованной. В конечном итоге Кузбасс продолжает оставаться заложником собственной сырьевой базы. Между тем, по словам члена-корреспондента Российской академии наук Геннадия Грицко, угля в Кузбассе хватит на 600 лет, при правильном его использовании – и на более длительный срок, а новые технологии позволяют извлекать из угля около 240 химических продуктов.

Основная проблема, мешающая внедрению угольных инноваций, – отсутствие Закона об инновационной деятельности, принятие которого задерживается более чем на 11 лет. Проблема номер два – финансирование.

Некоторые из альтернативных способов привлечения инвестиций в глубокую переработку угля были представлены в мае текущего года на выставке «Уголь России и майнинг». В частности, руководитель Центра производственной кооперации Пермского края Александр Григорьев предлагал использовать механизм создания кластерной системы, позволяющей осуществлять точечные вливания денег благодаря своей прозрачности. Еще один вариант, названный заместителем директора Центра трансфера технологий СО РАН Игорем Кимом, предполагает привлечение средств путем создания паевых инновационных фондов.

Самое примечательное, что эта схема уже работает – в настоящее время в Новосибирске по ней реализуются пять проектов. Суть предложения выглядит так: ученые ведут разработки, имея при этом долю в создающихся ЗАО, интересы институтов предусматриваются посредством дарения ему части доли автора. Все ЗАО, институт, организация, занимающаяся коммерческой частью процесса, образуют закрытый паевой инновационный фонд. При этом авторы не имеют права обменивать свои доли в предприятиях на паи фонда, что стимулирует заинтересованность авторов в эффективной работе предприятий. После создания фонда привлекается промежуточный инвестор, а конечный результат своей деятельности участники фонда получают только после продажи бизнеса.



Тарифы запирают экспорт

Еще одна проблема российских угольных компаний, ставящая преграды планам по увеличению экспорта, – ограниченная пропускная способность железных дорог и неразвитая портовая инфраструктура.

«Тарифы на перевозку слишком высоки, и многолетний недостаток инвестиций ограничивает возможности железнодорожного транспорта», – считают представители отрасли и эксперты, участвовавшие в конференции «Уголь СНГ» (организатор – Adam Smith Conferences). Один из примеров такого рода – проблемы нового терминала СУЭКа
в порту Ванино на Дальнем Востоке, открытого в декабре, говорит директор Исследовательского института угольного рынка Александр Ковальчук.

– У Ванино большие проблемы, потому что пропускной способности БАМа недостаточно. По оценкам СУЭКа, терминал используется примерно на 50 процентов, – отметил он.

По мнению экспертов, для того чтобы российские производители угля могли увеличивать свою долю азиатского рынка, необходим рост инвестиций РЖД и снижение тарифов на перевозку угля. Но в реальности тарифы только растут, хотя государство и старается ограничить их рост. По словам директора аналитической компании InfraNews Алексея Безбородова, себестоимость одного километра пути в России составляет 1,5 миллиона долларов США по сравнению со среднемировым значением в 600‑800 тысяч долларов.

Для роста экспорта угля необходимо также увеличение пропускной способности и модернизация в портах, считает представитель Центрального научно-исследовательского института морского флота Тамара Новикова. Устаревшие технологии не дают наращивать объемы перевозки и опасны для вагонов, особенно зимой, когда уголь замерзает.

– Лишь у немногих портов есть оборудование для размораживания грузов, которое повышает пропускную способность, – говорит Т. Новикова. Эксперты подчеркивают, что российские порты относятся к числу самых дорогих в мире: перевалка грузов в российских портах добавляет к себестоимости тонны груза около 10 долларов, в то время как в среднем в мире этот показатель равняется 2‑3 долларам.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (128) июнь 2009 года:

  • Балтийская АЭС в перспективе
    Балтийская АЭС в перспективе

    Министр энергетики Сергей Шматко посетил Калининградскую область. Вместе с губернатором региона Георгием Боосом он провел совещание по вопросам развития областной энергетики. ...

  • Петербург «обнадежен» новой мощностью
    Петербург «обнадежен» новой мощностью

    В июне на Выборгской ТЭЦ, входящей в состав ОАО «ТГК-1», в Санкт-Петербурге введен в эксплуатацию новый турбоагрегат мощностью 123 МВт. ...

  • «Иркутскэнерго» запасается углем
    «Иркутскэнерго» запасается углем

    «Иркутскэнерго» рассматривает возможность объединения с компанией «Востсибуголь», основным поставщиком твердого топлива для энергокомпании. ...

  • Обновление ключевой подстанции во Пскове
    Обновление ключевой подстанции во Пскове

    «Псковэнерго» продолжает масштабный инвестиционный проект по реконструкции ПС 110/10/6 кВ «Псков», начатый в прошлом году. ...

  • Асуанскую ГЭС модернизируют
    Асуанскую ГЭС модернизируют

    Российское ОАО «Силовые машины» проводит завершающие технологические операции по сдаче последнего комплекта оборудования для модернизации гидрогенераторов Асуанской ГЭС в Египте. ...