16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/126/9720.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (126) май 2009 года

Клиент – поставщик: сеанс одновременного контроля

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

Каждый умный дом «умен» по‑своему – это бесспорно. Однако наличие многофункционального электронного «мозга» в жилье и на предприятиях не всегда гарантирует экономию потребителю и полные данные – эксплуатирующей компании.

Две стороны давно пытаются найти компромисс в проверке данных, и часто в неточности сведений о потреблении ресурсов винят… сами ресурсы, которые в пути следования от поставщика к клиенту значительно уменьшаются по вполне объяснимым причинам – потери в неблагополучных сетях, неучтенность при отпуске тепла и электроэнергии, хищения, наконец.



Системы достоверности

Существуют системы, которые нуждаются в самых скромных «площадках», зато при этом дают более чем достоверную информацию о потребленных клиентом электричестве, тепле и воде. О применении таких технологий в регионах России мы побеседовали с директором ЗАО «ТелеСистемы» (Екатеринбург) Юрием Венгиным.

– Технология Bee. Net не требует для построения автоматизированной системы сбора данных по электроэнергии прокладки линий связи к объектам, переноса на подстанции точек учета, распределенных по мелкомоторным потребителям, изменения существующей схемы распределения электроэнергии, – рассказал Ю. Венгин. – Распределительная сеть ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» берется «как есть». Специалисты ЗАО «ТелеСистемы» разработали телекоммуникационное оборудование, программное обеспечение и технические решения, способные быстро и надежно связать в единую информационную сеть любое количество объектов на любом удалении друг от друга. Система «Bee. Net» – гибкая расширяемая автоматизированная система сбора данных с распределенных объектов, которая способна включать в себя большинство существующих на рынке приборов учета энергоресурсов (электрических счетчиков, тепловычислителей, расходомеров), аппаратуру передачи данных и программное обеспечение, организующее на сервере сбор, хранение и представление данных в удобном для пользователей виде, а также доступ к данным через Интернет. На сегодняшний день продукт установлен более чем на 150 предприятиях Уральского федерального округа, Челябинска и Новороссийска.



– В чем заключается суть работы системы в рамках, допустим, частного сектора, участники которого, как известно, отличаются большими «способностями» в фальсификации данных о потребляемой электро- и теплоэнергии и хищении ресурсов?

– Действительно, идея внедрения ССППУ «Bee. Net» в частном жилом секторе связана с тем, что этому сектору свойственно большое количество незаконных подключений к электроэнергии среди населения. Возможности системы позволяют производить анализ потребления за счет постоянного опроса электросчетчиков, установленных не только у потребителей, но и в трансформаторной подстанции (ТП), питающей улицы. При возникновении превышения ставок по потреблению ресурсов ССППУ выдает на пульте диспетчера звуковой или световой сигнал. Таким образом, при незаконном подключении «Bee. Net» дает сведения диспетчеру, что происходит на данном участке, и локализует участок от ТП до конкретного дома. Помимо этого, предусмотрена возможность отключения потребителя от электроэнергии при использовании счетчиков со встроенным выключателем. Потребителю данная система интересна тем, что, обладая информацией о личном потреблении электро-энергии, он может впоследствии регулировать потребление за счет использования некоторых приборов только в период льготного электроучета (ночью) и контроля за организацией – поставщиком электроэнергии.



Результаты применения



– Такая система, вероятно, должна заинтересовать управляющие компании, которые обслуживают коттеджные поселки? Есть ли какие‑то реальные результаты в этом секторе?

– Система «Bee. Net» установлена в одном из коттеджных поселков пригорода Екатеринбурга, который обслуживает коммунальная сетевая компания «АрамильЭнерго». И за один только месяц разница между показаниями, собранными энерго-
сбытом с коммерческих счетчиков внутри частных домов, и показаниями ССППУ «Bee. Net» составила 1800 кВт-ч, что в денежном эквиваленте равно 3 600 рублям. Система вызвала интерес у представителей ТСЖ нескольких коттеджных поселков, сейчас ведется согласование договора с другим элитным поселком «Палникс».



– Как строится работа системы в зависимости от групп потребителей?

– Технологии «Bee. Net» применяются не только для учета электроэнергии и тепла, но и для горячего и холодного водоснабжения, канализационных стоков, пара, газа и т. д.

У комплекса «Bee. Net» существует два варианта построения – коллективный и частный сбор данных. Первый предусматривает сбор показаний приборов учета с передачей данных в коллективный центр ЗАО «ТелеСистемы». В список услуг коллективного центра сбора данных, предоставляемых потребителю, входят: сбор информации с приборов учета и доставка потребителю отчетов по электронной почте; сбор информации с приборов учета и предоставление потребителю доступа к данным через Интернет в любой момент времени; расчет стоимости потребленной энергии и подготовка счета на оплату; предоставление показаний приборов учета энергосбытовым или сетевым компаниям, как по электронной почте, так и по прямым IP-соединениям (по согласованию с потребителем). Коллективная система является наиболее бюджетным способом организации автоматической системы сбора показаний приборов учета из известных на рынке.

Согласно второму варианту, информация передается в центр сбора данных, установленный у потребителя. Этот вариант отличается от предыдущего тем, что данные о показаниях приборов учета передаются в собственный центр сбора потребителя.

В ЗАО «ТелеСистемы» сформирован центр сбора показаний приборов учета, услугами которого пользуются 150 потребителей Свердловской области и Новороссийска. К центру сбора подключено более 1500 счетчиков электрической энергии и счетчик тепловой энергии.

Благодаря созданной системе «Вее. Net» возможности центра сбора ЗАО «ТелеСистемы» по количеству обслуживания точек учета – безграничны, сегодня это 10 миллионов приборов учета. Стоимость услуг, предоставляемых центром, не превышает затрат на содержание штата контролеров, при этом частота и качество предоставления информации значительно превышают существовавшие ранее технологии. Стоимость считывания и предоставление информации в формате получасовых интервалов каждый час с одного счетчика составляет от 100 рублей в месяц. Стоимость считывания и предоставления информации по тарифам один раз в сутки составит от 10 рублей в месяц за один счетчик.

Рассмотрим расходы на приобретение электроэнергии на примере небольшой коммунальной сетевой компании Свердловской области. Итак, допустим, в районе есть 2600 частных и 170 многоквартирных жилых домов, количество промышленных мелкомоторных потребителей – 135, потребителей свыше 750 кВА – 28. Установленные потери на ноябрь 2008 года составили 5,6 процента, фактические (за тот же период) – 19,58 процента. Сумма оплаты за транспорт электрической энергии, полученной сетевой компанией за ноябрь 2008 года, – 3 миллиона 970 тысяч рублей. Сумма оплаты сверхнормативных потерь энергосбытовой компании – 1 миллион 390 тысяч рублей.

Если сделать грубый расчет экономической эффективности для данной электросетевой компании, то оказывается, что срок окупаемости системы составляет 1,4 года, или примерно 17 месяцев. Оплата сверхнормативных потерь за год составит 1 390 000 х 12 = 16 680 000 рублей. Стоимость ССППУ – 24 000 000 рублей с охватом всех потребителей. Выходит, что окупаемость за 1,4 года – не такой уж долгий срок.



Кому это выгодно



– Какие проблемы сопровождают внедрение и функционирование системы и кому выгоден такой «счет»?

– Иногда сбор показаний с приборов учета затруднен из‑за недопуска в частные владения либо ввиду отсутствия самих приборов учета в жилых помещениях, немаловажную роль играют и хищения электроэнергии со стороны населения. И наконец, энергосбытовая компания сама может, так сказать, формировать неполные данные о потребленной электрической энергии. Система сбора показаний приборов учета позволяет, прежде всего, сбыту предоставлять фактические показания приборов учета у потребителя в реальном времени каждый месяц, производить проверку расхода электроэнергии абонентом на рабочем месте при согласовании с оплатой, сократить время на сбор показаний и формирование отчетов.



– Как администрация региона оценивает новую систему контроля энергоресурсов?

– Положительно, учитывая то, что внедрение системы способствует сокращению энергопотерь, а также позволяет эффективно выполнять программу энергоэффективности региона. Органы власти проявляют заинтересованность новыми технологиями и проектами в сфере энергосбережения. Зачастую именно от администраций городов исходит инициатива создания систем сбора показаний приборов учета в целях оптимизации использования энергоресурсов, минимизации потерь, а также выявления хищений.

Клиент – поставщик: сеанс одновременного контроля
МНЕНИЕ

Главный энергетик ООО «Строительно- монтажное управление «Нова-строй» А. Н. Карасев:

– Система сбора показаний приборов учета энергоресурсов ЗАО «ТелеСистемы» удобна в эксплуатации, доступна по стоимости, многофункциональна, что в наше время актуально.

Главный энергетик торгово-развлекательного центра «Гринвич» В. А. Сосновский:

– С помощью установленной автоматической системы сбора показаний приборов учета энергоресурсов «Вее. Net» появилась возможность качественно и оперативно контролировать и планировать потребление электроэнергии, отчитываться перед ОАО «Екатеринбургэнергосбыт». Документально доказав свои нагрузки, наша организация с января 2009 года перешла на более выгодный для нас «одноставочный» тариф, дифференцированный по диапазонам годового числа часов использования годовой заявленной мощности, что позволило снизить затраты на оплату потребленной энергии на 16 процентов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (126) май 2009 года:

  • Российский уголь: проблемы и решения
    Российский уголь: проблемы и решения

    Российской угольной отрасли предстоит пережить преобразования, сравнимые с реструктуризацией 1990-х годов. ...

  • ВНИМАНИЕ: НОВИНКА! Прибор защитного отключения ПЗР2-3-10-й модели
    ВНИМАНИЕ: НОВИНКА! Прибор защитного отключения ПЗР2-3-10-й модели

    1. Назначение 1.1. Устройства защитного отключения типа П3Р2-3-10-я модель (в дальнейшем – устройства) предназначены ДЛЯ: – Регистрации параметров электрической сети – Защиты электросети от действий абонента: ■ превышения лимита потребляемой мощности; ■ предотвращения хищения электроэнергии; ■ предотвращения чрезмерного потребления реактивной энергии. – Защиты электроприборов потребителя при отклонен...

  • Нано конец света

    Как пишет «Воскресная газета» (Уфа), все люди здоровы и счастливы, пока… Пока нанороботы, превратившие жизнь человека в «золотой век», не станут причиной всемирного апокалипсиса. ...

  • В МРСК Северо-Запада составлен «черный список»
    В МРСК Северо-Запада составлен «черный список»

    Научно-технический совет ОАО «МРСК Северо-Запада» утвердил «Перечень электротехнической продукции, в процессе эксплуатации которой выявлены заводские дефекты». ...

  • Sakhalin Energy подсчитывает убытки
    Sakhalin Energy подсчитывает убытки

    Задержка с запуском первого в России завода по сжижению природного газа обошлась оператору «Сахалина-2» самое меньшее в 1,24 миллиарда долларов США. ...