16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/119/9180.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (119) февраль 2009 года

Тепло для столицы

Энергетика: регионы Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА

Не так давно Москву лихорадило от прогнозов, обещавших в конце января тридцатиградусные морозы. Ожидание экстремальных проверок на прочность подогрело и без того повышенный интерес к надежности Московской энергосистемы.

В том числе ее теплосетевой составляющей. О специфике функционирования теплосетевого хозяйства большого города рассказывает заместитель главного инженера ОАО «Московское теплосетевое хозяйство» Георгий Нейман.

– Георгий Александрович, обещанный метеорологами малый ледниковый период не состоялся, известий о серьезных сбоях с теплоснабжением Москвы этой зимой не поступало. Значит ли это, что Московской теплосетевой компании удастся пройти эту зиму без особых проблем?

– Судя по первым двум месяцам зимы, ОАО «Московская теплосетевая компания» и ее потребители должны пройти отопительный сезон 2008-2009 годов без особых проблем благодаря заделам лета-2008. Капитальный и текущий ремонт, в том числе замена более чем 70 километров тепломагистралей, ремонт 21 насосной станции, замена устаревших задвижек на новую шаровую арматуру, гидравлические испытания трубопроводов (по традиции последних 10-15 лет мы подвергаем трубопроводы более жестким проверкам, чем предписывают действующие до сих пор СНИПы советской эпохи) – все заранее поставленные задачи были выполнены в полном объеме и в положенный срок. Общая стоимость ремонтной кампании 2008 года составила 1,8 миллиарда рублей.

– Много это или мало для такого города, как Москва?

– Немало, если принимать в расчет схожие показатели последних лет и сроки, выделенные на проведение ремонтных работ. Не очень много, если сравнивать итоги ремонтной кампании-2008 с общей протяженностью проблемных тепловых сетей.

Сегодня в ведении ОАО «Московская теплосетевая компания» находится 2300 километров тепловых сетей (80 процентов тепла столица получает через наши сети, оставшиеся 20 процентов – от районных тепловых станций), из них около 600 километров составляют сети, находящиеся в эксплуатации больше 25 лет. «Вылечить» все больные места теплосетевого хозяйства Москвы, в том числе и те, что отработали нормативный срок, в имеющихся условиях нереально. Поэтому наша задача – провести максимально точную диагностику слабых мест, предупредить «болезнь», чтобы не пришлось тратить намного более серьезные средства на лечение «болезни» и ликвидацию ее последствий.

Решением этой задачи занимается созданная в составе Московской теплосетевой компании Служба технической диагностики в количестве тридцати человек. В обязанности этих специалистов входит мониторинг состояния тепломагистралей, сбор и анализ статистической информации, выдача заключений, на основании которых принимаются все решения, касающиеся реконструкции и ремонта.

– Какие методы диагностики, позволяющие «увидеть» эти слабые места, применяет ваша компания?

– Это, к примеру, такая методика, как аэрофотосъемка территории Москвы в инфракрасном излучении (применяется начиная с середины 1990-х годов). Она позволяет в прямом смысле слова «видеть» участки повышенных теплопотерь, отслоение изоляции, места подтопления грунтовыми водами. И затопление трубопроводов грунтовыми водами, и отстающая изоляция – все это создает повышенную опасность развития коррозии. Чтобы понять, насколько опасна эта «болезнь» московских трубопроводов, нужно учитывать, что максимальная скорость развития коррозии составляет до одного миллиметра в год.

– Легко представить, к каким последствиям может привести прорыв трубопровода в центре мегаполиса. А существует ли московская специфика, которую необходимо учитывать при проведении профилактических обследований, ремонтов, словом, при определении текущей политики работающей в столице теплосетевой компании?

– Такая специфика, разумеется, есть. Основные условия и одновременно помехи, с которыми необходимо считаться при проведении профилактических обследований и ремонтов, – загромождающие дворы и проезды автомобили, знаменитые московские дорожные пробки, высокая плотность застройки, которая буквально не оставляет свободного места.

Для того чтобы просто открыть люк, не говоря о более серьезных работах, необходимо получить согласование в десятке инстанций, и в этом отношении нам очень помогает специальная договоренность с правительством Москвы. А для того, чтобы устранять последствия энергетических ЧП в максимально короткие сроки, в столице действует регламент взаимодействия жилищных и энергоснабжающих организаций, утвержденный правительством Москвы. Этот документ координирует действия всех отвечающих за энергоснабжение города и безопасность населения служб, включая ГИБДД, жилищно-эксплуатирующие организации, Московскую энергетическую компанию, отвечающую, помимо прочего, за обслуживание центральных тепловых пунктов столицы.

Основной принцип стратегии взаимодействия – взаимная ответственность, «один за всех, и все за одного». Тот, кто первым прибывает на место повреждения, приступает к работе раньше всех, обеспечивая безопасность для прохожих и автотранспорта, вне зависимости от того, к чьей зоне ответственности относится аварийный участок. И особая роль в ликвидации энергоаварий принадлежит нашей системе диспетчерского управления, не только подающей сигналы о положении дел в теплосетевой системе, но и минимизирующей последствия аварий и отказов для потребителей.

– Как часто возникает подобная необходимость?

– В последний раз это произошло буквально на днях, 1 февраля, в связи с повреждением на столичной ТЭЦ-16. Это было заметное даже по столичным масштабам ЧП, но, по большому счету, его заметили только энергетики. Все потребители, получавшие тепло от ТЭЦ-16, были срочно переведены на резервную схему питания от ТЭЦ-12, ТЭЦ-21 и других источников, а сама авария была ликвидирована в кратчайший срок.

– Буквально на днях Юрий Лужков заявил о необходимости создания резервной системы тепло- и электроснабжения для Москвы. Как вы считаете, насколько актуальна эта идея и на уровне глобальной стратегии, и на уровне частной инициативы?

– Судя по росту числа обращающихся к нам заявителей, желающих получить технические условия на строительство дополнительных резервных тепломагистралей, эта тенденция достаточно актуальна. Основания для получения ТУ не так уж сложны, основное условие – согласие на строительство собственной резервной котельной или теплотрассы. Пока этот процесс только начинается. Свои резервные теплосети имеют социальные объекты Москвы (в том числе родильные дома, больницы), ряд особо важных учреждений и знаменитый Московский зоопарк, который тоже никак нельзя оставить без тепла.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (119) февраль 2009 года:

  • Второй агрегат ГЭС «А Вуонг»

    После успешных 72‑часовых испытаний второй гидроагрегат ГЭС «А Вуонг», в оснащении которого участвовало российское ОАО «Силовые машины», передан в эксплуатацию. Тендер на участие в строительстве ГЭС «А Вуонг» компания «Силовые машины» выиграла в 2005 году в консорциуме с японской компанией Sumitomo Corporation, подписавшей контракт на поставку оборудования для машинного зала станции «под ключ». Доля «Силовых машин» в общей стоимо...

  • Южная ТГК будет реструктуризирована

    Группа «ЛУКОЙЛ», главный акционер Южной ТГК (ТГК-8), создает в Волгограде «дочку» Южной генерирующей компании – ООО «Волгоградская генерация», а также централизованную компанию ООО «ЛУКОЙЛ – Теплотранспортная компания». Новая структура будет обеспечивать теплом потребителей Южного федерального округа. По сообщению РИА «Новости», об этом заявил вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Александр Смирнов. – Мы завершаем процесс реструктуризации комп...

  • ТГК-13: тайм-аут для модернизации?
    ТГК-13: тайм-аут для модернизации?

    О состоянии теплосетевого комплекса в зоне ответственности ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», а также о планах его развития и технического перевооружения нашему корреспонденту рассказал главный инженер Енисейской ТГК Евгений Жадовец. ...

  • Работа для тех, кто думает о будущем
    Работа для тех, кто думает о будущем

    Деятельность холдинговой компании «Электрозавод» – ведущего российского и мирового производителя разнообразного трансформаторного оборудования позволяет удерживать высокий уровень отечественных технологий в области электроэнергетики. Пуск нового предприятия компании на территории Башкирии усилит эти позиции и даст новый импульс развитию энергомашиностроительного комплекса республики и страны в целом. О перспективах промышленного гиганта...

  • Просто выжить – не главная цель
    Просто выжить – не главная цель

    Обеспечивать теплом – дело ответственное, и ссылки на сложные финансовые обстоятельства здесь неуместны. ...