16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/113/8843.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21 (113) ноябрь 2008 года

Водоугольные перспективы

Нефть, газ, уголь Евгений КАРПОВ, главный инженер проектов института «Новосибирск-теплоэлектропроект», ОАО «Сибирский ЭНТЦ» 949

Недавнее сообщение в СМИ о том, что на обогатительной фабрике (ОФ) «Черниговец», входящей в «СДС-Уголь», был смонтирован, налажен и опробован в работе узел приготовления кавитационного водоугольного топлива (ВУТ), в очередной раз напомнило о том, что работы по переходу от прямого сжигания угля к ВУТ продолжаются. Но сейчас – уже на принципиально иной основе.

Идея водоугольного топлива далеко не нова. С начала 1970‑х годов прошлого века в ряде стран, в том числе в США, Канаде, Италии, Китае, ведутся работы по исследованию и созданию опытно-промышленных, демонстрационных и коммерческих установок по производству и использованию водоугольного топлива (ВУТ). Сейчас лидером в данной технологии является Китай, где ВУТ занимаются три научно-исследовательских центра, работают шесть заводов по его производству, а на котельных и электростанциях при сжигании ВУТ производится до 2 миллионов кВт энергии.

Для России эта технология тоже не в новинку. В конце 1980‑х был построен опытно-промышленный углепровод Белово – Новосибирск протяженностью 264 километра и производительностью 3 миллиона тонн ВУТ в год, функционировавший до середины 1990‑х. ВУТ сжигалось на Новосибирской ТЭЦ-5. Основной задачей проекта была апробация способа транспортировки угля на большие расстояния трубопроводным транспортом и его последующее сжигание. Для того чтобы стать текучей смесью, получаемая суспензия требовала добавления дорогостоящих пластификаторов, к тому же во время транспортировки по разным причинам происходило его периодическое забивание. Никаких неразрешимых проблем по сжиганию получаемого топлива не существовало. Официальной причиной остановки стала экономическая неэффективность, все же основную роль в гибели проекта, имевшего статус опытно-промышленного, сыграла общеэкономическая ситуация середины 1990‑х годов. Потому вполне понятен преобладающий с тех пор в кругу котельщиков скепсис в отношении этого направления.

Однако растущая стоимость мазута все чаще заставляла обращать свои взоры в сторону этой технологии, и новое решение, дающее ей право на полноценную жизнь, было найдено. Теперь надежды на развитие использования ВУТ связаны с новым способом приготовления топлива – кавитационной технологией. В результате измельчения твердого компонента смеси (угля) на кавитационных мельницах суспензия приобретает новые свойства, а именно стабильность на протяжении длительного времени (контрольные образцы выдерживаются около трех лет) и пластичность без каких‑либо присадок. Кроме того, полностью высушенное топливо переходит при добавлении воды в состояние устойчивой суспензии без механического побуждения. В условиях зимних низких температур немаловажно, что оно не увеличивает объема при замерзании, а после размораживания восстанавливает свои исходные свойства.

Если не вдаваться в многочисленные технологические подробности приготовления и сжигания, стоит отметить, почему данная технология представляет интерес для массового тиражирования. В современных условиях высоких цен на отдельные энергоносители применение суспензионного угольного топлива является реальной возможностью замены не только «грязного» угля и малоэффективных методов его сжигания в слоевых топках, но и дорогостоящих жидких и газообразных видов топлива. При этом зачастую мазутные и газовые станции не имеют площадей по углеподготовке. Терминал по подготовке ВУТ можно расположить на удалении от станции и доставлять топливо цистернами или по трубе. При этом меньшие размеры агрегатов по приготовлению КаВУТ позволяют снизить затраты на строительство угольной электростанции на 10 процентов за счет отказа от угольного склада, больших и громоздких элементов топливоподачи: узлов пересыпки, конвейеров, мельниц помола.

Если при приготовлении ВУТ традиционным помолом требовались марки качественного угля «Д» и «Г», то КаВУТ этого не требует. На действовавшей на Енисейском ЦБК установке в результате проведения промышленного эксперимента по приготовлению КаВУТ было переработано 39 тонн угля марки СС. Полученное топливо хорошо сгорело в котлах. Столь невысокая требовательность к исходному сырью и привела к тому, что идеологи технологии обратили взоры на отходы углеобогащения. Полученные на их основе образцы КаВУТ сжигались на испытательных стендах в Новокузнецке и Раменском, и результаты этих проверок положительны.

Пожалуй, именно с углеобогатительными фабриками связаны ближайшие перспективы развития КаВУТ. Это позволяет сделать сама технология углеобогащения: после отделения нужного количества концентрата продукт, который раньше шел в отвал, можно тут же превращать в КаВУТ, тем самым получая на выходе сразу два продукта. Такое решение с последующим двухстадийным сжиганием в котельной реализуется на ОФ «Черниговец».

Провод, Котельная, Топливо, ТЭЦ, Энергия , Кабельная арматура, Электростанция,

Водоугольные перспективыКод PHP" data-description="Недавнее сообщение в СМИ о том, что на обогатительной фабрике (ОФ) «Черниговец», входящей в «СДС-Уголь», был смонтирован, налажен и опробован в работе узел приготовления кавитационного водоугольного топлива (ВУТ), в очередной раз напомнило о том, что работы по переходу от прямого сжигания угля к ВУТ продолжаются. Но сейчас – уже на принципиально иной основе. <br>" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/113/8843.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.