16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/107/8369.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (107-108) август 2008 года

Борьба за воздух

Наука и новые технологии Петр БЕЗУКЛАДНИКОВ

Тонны вредных веществ ежедневно висят над улицами мегаполиса. Московский воздух содержит множество вредных примесей, например угарный газ, недоокисленные продукты сгорания топлива, свинец и др. Вблизи третьего транспортного кольца, например, воздух загрязнен выхлопными газами в 15‑20 раз выше нормы.

Именно там, на Автозаводской улице, находится ТЭЦ-9 ОАО «Мосэнерго». Неблагоприятная экологическая ситуация вокруг ТЭЦ ведет к росту эксплуатационных затрат, вызывает снижение КПД энергетического оборудования, мощности станции и блоков, возрастает расход энергоносителя. Тяжесть экологической обстановки усугубляется близостью крупных промышленных предприятий: АМО «ЗИЛ», ОАО «Московский шинный завод», ОАО «Автофрамос», ГУП «Пассажиравтотранс». Конечно, экология – не самый главный фактор, влияющий на рост издержек и снижение рентабельности, но уроки глобальной войны за эффективность со всей убедительностью напоминают нам о том, что в финансовых сражениях лишних денег не бывает, здесь «каждое лыко в строку».

Какой же героический поступок надо совершить, чтобы оставить деньги себе? Бросать их на ветер, в прямом смысле этого слова, вредно для здоровья.

Способы минимизации отрицательного экологического воздействия на энергетическое оборудование известны давно. У каждой ТЭЦ есть легкие, которые очищают потребляемую воздушную смесь. В случае с ТЭЦ-9 ОАО «Мосэнерго», где устанавливается газотурбинная установка, – это воздухозаборный тракт (ВЗТ). В состав ВЗТ обязательно должны входить: комплексное воздухо-
очистительное устройство (КВОУ), широкополосный шумоглушитель для обеспечения требований санитарных норм по шуму, воздуховод, предназначенный для подачи очищенного атмосферного воздуха в компрессор установки, а также, в случае необходимости, противообледенительная система.

Поставщиком ГТУ для ТЭЦ-9 является филиал ОАО «Силовые машины» – «ЛМЗ». Поставленная им для нужд «Мосэнерго» ГТЭ-65 – первая газовая турбина среднего класса мощности (от 50 до 100 МВт), изготовленная отечественной промышленностью. ВЗТ для этой уникальной турбины спроектировало и изготовило ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова», входящее в состав ОАО «Группа Е4».

В рамках обязательств перед заказчиком ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова» осуществляет поставку оборудования, шеф-монтаж, пусконаладочные работы и обучение персонала.

При проектировании ВЗТ была создана его трехмерная модель и произведены необходимые тепловые, акустические и прочностные расчеты.

«Результаты компьютерного моделирования позволили разместить ВЗТ в существующем здании ТЭЦ-9 без нового капитального строительства», – отметил Дмитрий Милюков, руководитель группы по изготовлению и поставке ВЗТ для объектов энергетического оборудования ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова».

Для снижения аэродинамических потерь в ВЗТ была выполнена аэродинамическая отработка его масштабной модели на собственном стенде ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова».

Результаты выполненных расчетов и испытаний позволили принять и согласовать с ОАО «Силовые машины» и специалистами ОАО «Мосэнерго» оптимальные компоновочные решения для ВЗТ ГТЭ-65.

В состав ВЗТ для ГТЭ-65 вошли: КВОУ, воздуховод с блоком шумоглушения и противообледенительная система.

ВЗТ проектировался в климатическом исполнении «У» по ГОСТу 15150 для эксплуатации в диапазоне температур наружного воздуха от –40° С до + 45° С, при относительной влажности до 60 процентов и давлении воздуха от 84 до 106,7 кПа.

Одним из важнейших для заказчика стало требование по увеличению гарантийного срока эксплуатации (не менее 36 месяцев). Поэтому на поставленном оборудовании применены раздельные фильтрующие комби‑системы VK-KW 3 RU с увеличенным сроком службы фирмы «ЕМW».

Комби‑системы обеспечивают удобство установки и замены при минимальных трудозатратах. Замена влагоотделителя и фильтра грубой очистки может осуществляться при работающей установке. Влагоотделитель может быть регенерирован 15‑20 раз, что значительно снижает стоимость эксплуатации. Помимо этого, в конструкции фильтрующих элементов предусмотрен замер перепада давления на ступенях, что позволяет производить замену фильтров по фактическому состоянию.

КВОУ размещено внутри здания электростанции и защищено от прямого воздействия атмосферных осадков. Оно обеспечивает трехсторонний забор воздуха и состоит из девяти модулей вохдухообогрева и девяти модулей фильтров, трех байпасных блоков, которые расположены на каждом ярусе КВОУ, и площадок обслуживания.

В качестве запорного устройства вместо традиционной установки в воздуховоде массивного шибера в модулях установлены алюминиевые защитные роллеты. Они перекрывают проточную часть при неработающем двигателе, а также создают более комфортные условия для обслуживания ВЗТ.

Модуль фильтров включает в себя фильтрующие элементы, дренажную систему, датчики и конечные выключатели. При обслуживании персоналу легко заменять влагоотделители и фильтры грубой очистки.

Байпасные блоки имеют противовесную систему клапанов с возможностью регулирования усилия при открытии. Предусмотрен электрообогрев уплотнений створок клапанов для предотвращения их примерзания. В байпасных блоках установлены фильтры грубой очистки компании «ЕМW», класс фильтрации G4 по ГОСТу Р 51251.

Для снижения уровня шума всасывания компрессора ГТЭ-65 в воздуховоде установлен блок шумоглушения пластинчатого типа. Блок состоит из двух ступеней и обеспечивает уровень шума всасывания компрессора не выше 80 дБА в соответствии с действующим ГОСТом. Воздуховод покрыт тепло- и звукоизоляционным материалом и обшит профилированным листом. Глушитель и внутреннюю поверхность воздуховода специалисты ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова» выполнили из коррозионностойкой стали, руководствуясь требованиями заказчика и современными тенденциями в мировой практике.

Все системы управления и сигнализации ВЗТ согласованы с АСУ ТП ГТЭ -65. В систему управления поступают сигналы о температуре воздуха в воздуховоде за КВОУ, разряжении воздуха перед компрессором, перепаде давления на ФГО, перепаде давления на ФТО, о закрытом и открытом состоянии роллет, о закрытом и открытом состоянии байпасных клапанов, об открытом состоянии дверей, сигнал о включении электроподогрева уплотнений байпасных клапанов.

Такая система позволяет обслуживающему персоналу контролировать работу ВЗТ с пульта управления, что обеспечивает простоту обслуживания при эксплуатации установки.

После окончания изготовления ВЗТ 28 июля 2008 года специалисты ОАО «НПО ЦКТИ им. Ползунова» на своей территории в присутствии представителей заказчика и монтажной организации – ОАО «Мосэнергомонтаж» выполнили контрольную сборку ВЗТ ГТЭ-65.

«Контрольная сборка показала полную совместимость всех элементов воздухозаборного тракта, что говорит о стабильно высоком качестве изготовления энергетического оборудования. Это означает для ОАО «Мосэнерго» снижение издержек при монтаже, пусконаладке и эксплуатации», – отметил генеральный директор ОАО «Группа Е4» Петр Безукладников.

Разработка и создание воздухозаборных трактов в ОАО «НПО ЦКТИ» ведется в полном соответствии с «Общими техническими требованиями к системам фильтрации воздуха для энергетических газотурбинных установок». В разработке этого документа приняли активное участие сотрудники ОАО «НПО ЦКТИ».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 15-16 (107-108) август 2008 года:

  • Атомный концерн меняет форму собственности

    Концерн «Росэнергоатом» преобразован в открытое акционерное общество. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом выпустило распоряжение «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (ФГУП). По этому документу концерн из федерального государственного унитарного предприятия преобра...

  • Что мешает внедрению новых угольных технологий?

    «Новые угольные технологии? Это абсурд», – скажут рабочие котельных. И тем не менее применение инноваций в угольной отрасли не только существует, но и является необходимым, – если, конечно, мы заинтересованы в качественном сжигании угля, приносящем не только экономическую прибыль, но и решающем основную современную проблему энергетики – проблему энергосбережения. Именно об этом рассказывает Клавдия Ивановна Мишина из ...

  • «Зимняя» вода в столичных домах будет дорогой, но горячей

    Тариф на теплоснабжение в Москве может быть повышен на 25 процентов уже в следующем году. Об этом рассказал гендиректор ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) Александр Ремезов. По его словам, с 1 января 2009 года начнет производиться перевод потребителей на двусоставный тариф, в котором будет учитываться отдельно мощность подаваемого тепла и объем его потребления. При этом, отметил Ремезов, температура окружающег...

  • Безопасность шахтеров

    «Южкузбассуголь» провел мероприятия по усилению контроля за безопасностью труда горняков. В рамках особого положения по безопасному ведению горных работ, объявленного 12 июня администрацией области, компания «Южкузбассуголь» (предприятие «Евраз Групп») провела комплекс мероприятий по усилению контроля за безопасностью труда горняков. В течение месяца специалисты управления по промышленной безопасности и охране труда компании провели н...

  • Красноярский край готовится к «топливной революции-2008»

    Уже в следующем году край должен войти в список нефтяных «эмиратов» Сибири. Планы более чем реальные, и нет никаких сомнений, что их удастся осуществить. Предпосылки – нефтяной проект «Ванкор», проекты «Газпрома», НГК «Славнефти» и ТНК-ВР. Как отмечают в департаменте экономического планирования и промышленной политики администрации Красноярского края, в настоящее время «Ванкор» вошел в активную фазу развития, разворачиваются проекты ТН...