16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/104/8030.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (104) июнь 2008 года

Унифицированная система топливоподготовки

Новые технологии к. т. н. Игорь ДУБРОВИН, к. т. н. Евгений ДУБРОВИН

Применение жидкого нефтяного топлива ухудшенного качества (с высокой долей ароматических углеводородов, асфальтенов, смол и воды), производимого из нефтей северных и северо-восточных месторождений нашей страны, требует внедрения в технологический цикл топливоподготовки новых технологических процессов обработки топлива перед его сжиганием.

В настоящее время существует большое количество устройств, реализующих (дополнительно к традиционным способам обработки нефтяного топлива) новые процессы топливоподготовки. Однако наибольшее распространение в России в силу объективных причин получили роторно-пульсационные и струйно‑кавитационные устройства.

На практике применение указанных устройств не всегда приводит к желаемым результатам, поскольку зачастую они устанавливаются в систему подачи топлива произвольно, без учета ее особенностей (гидродинамических характеристик элементов штатной топливной системы, типа и количества насосов, характеристик и расхода используемого топлива, параметров и режимов работы топливосжигающих установок и т. д.), а также без гидродинамического расчета существующей топливоподающей системы, работающей совместно с дополнительно установленными устройствами. В большинстве случаев предлагаемые устройства для обработки топлива устанавливаются без учета конкретных условий их функционирования в составе штатной топливоподающей системы, что зачастую приводит к отрицательным последствиям, в частности, значительному перерасходу топлива и электроэнергии, ухудшению процесса его горения, повышению золо-, коксо- и нагарообразования и т. п.

Длительные исследования и многолетний опыт решения вопросов использования топлива показывают, что высокое качество обработки нефтяного топлива может быть достигнуто только за счет применения специальной системы топливоподготовки, рассчитанной для конкретной топливной системы с учетом ее особенностей.

Авторами в 1989 году создана и успешно внедряется в течение последних 15 лет «Система топливоподготовки унифицированная (СТУ)», которая рассчитывается по оригинальной специально разработанной универсальной методике. Универсальность разработанной методики заключается в возможности ее применения для гидродинамического расчета элементов СТУ, работающих в составе топливоподающих систем всех типов топливосжигающих передвижных (в том числе и судовых) и стационарных установок: котлов, печей, газотурбинных, дизельных и карбюраторных двигателей и т. д., сжигающих различные виды жидкого топлива–от керосина и бензина до топочного мазута.

Использование методики позволяет не только определять гидродинамические параметры топливной системы, но и рассчитывать геометрические характеристики проточных частей основных элементов СТУ: диспергирующих устройств (ДУ) струйно‑кавитационного и (или) роторно-пульсационного типов, непосредственно осуществляющих обработку исходного жидкого топлива. Методика позволяет определять геометрические характеристики проточных частей ДУ на всех режимах работы топливосжигающих установок (от 10% до 110% нагрузки по топливу) в широком диапазоне температур подогрева топлива (если таковой требуется) на всех этапах его подготовки к сжиганию.

Система топливоподготовки унифицированная является системой-приставкой к штатной топливоподающей системе топливосжигающей установки, выполняется по прямоточной схеме или по схеме с промежуточной емкостью и может включать один и более контуров обработки топлива. СТУ работает при функционировании штатных топливных насосов совместно или раздельно с топливной системой.
СТУ выполняет (в зависимости от поставленной задачи) следующие функции:
– улучшение физико-химических характеристик низкосортного топлива: снижение вязкости, плотности, повышение текучести, дробления, гомогенизации и усреднение состава со снижением температуры подогрева, то есть так называемое облагораживание высоковязкого мазута (повышение эффективности сжигания топлива);
– приготовление высококачественных топливных смесей с заданной концентрацией компонентов;
– приготовление высококачественных водотопливных эмульсий с заданной концентрацией компонентов;
– перевод работы котла (-ов) на отопление более дешевыми видами нефтяного топлива;
– термическую утилизацию нефтесодержащих жидкостей (ГОСТ 21049‑86) и огневое обезвреживание загрязненных вод;
– повышение экологической чистоты энергетического объекта и повышение эффективности сжигания жидкого нефтяного топлива.

Впервые данная система была разработана для ВМФ и реализована в 1989‑1990 годах на боевых кораблях Черноморского флота для повышения дальности плавания корабля и огневого обезвреживания нефтесодержащих вод.

В 1991‑1992 годах СТУ была адаптирована, в том числе, и к низкосортному высоковязкому топочному мазуту марки М-100, сжигаемому в промышленных котлах котельной ППО «Стройдеталь» (г. Санкт-Петербург) и котельной НИИ «Морфизприбор» (Карельское отделение).

В данных случаях решались задачи:
– повышения эффективности сжигания нефтяного топлива и огневого обезвреживания нефтесодержащих вод в условиях стационарного котельного комплекса;
– термической утилизации органических отходов путем применения системы на НПО «3вездочка» (г. Северодвинск, Архангельская область – 1993 год), на нефтебазе «Ручьи» ПТК «Терминал»
(г. Санкт-Петербург – 1999 год) и на масложировом комбинате (г. Бельцы, Республика Молдова –2000 год);
– улучшения качественных характеристик мазута, так называемое «облагораживание» топлива: снижение плотности, вязкости и получение однородной структуры было проведено в котельном цехе ТЭЦ-5 АО «Ленэнерго» (г. Санкт-Петербург –1998 год) и на котельной ПЭГУП «Псковоблэнерго» (г. Пыталово, Псковской области – 2000 год);
– перевода работы котлов, работающих на дизельном топливе или флотских мазутах, на сжигание более дешевого низкосортного высоковязкого нефтяного топлива на котельной фабрики-прачечной Октябрьской железной дороги (г. Санкт-Петербург – 2002 год) и на котельных жилищно-коммунального хозяйства поселков Извара и Рабитицы (Ленинградская область – 2002 год).

Перед внедрением СТУ прошла комплексные испытания в течение 5 лет с привлечением ведущих научно-исследовательских организаций России и стран СНГ: ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, ЦНИИ КМ «Прометей», ЦНИИ МФ, СКБК, ЦКТИ им И. И Ползунова и Института биологии южных морей АН Украины (г. Севастополь) и защищена 15 патентами РФ на изобретение. Стоимостъ СТУ определяется после обследования объекта и зависит от мощности котельного комплекса.

В 1995 году Система топливоподготовки унифицированная получила первое место в ежегодном конкурсе МО РФ, в 2000 году – Гигиенический сертификат Министерства здравоохранения РФ, а в 2003 году – два диплома за второе и третье места в ежегодном конкурсе Госэнергонадзора по г. Санкт-Петербургу и региональной энергетической комиссии при администрации г. Санкт-Петербурга.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (104) июнь 2008 года:

  • К Олимпиаде – с новыми мощностями

    Южная генерирующая компания ТГК-8 ведет строительство парогазовой установки мощностью 410 МВт на Краснодарской ТЭЦ. Сооружение установки существенно повысит надежность работы энергосистемы Краснодарского края, демонстрирующего ежегодный устойчивый рост спроса на электрическую энергию, обусловленный динамичным развитием промышленности и сельского хозяйства региона, зон отдыха Черноморского побережья, а также проведением Олимпиады-2014 в...

  • Посещаете ли вы отраслевые выставки и конференции?

    Роман Лыков, «главный по выставкам» газеты «Энергетика и промышленность России» (pr@eprussia.ru): Для меня результаты опроса не стали неожиданностью. Особенно если учесть, что сайт нашего издания посещают, в первую очередь, специалисты отрасли. Конечно же, выставки – это интересно. А работа в неформальной обстановке часто бывает плодотворнее официальных переговоров. Самые удачные выставки объединяют на одной площадке предприятия и их...

  • На шахтах поменяют системы аэрогазового контроля

    Письмо с таким предписанием Ростехнадзор разослал руководству всех угольных шахт России. Главное требование – добиться осуществления непрерывного контроля содержания угарного газа. Угольные пласты могут выделять целый «букет» газов, повышенная концентрация которых может являться опасной для человека, среди них – метан, азот, углекислый газ, сероводород. Причем выделение газов из угля может продолжаться бесконечно. В своем сообщен...

  • Первый камень заложен

    На «Заводе «Сарансккабель» (входит в состав группы компаний «Севкабель-Холдинг») был заложен первый камень в основание первого в России корпуса по производству высоковольтных силовых кабелей напряжением до 500 кВ. Это важное событие не только для саранского завода и «Севкабель-Холдинга» в целом, но и для всей кабельной промышленности страны. На церемонии закладки первого камня присутствовало руководство Республики Мордовия и г. Саранс...

  • Украина: Отключение ТЭЦ грозит экологической катастрофой

    Отключение от газоснабжения Калушской ТЭЦ – единственного поставщика тепловой энергии для производственных потребностей ООО «Карпатнафтохим» и ЗАО «ЛУКОР» (Ивано-Франковская область), может привести к полной остановке этих предприятий и создаст угрозу эколого-техногенной катастрофы, сообщается в пресс-релизе «Карпатнафтохима». По информации пресс‑службы этой компании, «Газ Украины» 29 мая поручил «Ивано- Франковскгазу» отклю...